Тема урока: Развитие речи
Цель: способствовать ознакомлению с приемом противопоставления в тексте; содействовать обучению в составлении собственного текста с приемом противопоставление.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: различать текст и предложения, подбирать заголовок к тексту, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по исходному тексту;
получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – оценивают свои достижения, отвечают на вопросы, соотносят изученные понятия с примерами;
коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение;
регулятивные – организовывают свое рабочее место под руководством учителя, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование личностного смысла учения.
Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку, раздаточный материал, презентация.
Сценарий урока
I. Мобилизующий этап
1. Приветствие
2. Проверка готовности к уроку
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Через тернии к звёздам. Шёл я к победе, Неуверенной поступью тихо шагая.
И звезда, яркая в небе
Светила всегда мне, путь освещая… слайд1
-Девизом нашего урока будет пословица, записанная на доске
«Через тернии к звездам». Слайд2
- Что такое тернии? ( Тернии -это препятствия)
- Я думаю, что сегодня на уроке каждый из вас готов углубить свои знания преодолеть все препятствия и добиться успехов. Если на протяжении всего урока успех будет достигнут, то на этой доске появятся яркие красивые звездочки, звездочки – успеха. А если где-то не все будет гладко, возникнут какие-то проблемы, то появятся уже другие звездочки более тусклые.
- А теперь ребята, давайте с вами послушаем легенду
« Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жёны прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследования богини, Зевс обратил нимфу в Большую Медведицу ,а её любимую собачку- в Малую Медведицу и взял их на небо.»
- Что я вам сейчас прочитала?
( Вы прочитали нам легенду)
-К какому стилю речи относится легенда?
( Легенда относится к художественному стилю)
- Можно ли легенду назвать текстом? Докажите.
( Различные ответы учащихся)
-Определите тип текста.
( Этот текст- повествование, так как в нём повествуется о происхождении созвездий Большой и Малой Медведицы)
-Как вы думаете, какая сегодня тема урока?( Развитие речи, работа с текстом)
- Какие цели мы сегодня поставим на уроке?
III. Актуализация знаний
1. Чистописание. Упражнения для рук
- Запишите число, классная работа.
- Посмотрите на доску, что вы видите? (заглавную и строчную букву «Х» и «х».)
- Какие это буквы? (согласные)
-Для чего нужна заглавная и строчная буква? (С заглавной начинается предложение, так же имена, клички животных, географические и астрономические названия.)
- Запишите их в тетради, до конца строки, чередуя заглавную и строчную.
- Ребята, посмотрите на доску, перед вами слова. Составьте из этих слов предложение. (Зима- холодное время года.)
- Почему мы пишем Зима с заглавной буквы? (начало предложения, название города)
- Запишите предложение в тетрадь. Сядьте правильно, тетрадку положите под наклоном, пишем с начало строки.
IV. Первичное усвоение новых знаний
1. Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков.
Игра «Наоборот»
- Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы должны назвать противоположное слово в ответ.
Нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
«Наоборот»
Скажу я слово
Высок а
А ты ответишь:
Низко
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь
… (близко)
Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
…. (пол )
Скажу я слово
Потерял
И скажешь ты:
… (нашел)
Скажу тебе я слово
Трус
Ответишь ты:
Храбрец
Теперь – Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) !
2. Обобщение признаков, введение термина
Группировка по парам
- Выписать пары слов с противоположным значением.
Подниматься, толстый, свет, узкий, худой, ночь, горький, опускаться, широкий, сладкий, тьма, день, красный, прохлада. Слайд3
Дополнение предложений
- Посмотрите на доску, дополните начатое предложение словами с противоположным значением. Слайд4 (распределяют)
Начала предложений:
а) В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике…
б) Наступила весна, все ожило: и огромные дубы, и высокие сосны, и кустарники, и …
в) Впереди старые, сильные лебеди, …
г) Умный себя винит, …
д) Солнце восходит в Калининграде, …
Дополнения:
а) тепло и спокойно
б) крохотные кустики брусники
в) сзади летели те, которые были моложе и слабее.
г) глупый – своего товарища.
д) а на Дальнем Востоке оно уже заходит.
