Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в рисовании на основе нетрадиционной техники. Статья
Автор: Неменущая Екатерина Михайловна, воспитатель
Место работы: МБДОУ № 150, г. Ростова-на-ДонуСтатья на тему: Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в рисовании на основе нетрадиционной техники.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В концепции дошкольного воспитания задача развития творчества детей, уникальности и неповторимости каждого, была выдвинута как одна из центральных задач детского сада. Кроме того, в концепции выдвигается задача создания в ДОУ условий, способствующих проявлению самостоятельности, инициативы творческих способностей детей. В связи с этим возникает необходимость в углубленном изучении и разработке новых подходов к формированию творчества в дошкольном возрасте.
Работы психологов А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера и др. доказали, что творчество развивается уже в дошкольном возрасте в процессе обучения.
В педагогической науке художественно-творческому развитию детей посвящены исследования Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др. В исследованиях подчеркивается необходимость разрешения данной проблемы, начиная с дошкольного возраста, характеризующегося особой сензитивностью к различным видам художественной деятельности, в которой важную роль в развитии творчества дошкольников играет изобразительная деятельность.
В настоящее время проблемой развития творчества дошкольников в изобразительной деятельности, в частности, в рисовании занимаются Т.С. Комарова, Р.Г. Казакова, И.А. Лыкова и др. По их мнению, изобразительная деятельность должна постоянно находиться в центре внимания педагога, так как она имеет неоценимое значение для развития творческого потенциала ребенка.
В практике работы ДОУ некоторые воспитатели с целью развития творчества дошкольников в рисовании используют нетрадиционные техники. Однако для многих воспитателей в руководстве изобразительном творчеством дошкольников имеет место инертность в реализации данной задачи, преобладает шаблон в построении занятий по рисованию, перенос передового опыта в практику своей работы без учета условий ДОУ, уровня подготовки детей. Сохранившийся формализм в подходах развития изобразительного творчества дошкольников в ДОУ не позволяет в достаточной мере полноценно использовать богатые возможности нетрадиционных техник рисования в педагогическом процессе, что крайне отрицательно сказывается на формировании личности ребенка, его творческих способностей.
Итак, в связи с изменившимися взглядами на образование, ориентированное на развитие и самообразование творческого потенциала личности, актуальностью проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и недостаточное использование в практике работы ДОУ нетрадиционных техник рисования определили цель нашего исследования: выявить пути развития творчества дошкольников на основе нетрадиционных техник рисования.
Формирующий эксперимент состоял из трех этапов, и проводили его с детьми экспериментальной группы. Задачами первого этапа были следующие: создание у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования; обучение детей нетрадиционными техниками рисования, способами их использования.
Много внимания на первом этапе формирующего эксперимента уделяли предметной развивающей среде, которую создавали с учетом принципов, выделенных В.А. Петровским.
На начальном этапе проводились занятия, целью которых было вызвать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования. Педагог демонстрировал перед детьми разные нетрадиционные техники рисования, раскрывал способы их использования. Дети сразу же задавали вопросы: «А мы будем рисовать тычками? Отпечатывать красивые листочки?»
На последующем занятии дети рисовали сухой жесткой кистью «Лиса», «Береза». Такие занятия доставляют детям радость и удовольствие, их фантазии и творчеству не было конца. Они с гордостью показывали свои рисунки родителям. Занятие по теме «Осень» предполагало освоение новой нетрадиционной техники рисования по сырой бумаге. Ребята стремились передать цветом хмурую, дождливую, грустную осень. На основе таких занятий у детей закрепляется интерес к нетрадиционным техникам рисования, также совершенствуются их технические навыки.
Учитывая результаты первого этапа формирующего эксперимента, мы определили задачи второго этапа: расширение представлений детей о нетрадиционных техниках рисования, овладение им для передачи выразительности образа в рисунке; постановка на занятиях творческих заданий, вызывающих у детей стремление экспериментировать, находить новые пути решения задач в рисовании.
Целенаправленно развивать детское творчество возможно лишь при условии, если педагог раскрывает перед детьми все многообразие нетрадиционных техник рисования, предоставляет им возможность экспериментировать, выбирать с учетом их выразительных средств и, таким образом, решать творческие задания.
Выдвигая перед детьми творческие задания, мы постоянно усложняли их, вводили новые нетрадиционные техники, раскрывали способы изображения, предлагали экспериментировать и выбирать техники с учетом выразительных средств. Немало творчества и фантазии дети проявили в освоении тычкования, когда изображали первый снег. Много усилий и стараний приложили дети при рисовании «Цветов в вазе» для подарка маме. Используя акварель и жесткую сухую кисть, ребята передали колорит цветов. Приобретая умения и навыки владения нетрадиционными техниками рисования, ребята стали больше заниматься рисованием в свободной самостоятельной деятельности.
Чтобы углубить работу с детьми по развитию творчества, мы определили задачи третьего этапа формирующего эксперимента: учить детей создавать образы в рисунке на занятиях по замыслу с учетом выразительных средств нетрадиционных техник; использовать кружковую работу с целью развития творчества дошкольников.
На занятиях по замыслу мы не давали каких-либо установок и указаний. Дети самостоятельно определяли замысел, тему рисунка, изобразительно подходили к отбору нетрадиционных техник рисования с учетом их выразительных средств.
Кроме того, нами был организован кружок «Творчество и фантазия», где дети занимались рисованием по желанию. В группе была организована «Стена творчества», периодически оформлялась выставка детских рисунков, что привлекло внимание родителей. Также с родителями была проведена консультация на тему: «Как научить ребенка рисовать», где родителям рассказали о методах и приемах нетрадиционного рисования. Повели с детьми и родителями конкурс «Лучший рисунок» с использованием нетрадиционных техник рисования. Работа кружка способствовала закреплению у детей ранее полученных навыков и умений владения нетрадиционными техниками рисования, развитию их творчества.
Проведенное по данной теме исследование выявило следующее: применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и нетрадиционными техниками: подкрашенной мыльной пеной, свечой, пальчиками и т.д.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, доставляет детям множество положительных эмоций и способствует развитию творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, ответственного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что успешно творчество дошкольников в рисовании может развиваться при: созданий предметно-развивающей среды; формированию у детей представлений о нетрадиционной техники рисования; постановке творческих заданий, вызывающих у детей стремление экспериментировать нетрадиционными техниками рисования; установлении преемственности ДОУ с семьей, ориентированной на развитие творчества детей.
Список литературы:
1. Казакова Р.Г., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.,2004 г.
2. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей. М., 2002 г.
3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения, развития детей 2-7 лет. Карапуз. М., 2007 г.
4. Подашуль Н.В. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии. Ростов н/Д, 2001 г.
Рекомендуем посмотреть:
Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей
Как воспитать творческую личность?
Нетрадиционная техника рисование на тему "Осень" в 1 младшей группе
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Похожие статьи:
Развитие творческих способностей детей в игре