Детский творческий проект "Мир моря" для детей старшей группы.
Автор: Никулина Екатерина Петровна, МБДОУ № 26 "Сказка"I Ведение
Актуальность проблемы: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.
Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей, о работе морского флота. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан
детский образовательный проект «Мир моря».
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».
Детская цель проекта: познакомить детей с жизнью морских обитателей и значения моря в жизни людей.
Задачи проекта:
1)Сформировать у детей представления о морских обитателях;
2)Дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;
3)Совершенствовать навыки речевого общения;
4)Развивать творчество, воображение, фантазию;
5)Формировать желание пользоваться специальной терминологией;
6)Формировать навыки поисковой деятельности;
7)Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
8)Воспитывать бережное отношение к природе.
Объект исследования: море.
Ожидаемые результаты:
1)овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
2)имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
3)знают о взаимосвязи с другими обитателями;
4)имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
5)сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
Вид проекта: групповой, исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6 лет.
Продолжительность проекта: данным проектом занимались в течении 1 года.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный и художественный руководитель).
Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, оригами, лепка.
Работа с родителями:
1)рекомендации родителям по отдыху с детьми на море.
2)фотовыставка «Подружись с волной!».
3)совместное творчество по составлению литературных произведений.
Продукт проектной деятельности:
1)панно «Морские жители»
2)коллекция ракушек
3)макет «Подводный мир»
4)рисунки «Золотые рыбки»
5)«Мир моря»
6)сухой аквариум
7)коллекция ракушек,
8)фотовыставка «Подружись с волной!».
Презентация проекта: представление на педагогическом совете; проведение родительского собрания; оформление выставок.
II. Реализация проекта
1. Познавательное развитие
Беседы:
«Море в опасности!»
Цель: выяснить, какие опасности грозят морю и его обитателям
«Сокровища морей»
Цель: познакомить детей с сокровищами морей: жемчугом и кораллами.
«Морские растения» (Приложение 1)
Цель: познакомить детей с морскими растениями и их разнообразием.
«Все о ракушках»
Цель:познакомить детей с ракушками, их разнообразием и пользой для человека.
«Рыбы – кто они?
Цель: уточнить и расширить представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи.
Рис. 2 Дети рассматривают открытки «Пестрый мир аквариума»
«Гроза океанов: большая белая акула, гигантская медуза – бойтесь больших щупальцев»
Цель: познакомить с морскими животными, которые несут опасность людям.
«Кем быть?»
Цель: закреплять и пополнять знания о существующих в настоящее время профессиях, связанных с море».
Рис. 3 Дружная команда корабля
Познавательные занятия
«Моря бывают разные»
Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.
«Путешествие по глубинам морского царя».
Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
«Морские чудеса». (Приложение 2)
Цель: закреплять первоначальные представления о морях и океанах; формировать знания об обитателях морского дна; воспитывать эстетическое отношение к природе; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
«Чайка»
Цель: уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать ножницами и иголкой; развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику; воспиты-вать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.
Наблюдение:
«Аквариумные рыбки»
Цель: закрепить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников; учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами; укрепить желание ухаживать за рыбками.
Рис. 4 Дети наблюдают за аквариумными рыбками
«Черепаха»
Цель: посмотреть внешнее строение черепахи, как передвигается, чем питается; предложить детям поухаживать за ней и угостить ее.
Рис. 5 Дети наблюдают за черепахой.
Экспериментирование:
«Научи яйцо плавать» (Приложение 3)
Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
«Кристаллизация соли»
Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли в природе.
Задачи:
1.Приготовить солевой раствор.
2.Проследить за кристаллизацией соли.
3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, палочка, скрепка, шнурок.
Ход эксперимента:
1.В стакан налить воды и добавить 3 столовые ложки соли.
2.Размешать воду до полного растворения соли.
3.Положить скрепку, привязанную к деревянной палочке.
4.Стакан поставить на солнечное окно.
Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.
Рис. 6 Выполнение опыта по кристализации соли
«Кристаллизация соли в процессе нагревания».
Цель: экспериментальным путем доказать нахождение соли в воде.
Задачи:
1. Приготовить солевой раствор.
2. Проследить за процессом кристаллизации в процессе нагревания.
3. Сделать выводы о кристаллизации соли в процессе нагревания.
Материалы и оборудование: солевой раствор, спиртовка, пробиркодержатель, металлический сосуд.
Ход эксперимента:
1. Набрать водопроводную воду в стакан и добавить 3 ст. ложки соли.
2. Налить небольшое количество воды в металлический сосуд и поставить на спиртовку придерживая пробиркодержатилем.
3. Довести солевой раствор до кипения.
4. Проследить за процессом кристаллизации.
5. Сделать выводы о том, почему при нагревании из солевого раствора образуются кристаллы соли.
Вывод: при нагревании солевого раствора происходит испарение воды , а кристаллы соли остаются на дне сосуда.
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.
2. Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира»,
С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
П. П. Ершов «Конек – Горбунок»
М. Чубученко «Морские сказки».
Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.
Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок.
Г.Р. Лагздынь
Заучивание пословиц и поговорок о море:
Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого губит.
- Море любит смелых да умелых.
- Перед морем все равны.
- Учись, матрос,— капитаном будешь.
Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения
Рассматривание репродукций картин:
- И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,
- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,
- А. Боголюбов «Парусник в море»;
3. Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Занимательная зоология»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.
Рис. 7 Играют в занимательную зоологию
«Угадай на ощупь»
Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с завязанными глазами.
Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя в руках.
Рис. 8 Пытаются отгадать морское животное с завязанными глазами.
«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необхо-димые окошки своих карточек.
Рис. 9 Дети играют в зоологическое лото.
