Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы воспитателя детского сада. Профилактики проблем детско-родительских отношений

«ОРГАНИЗАЦИЯ «КАЧЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ» СЕМЬИ, КАК ОДНОЙ ИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ»
Если человек не знает,
что ему делать в часы досуга,
то тогда у него «портится голова,
сердце, и нравственность»
К.Д. Ушинский

Психологи пришли к выводу: потребность быть любимым является основной эмоциональной потребностью человека. Порой родители не догадываются, насколько это просто - проявить любовь! Не задумываются, часто ли звучат слова любви в доме, часто ли они ласково обнимают ребенка, сколько «качественного времени» ему уделяют - такого времени, когда их внимание полностью отдается ребенку, когда они что-то делают вместе.
Развивающий потенциал детского досуга мало исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг – мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры.
Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Анализ методических рекомендаций для родителей (М.А.Михайлова и Е.В.Горбина, Н.А.Избекова, Н.И.Москаленко) показывает, что здесь превалирует традиционный подход к детскому досугу как отдыху и развлечению, но не как к средству развития. Предлагаемые рекомендации в большей степени касаются проведения детских праздников и развлечений в семье, различных видов отдыха и релаксации ребенка.
Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства (Б.А.Титов). Данное обстоятельство стало решающим при определении приоритетов в нашей работе.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Цель - научить родителей организовывать семейный досуг в целях профилактики проблем детско-родительских отношений, используя при этом опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с педагогом.
Исходя из актуальности проблемы и цели работы, нами были выделены объект и предмет работы. Объектом данной работы является профилактика проблемы детско-родительских отношений, а предметом - организация семейного досуга.
Главными задачами работы были:
- показать актуальность проблемы в целом;
- определить необходимость проведения данной работы с родителями дошкольников;
- организовать как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями;
- способствовать педагогическому просвещению родителей, и организации семейного досуга
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченых, многодетных, неполных, опекунских семьях.
Наш детский сад является садом оздоровительной направлености, его посещают дети имеющие контакт с тубинфицироваными (11 человек), дети перенесшие тубинфекцию (2 человека), дети, имеющие вираж туб пробы (2 человека). Мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста. Практически весь контингент родителей нашей группы состоит из молодых семей. К сожалению, не все они социально благополучные. Из 15 семей, дети которых посещают нашу группу, 6 - неполные семьи (3 семьи, в которых матери являются одиночками, 3 семьи, где родители пребывают в разводе), 3 - неблагополучных семьи, 1 - опекунская семья.
Начальный этап работы, цель которого – выявить сильные и слабые стороны традиционной практики семьи в организации досуга младших дошкольников - нами был проведен средствами анкетирования, наблюдения. В частности, был проведен блиц - опрос родителей детей младшей группы «Наш семейный вечер».
Анализ ответов выявил, что большинство родителей (64%) осознают значимость содержательного детского досуга для развития ребенка, однако преобладают суждения о его развлекательной сущности. Родители заботясь, как они считают, о развлечении ребенка в выходные дни («дать возможность ребенку отдохнуть от детского сада»), практически никак не организуют свободное время детей в будни. Организуя досуг, взрослые относятся к детям скорее как к объектам, чем субъектам досуговой деятельности.
Родители недооценивают развивающие возможности содержательного досуга в семье, что, несомненно, требует повышения их педагогической культуры в данном вопросе. Однако, из собственной практики можем сделать вывод о том, что родители редко обращаются к воспитателям по вопросам организации досуга в семье.
Таким образом, проведенный на начальном этапе блиц-опрос показал, что родители младших дошкольников нуждаются в педагогических знаниях для организации содержательного досуга ребенка в семье. Родители испытывают трудности в организации детского досуга из-за недостатка времени, опыта, из-за недооценки важности данного вида деятельности, незнания способов организации, приемов руководства, возрастных особенностей детей, игнорирования желаний и интересов своего ребенка.
В период проведения начального этапа работы было установлено, что организация культурно-досуговой деятельности в условиях семьи, использование свободного времени в целях развития ребенка и приобщения его к культуре тесно связаны с общей культурой, образованием и педагогической культурой родителей. Семьи с более высоким уровнем достатка и образования родителей чаще предоставляют детям возможность посещать музеи, театры, концерты, организовывают спортивно-оздоровительный отдых вместе с детьми и пр. Это определило направление поиска оптимальной модели взаимодействия семьи и детского сада как институтов социализации с учетом социокультурных традиций досуга, характерного для этноса.
