Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа дополнительного образования по ИЗО для кружка в детском саду. ФГОС 5-6 лет

Программа дополнительного образования "Развитие творческих способностей детей 5 - 6 лет в изобразительной деятельности". Кружок «Страна фантазий»
Составила: Самонкина Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Оленёнок» п. Нижний Куранах
Описание материала: Предлагаю программу дополнительного образования по ИЗО "Страна фантазий".Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет. Цель: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной, продуктивной деятельности. В программе представлен перспективный план работы на учебный год. Учебно - тематический план включает в себя работу по 5 разделам. Программа может быть полезной воспитателям, педагогам доп.образования, родителям.

Программа дополнительного образования (кружковой деятельности) «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной (продуктивной) деятельности» Кружок «Страна фантазий"
Срок реализации: 1 год
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Учебно – тематический план
3. Содержание программы
4. Методическое обеспечение программы
5. Заключение
Используемая литература
Диагностическая карта

1.Пояснительная записка
Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности применение нетрадиционных технологий, экспериментирование влияет на развитие способностей к творчеству. Все мы знаем, что рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Но желание творить у старших дошкольников пропадает, если у них что- то не получается, если они плохо освоили какие –то приемы, появляется страх что не получится. А через применение разных нетрадиционных способов и техник, через экспериментирование в изобразительной деятельности ребенок получает иногда неожиданную информацию, которая ведет к изменению направленности его деятельности.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления детей о видах, жанрах изобразительного искусства, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни людей, формируют у детей художественные представления, и развивает познавательный интерес. Благодаря разнообразной тематике, дети познают окружающий мир, учатся видеть в нём прекрасное, соотносят увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. Главное – суметь вовлечь детей в творческий процесс.
Новизна программы в том, что занятия включают элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техник изготовления. Ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности детей.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая наиболее ярко раскрывает все их универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Данная программа составлена на основе изучения следующих программ: под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»; «Занятия по изобразительной деятельности в д\с» Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой « Цветные ладошки»; Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д\с». Цель кружка – создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
* Познакомить с разнообразными изобразительными техниками изображения.
* Обучать основам создания разных художественных образов. Развивающие:
* Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
* Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных изобразительных техниках.
* Развивать воображение, мелкую моторику детей.
Воспитательные:
* Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
* Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Ожидаемый результат:
1. Создание детьми художественных образов различными изобразительными материалами и техниками.
2. Сформируются у детей изобразительные навыки и умения, в соответствии с возрастом.
3. Научатся выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
5. Проявление творческой активности детьми и уверенности в себе.
Возраст детей: программа рассчитана на возрастную группу детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Организация занятий кружка: количество занятий: 2 занятия в неделю, 8 занятия в месяц по 25 – 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня. Формы организации занятий:
1. Игры и упражнения,
2. Практические занятия, теоретические занятия,
3. Индивидуальная работа,
4. Подгрупповые занятия с детьми,
5. Самостоятельная деятельность в центре творчества.
Все занятия предусматривают усвоение теоретических знаний, и формирование деятельностно -практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли через продуктивные виды деятельности.
Структура занятия:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 8 минут).
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
4. Словесные игры, игры – драматизации.
Деятельность на занятии строится по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2. Обеспечение главных условий общения.
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4. Использование различных коммуникативных средств.
Методы и приемы работы с детьми:
1. Словесные.
2. Наглядные.
3. Практические.
4. Приемы совместной деятельности.
Методические приёмы
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности). Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения. Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам. Проведение выставок, вернисажей – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Показатели прохождения программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

2. Учебно – тематический план работы
План занятий рассчитан на 1 год.
Раздел I. Вводное занятие, техника безопасности
Раздел II. Аппликация из бумаги
Раздел III. Нетрадиционные способы и техники рисования
Раздел IV. Поделки (объемные) из бумаги
Раздел V. Лепка (пластилин, тесто)

Название тем и разделов
Общее количество занятий Теоретические занятия Практические занятия
1. Вводное занятие, ТБ 4 1 3
2. Аппликация из бумаги 10 1 9
в смешанной технике
3.Рисование 20 2 18
(нетрадиционные техники)
4. Поделки из бумаги 15 2 13
(оригами, квилинг..)
5.Лепка (пластилин, тесто) 10 1 9
+ бросовый материал
Всего занятий: 59 7 52