«Отгадай загадку» (Приложение4)
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта».
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.
Рис. 10 Пытается найти выход из морского лабиринта.
Настольная игра (пазлы) «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику рук, логику.
Ход игры: из мелких деталей собрать картину.
Рис. 11 Девочки пытаются собрать «Подводный мир»
Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.
Рис. 12 Фигура из игры «Море волнуется …»
«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».
Рис. 13 Рыбак пытается поймать рыбок
«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.
Рис. 14 Изображение акулы в игре «Водолаз»
Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле»
Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.
Рис. 15 Путешествие на корабле.
«Подводная экспедиция»
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать к развертыванию сюжета.
«Аквалангисты»
Цель: познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки.
4. Продуктивная деятельность
Рисование:
«Морской пейзаж»
Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского пейзажа.
Рис. 16 Дети акварелью рисуют морской пейзаж
«Золотая рыбка»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке.
Рис. 17 Дети рисуют золотых рыбок
«Аквариумные рыбки»
Цель: Создание макета аквариума с рыбками, на основе полученных знаний о среде обитания морских рыб. Учимся находить сходства и отличия морских и аквариумных рыб.
«Морские обитатели»
Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.
Рис. 18 Дети рисуют морских обитателей.
«Морское дно»
Цель: продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение и творчество.
Аппликация:
«Необычные рыбки»
Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу, дорисовывать необходимые детали фломастером.
«Рыбы в аквариуме»
Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
«Подводный пейзаж»
Цель: учиться работать с природными материалами и при помощи них передавать красоту морского дна .
Рис. 19 «Подводный пейзаж»
Берег морской
Цель: Закреплять у детей технические навыки аппликации путем нарезания и приклеивание шерстяных ниток. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.
Рис. 20 Берег морской
Лепка:
«Ракушки»
Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки, закрепляя знания детей о их внешнем виде.
«Морское дно» (пластилинография)
Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.
Рис.21 Дети выполняют работу
Оригами
«Краб»
Цель: развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.
«Теплоход»
Цель: Познакомить детей с новыми способами складывания бумаги. Развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.
«Рыбка»
Цель: закрепление умения складывать бумагу в нужном направлении; закрепление внешнего строения рыб.
III. Заключение
1. Анализ результатов проектной деятельности:
Критерии оценивания результата проектной деятельности:
Высокий уровень (3 балла). Ребенок без особого труда распределяет морских обитателей по видам; аргументируя свой выбор. Соотносит представителей морской фауны со средой обитания (берег, воздух и вода). Знает характерные признаки. По изображению называет морских обитателей. Называет без особо-го труда несколько морских профессий, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении морских обитателей по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Может определить некоторых обитателей моря по картинкам и назвать некоторые морские профессии. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки, назвать морских обитателей и профессии. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомые.
Подсчет результатов:
Начало проекта - высокий – 16 баллов, средний – 9 – 13 баллов, низкий – 3 балла;
Конец проекта - высокий –18 баллов, средний –14 – 16 баллов, низкий –12 баллов.
Сравнительная диаграмма результата проектной деятельности на подготовительном и заключительном этапе, %
Вывод:
Анализ результатов показал, что произошли значительные изменения в знаниях дошкольников. Наглядно полученные данные представлены в диаграмме.
В отличие от результатов диагностирования, проведённых в начале проекта, знания детей увеличились почти на 40%.
50% дошкольников достигли высокого уровня знаний. Полученные результаты подтвердили доступность для освоения детьми, старшего дошкольного возраста, отобранного содержания знаний о море и морских обитателях.
Анализ результатов детей со средним уровнем развития изменился в меньшую сторону на 35% и составляет всего 40 %.
Дети, с низким уровнем выявленные в начале проекта (15%), которым характерно выполнение действий путем проб и ошибок с нарушением мер предосторожности. Это объясняется сложностью для восприятия и освоения ребенком самого объекта, а так же недостаточной помощью и вниманием со стороны родителей к данным проблемам детей.
По результатам диагностирования на заключительном этапе детей с низким уровнем развития снизился (5%) и составляет 10%, что говорит об эффективности и необходимости продолжения работы с детьми в данном направле-нии.
Итак, сравнительный анализ данных доказал действенность и эффективность разработанных педагогических условий формирования знаний о море и морских обитателях.
Наиболее эффективными являются следующие методы и приемы работы: дидактические игры, рассматривание картин и фотографий с изображением моря и морских обитателей, чтение специально подобранных произведений художественной литературы с последующими беседами по ним, специально организованные занятия, индивидуальная работа, разнообразные формы работы с родителями.
2. Продукты проектной деятельности
По итогам реализации проекта была проведена презентация и родительском собрании, педагогическом совете, организованы выставки детских работ, оформлен макет подводного мира, изготовлен сухой аквариум и фотовыставка «Подружись с волной!»
V. Выводы
В ходе осуществления проекта «Мир моря» дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека. В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же помогло их общению в ходе проекта. Детям были даны знания о труде моряков на корабле и профессиях связанных с морем.
Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами. Они без особого труда могли изо-бразить внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет животное в природе.
Большая работа была проведена с родителями. Для них были разработаны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на море. Так же было проведено родительское собрание на тему проекта. Родители оказали помощь в создании фотовыставки: «Подружись с волной!»
В начале и конце данного проекта был проведена диагностика, которая по-казала, что после проведения проекта «Мир моря» у детей увеличилось количество знаний этой теме. Данный проект показал достаточно высокий результат
Таким образом, в ходе данного проекта были созданы условия для воспитания у детей экологической культуры, были развиты познавательные и творческие способности.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике
Проект в старшей группе детского сада
Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"
Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»