После проведения начального этапа, нами были разработаны разнообразные формы и методы работы с родителями младших дошкольников по вопросам организации семейного досуга. Некоторые из них уже были реализованы на практике, некоторые еще в перспективе.
Более подробно хотелось бы остановиться на одной из форм работы, проведенной нами в данном направлении - акция экологической направленности «Это мы в часы досуга - на огороде».
Практически каждая семья нашей группы выращивает овощи и фрукты на собственном огороде. Когда мы предложили родителям тематику данной акции, они были только за.
Цель данной акции сводилась к тому, что бы грамотно организовать часы досуга в семейном кругу; развивать фантазию, воображение как у детей, так и у родителей; способствовать педагогическому просвещению родителей.
Практическая значимость - помочь родителям осознать важность семейного досуга в упрочнении семейно-родственных отношений и связей; способствовать возникновению сообщества педагогов и родителей как партнеров в организации содержательного детского семейного досуга.
В рамках данной акции семьями реализовывались следующие направления:
- составление фотоколлажа «Вот веселый огород, что в нем только не растет!»;
- выпуск стенгазеты «Лета щедрые дары» (название варьируется на выбор семьи);
- организация выставки «Руки мамы, руки папы и мои ручонки»;
- фоторепортаж о технологии приготовления салата из свежесорванных овощей «Овощи собирали, стол сервировали»;
- организация мастер-класс по вязанию «Связующая нить».
Первая часть нашей акции прошла немного скучновато. Конечно, все семьи включились в деятельность, все порадовали нас своими творческими работами. Но все было стандартно. Сфотографировались с ребенком, поместили фотографию на лист формата А3, принесли в детский сад. Стандартная схема, не правда ли? Участие ребенка, да и родителя в целом, не значительное, можно сказать, минимальное. Проблема не решена!
Тогда мы решили действовать более творчески - организовали выпуск стенгазеты под общим лозунгом «Лета щедрые дары!». Непременным условием было прямое участие детей в изготовлении данных работ. Пусть незначительное, не самое главное, но участие, дабы организовать именно совместную деятельность детей и родителей, а возможно еще и других членов семьи. Вот это уже было интересно! Выставку организовали на первом этаже детского сада, любоваться ею могли все желающие, от которых, кстати, не было отбоя! Выставку посмотрели воспитанники из других групп, сотрудники детского сада. Она вызвала огромный интерес и у детей, и у взрослых.
Следующим предложением с нашей стороны была организация выставки «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», главным предметом которой послужил собранный урожай. Мы предложили родителям составить дома композицию из овощей и/или фруктов и принести ее в детский сад; при этом ребенок вместе с родителями являлся бы непосредственным участником процесса изготовления поделки. Важно, что все это происходит дома, взрослые и дети вместе решают, какую композицию и из каких овощей и/или фруктов они составят. Композиций было много и все они отличались и оригинальностью, и простотой, и присутствием чувства юмора.
Затем мы приступили к оформлению фоторепортажа о технологии приготовления салата из свежесорванных овощей и/или фруктов. Их названия придумывали сами родители совместно с детьми. Мы же рекомендовали им подобрать необычные фотографии, что бы ребенок мог познакомить своих друзей с тем, чего они, возможно, никогда не видели. Родители постарались на славу! Сделали к фотографиям подписи, надписи, интересные, неформальные, зачастую в стихах и с юмором.
Главное, во время приготовления салата и фотографирования дети и родители вместе. И, несомненно, по-настоящему счастливы! Прекрасное время! Ребенок и его родители рядом, у них есть общее дело!