Количество занятий по месяцам
Месяц Кол-во занятий
Сентябрь 4
Октябрь 8
Ноябрь 8
Декабрь 7
Январь 6
Февраль 6
Март 8
Апрель 8
Май 4
Итого: 59

Перспективный план - сентябрь
Тема Программное содержание Количество занятий
1-2 неделя Диагностика
III Осенние листочки (рисование штампами, отпечатки) Знакомить с новой техникой рисования.
Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. 1 занятие
I техника безопасности Познакомить с правилами пользования ножницами. Учить правильно их держать.1 занятие
II Овощи (фрукты) Учить вырезать овощи и фрукты из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство цвета 2 занятия
Перспективный план - октябрь
Тема Программное содержание Количество занятий
III Сказка про краски Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. 2 занятия
II Ёжик с яблоками Учить вырезать части из бумаги, передавать пропорции. Закрепить приемы работы с ножницами. Развивать внимание,воображение, композиционные умения. 2 занятия
III Нетрадиционное рисование: Колючий ежик (оттиск бумагой) Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания мятой бумаги, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. 2 занятия
V Натюрморт Учить рисовать контур на картоне, размазывать пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт, подбирать цвет. 2 занятия
Перспективный план - ноябрь
Тема Программное содержание Количество занятий
III Веселые ладошки Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. 2 занятия
V Картины из пластилина Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности. 2 занятия
I техника безопасности Продолжать знакомить детей с правилами пользования ножницами. Учить правильно их держать, упражнять в вырезывании разной формы. 1 занятие
II Ветка рябины Формировать умение выполнять аппликацию с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить дорисовывать детали. 2 занятия
IV Снежинки Формировать умение складывать из бумаги снежинку. Упражнять в приемах вырезывания. Развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. 1 занятие
Перспективный план - декабрь
Тема Программное содержание Количество занятий
III Елочка нарядная Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы 2 занятия
I техника безопасности Упражнять в умении вырезать фигуры разных форм из бумаги, картона. Вырезать из бумаги, сложенной пополам или гармошкой. 1 занятие
IV Разноцветная мозаика Продолжать формировать умение составлять мозаику из кусочков пластмассы, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Располагать узор на силуэте. 2 занятия
V Лепка Птичка Учить заполнять силуэт птички пластилином, составлять сюжет, используя бросовый материал (веточки, семечки…) 2 занятия
Перспективный план - январь
Тема Программное содержание Количество занятий
1 - 9 января выходные
III Узоры на окне Отрабатывать технику закрашивания набрызг. Продолжать закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. 2 занятия
IV Дерево счастья –топиарий (квилинг + папье маше) Упражнять в приемах работы в технике квилинг, торцевание. Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности. Развивать воображение – дополнять деталями. 2 занятия
III Рисуем животных из фигур Развивать воображение, творческие способности детей. Продолжать учить составлять образ животного с помощью геометрических фигур. 1 занятие
Перспективный план - февраль
Тема Программное содержание Количество занятий
II «Красивая картинка»
Напомнить правила при работе с ножницами, клеем, бумагой, техника безопасности. Продолжать знакомить с приемами вырезывания из бумаги сложенной вдвое, аккуратно наклеивать. 1 занятие
IV Танк (оригами) Формировать интерес к виду изобразительной деятельности – оригами. Учить складывать лист бумаги пополам, действовать по схеме, дорисовывать детали 1 занятие
III Граттаж «Волшебница Зима» Познакомить с новой техникой изображения. Учить подготавливать лист для работы (основа воском). Развивать воображение – задумывать содержание, процарапывать палочкой. 2 занятия
IV Цветы, птицы (салфетки) Продолжать учить работать с разной бумагой (салфетки, креповая). Показать способы изготовления поделок из бумажных шариков. Развивать мелкую моторику. 2 занятия
Перспективный план - март
Тема Программное содержание Количество занятий
I Техника безопасности Напомнить правила при проведении экспериментов с водой, красками. Техника безопасности при пользовании утюгом для разглаживания рисунков. 1 занятие
III Техника эффект потрескавшегося воска «Комнатное растение» Развивать интерес к исследовательской деятельности – эксперименты с материалом. Познакомить с новой техникой. Развивать творческие способности, дополнять изображение деталями. 1 занятие
IV Цветы из бумаги, фетра (торцевание) Формировать желание сделать подарок своими руками. Учить скручивать бумагу, выкладывать на основу, приклеивать. Развивать художественный вкус. 2 занятия
II Аппликация «Корзинка к Пасхе»» Продолжать учить аккуратно работать с бумагой. Упражнять в знакомых приемах складывания бумаги и вырезывания. 2 занятия
V Фруктовая сказка (тестопластика) Развивать интерес к исследованию – познакомить с лепкой из соленого теста. Закреплять умение делать набросок, заполнять тестом, разукрашивать. 2 занятия
Перспективный план - апрель
Тема Программное содержание Количество занятий
III Рисуем бабочек, цветы (монотипиия) Продолжать знакомить детей с новыми техниками – монотипия. Закреплять приемы работы с красками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать любовь к природе. 1 занятие
II Черепаха Воспитывать эстетическое восприятие природы: учить изображать животных, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно. 1 занятие
IV Петушок (из бумажных шариков) Формировать желание сделать коллективную работу. Продолжать знакомить детей с приемами работы с бумагой – бумажные шарики, подбирать цвет. 3 занятия
V Лепка «Любимые животные» Учить детей работать с пластилином, делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы. 2 занятия
III Рисуем мыльными пузырями Формировать положительные эмоции. Познакомить с приемами рисования цветными мыльными пузырями. 1 занятие
Перспективный план – май
Тема Программное содержание Количество занятий
III Салют победы (цветной граттаж) Развивать умение подбирать цвет и оттенки. Продолжать учить выполнять рисунки в технике граттаж, процарапывать изображение палочкой. 2 занятия
III Рисунки – пушистики (метод тычка) Расширять знания детей о животных. Учить рисовать способом тычка, закреплять умения рисовать разными способами: тычками и концом кисти. 2 занятия
3- 4 неделя Диагностика

