Ребенок «молчун» в детском саду (Из личного опыта воспитателя)
Автор: Ковалева Екатерина Александровна - МАДОУ №52 "Детство" город Великий Новгород
Цель: помочь неговорящему ребенку "молчуну" адаптироваться в условиях МАДОУ
Задачи:
- установить тактильный контакт с ребенком
- создать условия для адаптации ребенка в коллективе сверстников
- развивать речь ребенка
- создать условия для развивития творческих способностей ребенка
Новый учебный год, новые детки от трех до четырех лет…
Знакомимся, присматриваемся, налаживаем контакты…
Проходит неделя, две, месяц – детки постепенно раскрываются, каждый со своим характером, своими интересами и желаниями. Стараюсь к каждому найти подход, заинтересовать. И вот они уже бегут к тебе навстречу, обнимают, говорят, как соскучились за выходные!!! Разбегаются маленьким группками, о чем - то весело лепечут, придумывают игры, не забывая и про меня. Обязательно «сварят» кофе, «накормят» вкусной кашей.
Но одна девочка отличается от других деток, тем, что постоянно молчит. Заходя в группу, не подходит поздороваться, чаще играет одна, не контактируя с другими детьми.
Что делать? Главное выстроить правильную линию дальнейшей работы…..
Провожу беседу с родителями, выясняю, что девочка дома разговаривает, но речь не понятна, отдельные звуки и слоги.
Начинаю активное наблюдение за ребенком, при этом ставлю перед собой цель – установить с ней близкий тактильный контакт.
Старюсь, как можно чаще хвалить ее, погладить по головке, взять за руку, обнять, наладить тактильный контакт.
Не проходит и не дели, как я вижу отличный результат! Девочка утром бежит ко мне улыбающаяся, обнимает меня и садится на ручки. При этом я с ней постоянно разговариваю, задаю вопросы: как дела? Кто тебя привел и т.д. Ребенок улыбается, но молчит. Еще, через какое то время, начинает реагировать на мои вопросы киванием головы. Взаимоотношение со сверстниками то же начинает меняться, девочка начала включаться в сюжетно – ролевые игры! Она очень аккуратная, везде наводит порядок. Детки ее не отталкивают, значит все хорошо, девочку приняли!!!
Немного огорчает то, что начинаю замечать агрессивность с ее стороны по отношению к детям. Когда они ее не понимаю, может толкнуть или ущипнуть.
Разговариваю с ней, объясняю, что так нельзя, она улыбается и прижимается ко мне, значит, поняла, вот и хорошо!
Продолжаю наблюдать…
А девочка то талантлива!!!! Рисует, лепит, любит заниматься аппликацией и поет!!! Да, да, именно поет на музыкальных занятиях!!! «Цепляюсь» за это открытие и начинаю разучивать с ней песенки, она мне подпевает!!! В это же время начинаю заниматься с группой детей нетрадиционными видами аппликации, и ее включаю в наши занятия. Каждое наше «творение» дополняю стишком, или потешкой. Работа с крупами очень хорошо влияет на развитие мелкой моторики, что напрямую связано с развитием речи. Девочка с удовольствием занимается творчеством, проявляет индивидуальность в своих работах, включается в групповое сотворчество.
Все чаще слышу, как она общается с детьми, хоть речь и не всегда понятна, но контакт налажен! Перед уходом домой, она теперь не только обнимает меня, но и говорит, кто за ней пришел.
Дальнейшая работа заключается в тесной взаимосвязи воспитателя, родителей и логопеда. Но главную для себя задачу я выполнила, девочка освободилась от своего «кокона», влилась в наш дружный коллектив, нашла себе друзей и любимое занятие!!!
Что же я считаю главным в работе с такими детьми?!
• Работа с родителями
• Налаживание близкого тактильного контакта (ребенок должен тебе доверять)
• Помочь ребенку освоиться в новом коллективе, включая ее в игру, групповые занятия
• Выявить увлечения ребенка, зону ближайшего развития, создать развивающую среду
• Совместно с логопедом разработать индивидуальный маршрут ребенка
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет
Опыт работы воспитателя ДОУ. Стихи Маршака
Родители - друзья детей
Опыт работы воспитателя ДОУ. Театральная деятельность для старших дошкольников