Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интеграция педагогов и специалистов по работе с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Интеграция педагогов и специалистов при ознакомлении дошкольников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, с национальной культурой Башкортостана

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Обратиться к истокам поможет история, ведь её содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, природе.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В последние годы в отечественной системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появилось несколько новых комплексных программ, которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям потому, что все взаимосвязано.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.
Главной задачей детского сада выступает закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту.
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Отбор содержания деятельности по каждому направлению работы должен быть осуществлен с учетом приоритета коррекционно-развивающих задач, актуальных для большинства детей с ОВЗ, и должны способствовать решению тех задач, которые были сформулированы после психолого-педагогического обследования группы и каждого ребенка. Приемлемые формы работы для каждой темы: комплексные занятия, беседы, игры, труд, наблюдения, театральная деятельность, художественно-творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, макетирование), чтение, рассказывание, научно-поисковая деятельность (опыты, исследования, проект экскурсии, тематические презентации.
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции.
Задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя, её семантической стороны, формирование навыков понимания и построения развёрнутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с родным краем позволит сформировать нравственно-патриотический компонент в базисных характеристиках личности ребёнка-дошкольника:
• интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду, любовь к природе родного края;
• интерес к истории родного края, желание заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
• интерес и уважение к культуре и традициям башкирского народа;
• интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице, городу, республике;
• восприятие людей другой культуры, других традиций, выделяя в них существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, трудолюбие, справедливость, взаимопомощь.
Наиболее значительную часть по степени развития на познание составляют региональные образовательные программы: «Земля отцов», «Я Родину свою хочу познать!» (Р.Х.Гасанова), «Я-Башкортостанец» (Р.Л.Агишева), «Оскон», (Ф.Г.Азнабаева), «Мой край - Башкортостан» (Ф.Ф.Фазлыева), «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» (Л.И.Марченко), «Башкирская мозаика», «Учусь вырезать», «Башкирское народное декоративно- прикладное искусство дошкольникам» (А.В. Колбина).
В региональных нормативно-правовых документах развитие дошкольного образования республики нашли отражение в Законе «Об образовании» РБ, Конституции Республики Башкортостан, «Концепции дошкольного образования Республики Башкортостан» и.т.д.

Рекомендуем посмотреть:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Мнемотехника
Полезные советы для родителей по развитию речи у ребёнка 2-3 лет | Как научить ребенка произносить шипящие звуки Ж и Ш
Опубликовано: 1294 дня назад (4 октября 2020)
Просмотров: 409
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!