3. Содержание дополнительной программы
Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Занятия проводятся во 2 половине дня, в рамках кружковой работы, два раза в неделю в группе наполняемостью не более 6 -8 человек. Продолжительность занятий: -25 - 30 минут. Количество занятий в месяц -8 занятий.
Раздел 1.Вводное занятие, техника безопасности
Знакомство воспитанников с тематикой занятий через показ готовых аппликационных работ и работ, выполненных в технике оригами, торцевания, из салфеток; знакомство с рабочими материалами, техникой безопасности при работе с ними, выработка правил поведения.
Раздел 2. Аппликация из бумаги
Теория: правила работы с бумагой, техника безопасности. Показ техник вырезывания разных форм из цветной бумаги, разными способами.
Практическая работа: использовать в работе показанные техники работы с бумагой. Упражнять в приемах вырезывания из бумаги сложенной пополам; раскатывать бумажные шарики. Закреплять умение составлять из фигур предметную аппликацию и аккуратно ее приклеивать на лист; объединять свои работы в коллективную композицию при помощи взрослого.
Умения и навыки: умение пользоваться приемами работы с бумагой; аккуратно пользоваться клеем, рационально использовать цветную бумагу, ориентироваться на листе при выполнении работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации.
Раздел 3. Нетрадиционные способы и техники рисования
Теория: Рассматривание работ выполненных в разных техниках.
Практическая работа: Приобщать детей к миру изобразительного искусства. Эксперименты с материалом. Знакомить с разными техниками рисования красами, карандашами, (нетрадиционные техники). Упражнять в умении аккуратно закрашивать, подбирать цвет, форму, экспериментировать с цветом, формой, материалами.
Умения и навыки: умение пользоваться карандашами, красками, самостоятельно применять нетрадиционные техники изображения.
Раздел 4.Поделки (объемные) из бумаги
Теория: Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Знакомство детей с техникой «Бумажный комочек». Познакомить с техникой торцевания. Рассматривание готовых работ. Вызвать интерес к художественному конструированию.
Практическая работа: Развивать воображение, творческие способности детей. Научить детей работать с разным материалом – делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы. Развивать мелкую моторику рук.
Умения и навыки: умение создавать оригинальные поделки, передавать характерные особенности, выразительность.
Раздел 5. Лепка (пластилин, тесто)
Теория: Познакомить детей с техникой пластилинография, тестопластика. Развивать у детей воображение и творчество.
Практическая работа: Учить создавать композиции из пластилина, последовательно и аккуратно прикреплять готовые детали на основу. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.
Умения и навыки: умение использовать вылепленные формы для выполнения работ; правильно находить место на листе для выполнения работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении композиции.