- Ребята, какие же слова мы с вами подбирали? (Противоположные)
- А как вы думаете, как называется этот прием? (Противопоставление)
3. Уточнение формулировки
- Итак ребята, давайте же с вами посмотрим на слайд и проверим, к правильному ли выводу мы с вами пришли. Слайд 5
Противопоставление – сравнить, указав необходимость, противоположность одного и другого.
Физкультминутка
Беседа
- Ребята, как вы думаете, что такое противопоставление?
«Противо…» - первая часть сложных слов в значении препятствующий, противодействующий чему-нибудь.
V. Первичная проверка понимания
- А теперь ребята, откройте учебники на с. 100-101, упр 2. Прочитайте.
-Что необходимо сделать?
У моего друга громкий смех и сломанный велосипед. – У моего друга громкий смех, но сломанный велосипед.
2. Костя ходил в красных ботинках, и только глаза у него были зелёные. – У моего друга зеленые глаза. Ходит он в красных ботинках.
3. По улице промчался синий, окрашенный в красную краску автомобиль. – По улице промчался синий с красной полоской автомобиль.
4. В библиотеку вошли двое - мальчик и девочка. Они были братьями. – В библиотеку вошли брат с сестрой.
5. Мальчик боялся глубины и поэтому плавал на берегу. – Мальчик боялся глубины и поэтому плавал недалеко от берега.
- Какие же ошибки допущены?
1. Слова смех и велосипед — неоднородные члены, предложения не равноправные по значению, а ппротивоположны, следовательно, нужно заменить союз "и" на "но".
2. Грамматические основы не связаны по смыслу, поэтому их нужно разбить на отдельные предложения.
3. Сказано, что автомобиль синий, он не может быть окрашен в красный цвет, неправильная формулировка.
4. Мальчик и девочка не могут быть братьями. Следует сформулировать предложение правильно.
5. Берег — это сухое место у реки, на нём не получится плавать. Нужно выразиться так: рядом с берегом.
- Прочитайте текст упражнения 1 с.100
- Что необходимо сделать с текстом?
- Как вы его озаглавите?
- Давайте составим с вами план слайд 6
План
1. Сестры
2. Кипящий сиреневый куст
3. Рябина весной и осенью
4. Кисти сирени и гроздья рябины
5. Снова зацветет
6. Справа сирень, слева рябина
- Обратите внимание, как строится текст: деревья – сестры и в то же время противоположности. Автор все время противопоставляет их. Давайте запишем, по каким признакам деревья противопоставляются.
1) По цветению и созреванию плодов:
Сирень – весной кисти, плодов нет.
Рябина – осенью гроздья, цветы невзрачные.
2) По красоте: сирень – весна, рябина – осень.
3) Языковые средства языка.
Метафора – скрытое сравнение: кипящий куст
Эпитет, передающий цвет: струночки ржавенькие
Контекстуальные антонимы – кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются; весенняя сестра, осенняя сестра.
Олицетворение – сирень хочет поглядеть, хороша ли нынче рябина.
Работа в группах слайд в презентации
- А теперь ребята, поработайте в группах и заполните таблицу, опираясь на текст:
Что сравнивается сирень рябина
Сестры весенняя Осенняя
Цветы Кипящий куст Цветов никто не замечает
Плоды Стручки ржавенькие Рябиновые гроздья
Весна Кто думает весной о рябине?
август Иногда цветет
Работа с пословицами слайд 7
- А теперь ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите перед собой? Пословицы.
Прочитайте, давайте подумаем над их значением.
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Что посеешь, то и пожнешь
VI. Первичное закрепление
Самостоятельная работа
- А теперь попробуйте самостоятельно написать свой собственный текст, выбрав предметы или явления и одновременно сравнивая и противопоставляя их по каким-либо признакам
Проверка
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- С каким же приемом мы с вами познакомились на сегодняшнем уроке?
- Что значит противопоставление?
- Где может использоваться олицетворение?
- Какие приемы мы с вами еще сегодня вспомнили?
- А теперь ребята, давайте с вами украсим нашу елку. Розовый шар - кто доволен своей работой на уроке
- А кому было сегодня трудно украсьте елку фиолетовым шаром.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по развитию речи в 3 слабослышащем классе по теме: Жизнь животных зимой
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе для детей с ОВЗ
Конспект урока по развитию речи, 3 класс. Изложение по опорным словам