Заключительным, но не последним, этапом нашей акции «Это мы в часы досуга - на огороде!» стал своеобразный мастер-класс по вязанию. Его провела одна из родительниц - Дудрова Екатерина Николаевна. На этот мастер-класс родители принесли крючки, разноцветные нитки, и конечно, фантазию! Екатерина Николаевна сначала показала оптимальный вариант изготовления овощей и фруктов с помощью крючка и шерстяных ниток. А уж затем все родители и их дети постарались на славу! Методическая развивающая среда группы пополнилась значительным запасом «свежесвязанных» овощей и фруктов. Отпала необходимость использовать на занятии пластмассовые муляжи. Конечно, не у всех получилось сразу, но через несколько дней наши трудолюбивые и упорные родители принесли нам целый арсенал связанных редисок, свекл, картофеля, моркови и тд. Как потом, делились родители этот мастер-класс стал для них настоящим открытием собственных умений и навыков, и дома детей уже с младшего возраста они стали учить держать в руках крючок и нитки. Опыт Екатерины Николаевны стал достоянием многих семей нашей группы, а в некоторых, даже превратился в традицию.
Таким образом, родители постепенно изо дня в день, от выставки к выставки, становились непосредственными творцами интересной жизни детей в семье и в детском саду. Интерес и доверие друг к другу позволяют родителям наших воспитанников узнать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию, что помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.
Перспектива дальнейшей работы в данном направлении - на заключительном этапе, - целью которого выступило выявление уровня удовлетворенности детей и родителей совместной досуговой деятельностью внутри семьи (анкетирование), а так же планирование продолжения работы в данном направлении (заказчики - родители, дети), - родители и дети остались вполне довольны проведенной работой. Родители выступили с предложением продолжать работу в данном направлении, ориентируясь на смену времен года:
- осень (акция «Это мы в часы досуга - на огороде!»);
- зима (акция «Это мы в часы досуга - возле елки!»);
- весна (акция «Это мы в часы досуга - выращиваем рассаду!»);
- лето (акция «Это мы в часы досуга - в турпоходе!»).

Помимо этого, родители выступили с предложением отправиться в так называемый «поход». Так как дети младшего дошкольного возраста и, соответственно, с ними в дальний путь пешком не пустишься, мы приняли решение, что это будет совместная поездка в ландшафтный парк города Абакана. По возвращению от туда мы привезли не только множество фотографий, но и заряд бодрости, радости, веселья, а так же массу впечатлений.
Педагогами группы был разработан долгосрочный проект данной направленности, под названием «Это мы в часы досуга!». В котором мы планируем продолжать работу в данном направлении. Нами запланирована большая работа по организации «качественного времени» в целях профилактики проблем детско-родительских отношений. Надеемся, что в дальнейшем работа по данному проекту вызовет такой же отклик у родителей, и, конечно, у детей.
С данным материалом мы принимали участие в конкурсе «Юннат - 2014». Подана заявка на участие в фестивале «Отрытый урок» и Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Детский сад при условии грамотного построения работы, обладает поистине уникальной возможностью постоянного общения с семьей.
Привлекая родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, мы поставили перед собой задачу - научить их использоваться в семье опыт, приобретая в процессе взаимодействия с педагогом - и мы решили ее, реализуя данную акцию.
Родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду, и дома. Интерес и доверия друг к другу позволяют родителям наших воспитанников узнать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию, что помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий семейного досуга для детского сада «Как хорошо, что есть семья» Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет Опыт работы воспитателя ДОУ. Стихи Маршака Консультация для родителей детского сада. Идем в кино
Участник №55 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Мини проект в старшей группе на тему: ЗОЖ | Математическая квест - игра в детском саду в старшей группе
Опубликовано: 2815 дней назад (9 марта 2017)
Просмотров: 1761
0
Голосов: 0
Елена Сергевна Козлова # 12 марта 2017 в 12:13 0
Тема "Работа с родителями" остаётся всегда актуальной в ДОУ. Она несёт в себе колоссальный труд, подготовку, терпение. Насколько ты внимателен к родителям, насколько ты открыт к ним, насколько вежлив и терпелив -настолько и успешным будет взаимопонимание с ними. Каждый контакт, каждое взаимодействие с ними, каждое слово педагога ведёт к положительному результату. Чтобы этот результат был всегда положительным педагог должен быть "мастером душ", психологом, не оставлять без внимания ни одного факта: мы должны уметь радоваться и переживать вместе с родителями.
Широта охваченного материала данного конспекта предполагает достижения положительных результатов при работе с родителями. Многообразие тематического материала несёт повышение интереса взаимодействия родителей и педагога.
Материал следует всем педагогам перенести в свою педкопилку и непременно использовать в своей работе!