4. Методическое обеспечение дополнительной программы
Программа кружка составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А., Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д\с», К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка».
Направленность: художественно-эстетическая.
Возраст: старший дошкольный возраст, дети 5-6 лет.
Срок реализации: сентябрь – май 2017 года Программа кружка представляет содержание, организационные условия, этапы деятельности дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.
Дидактические принципы проведения занятий:
Общепедагогические принципы:
• принцип систематичности и последовательности- системность подачи материала, взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
• принцип наглядности в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
• принцип активности, непрерывности - цикличность построения занятия, занятия составлены на основе предыдущего занятия;
• принцип психологической комфортности - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
Специфические принципы:
• принцип обогащения содержания деятельности – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
• принцип интеграции различных видов деятельности;
• принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Работа по программе строится на основе нормативно – правовых документов:
-декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, семейный кодекс РФ;
-нормативные документы: « Закон об образовании»; -устав ДОУ, локальные акты, образовательная программа ДОУ.
Методическое оснащение занятий:
Оформление и оснащение группы: предметно – развивающая среда направлена на развитие творческих способностей детей. В группе необходимо создание предметно – развивающей среды согласно ФГОС, которая наполнена случайностями, требующими от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность. Для более эффективного усвоения детьми знаний в группе создается центр творчества. Здесь сосредоточены все пособия, игры и упражнения на закрепление сенсорных эталонов, знакомство с разными техниками изображения, развитие мелкой моторики и т.д.
Техническое оснащение занятий( средства) : телевизор, магнитофон, компьютер, ИКТ - электронные презентации, фотоаппарат.
Учебно – наглядные пособия: альбомы, схемы рисования, оригами; книги по изготовлению поделок; изобразительный материал.
Работа с родителями: Консультации. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Выставки.мастер - классы совместно с детьми.

5. Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, основная задача – подвести ребёнка к поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в поделке замысла, своих переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник работы с бумагой предоставляет возможность почувствовать свойства материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании поделок. Итак можно сделать вывод, что такие занятия способствуют успешному развитию у ребенка эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, развитию творческой личности ребенка.

Используемая литература:
1. Аллаярова И. Е. Симфония красок. М.: Гном и Д, 2006г.
2. Козлина А.В. Уроки ручного труда М.: Мозаика- синтез, 2002г.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д\с. М.: Мозаика – си нтез 2016г.
4. Лыкова И. А. Цветные ладошки. М.: Творческий центр Сфера, 2012 ;
5. Малышева А.Н. Аппликация. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
6. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование под ред. Р.Г. Казаковой. М.: ТЦ Сфера, 2005г.
7. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М.: Айрис-Пресс, 2004.
8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в д\с. М.: 2000г.
9. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка. М.: Гном и Д, 2004.
10. Интернет ресурсы.

Диагностическая карта ЗУН
Ф.И. ребенка...
Использует разные способы и приемы рисования.
Использует разные способы и приемы лепки.
Знает и использует цвета и оттенки.
Умеет выполнять задания по схеме.
Владеет приемами работы с бумагой, умеет складывать бумагу… - оригами.
Владеет разными нетрадиционными техниками рисования( 2-3).
Проявляет самостоятельность и творчество.

Условные обозначения:
По всем критериям диагностики оценка дается по трехбалльной системе.
Выполняет самостоятельно – высокий уровень - 3 балла
Выполняет с помощью педагога – средний уровень– 2 балл Не выполняет – низкий уровень- 0- 1 балл
Все оценки суммируются по каждому критерию и по каждому ребенку. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения деятельностью.
Высокий уровень – 16 - 18 баллов; средний уровень – 10 – 12 баллов; низкий уровень – 1- 6 баллов.
Но механизмом оценки результатов является также и и эмоционально – положительное состояние ребенка.
Скачать Программа дополнительного образования "Развитие творческих способностей детей 5 - 6 лет в изобразительной деятельности"

Рекомендуем посмотреть:

Мультстудия в детском саду Кружок по творчеству для дошкольников в детском саду Программа кружка по экологии в детском саду в старшей группе Рабочая программа кружка в детском саду. Подготовка детей к школе
Открытка в виде восьмерки на 8 марта своими руками. Пошаговый мастер-класс с фото
Опубликовано: 1821 день назад (29 декабря 2019)
Просмотров: 78027
+3
Голосов: 3
Ольга Васильевна Яковлева # 30 декабря 2019 в 14:01 +1
Здравствуйте, Елена Александровна! Мне понравилась представленная Вами программа. Грамотно построенная, насыщенная по содержанию, разнообразна по видам продуктивной деятельности. Творческих успехов! голос