Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа кружка в детском саду. Подготовка детей к школе

Рабочая программа кружка "Предшкольная пора"
Описание материала: представляю вашему вниманию рабочую программу кружка по подготовке детей к школе. Материал может быть полезен воспитателям подготовительных групп, родителям.
Пояснительная записка
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Дошкольный возраст самый благоприятный возраст для раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, но, при создании определенных условий:
- условий, которые помогут ребенку совершить переход из детского сада в школу безболезненно;
- условий, которые помогут ребенку поверить в свои силы и быть успешным в учебной деятельности;
- условий, которые помогут сохранить и развить интерес к познанию в дальнейших условиях школьного обучения.
Программа кружка нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
В процессе деятельности дети приобщаются к различным видам взаимодействий, у них обогащаются математические представления, совершенствуется речь и расширяется словарь, также они развиваются и интеллектуально.

Актуальность и целесообразность.
Созданием данной рабочей программы послужил социальный запрос родителей и школы. Готовность ребенка к обучению в школе (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для родителей.

Цель программы:
Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.
Программа состоит из двух блоков.
Первый блок включает в себя развитие речи и обучение грамоте,
второй блок - развитие математических представлений и логики

Основные задачи, которые будут решаться при реализации данной программы:
по первому блоку:
• развитие видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, составлять рассказы, описывать предметы, явления и др.
• развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
• развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
• подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
• развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать.
По второму блоку:
• развитие математических представлений о числах и цифрах;
• знакомство с математическими знаками;
• умение решать примеры на сложение и вычитание до 20;
• умение решать и составлять арифметические задачи;
• знакомство с элементарной геометрией;
• развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
• подготовка руки к письму («печатание» цифр, штриховки, обводилки)
Данная рабочая программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты после реализации программы.
По первому блоку:
- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «звук», «буква», «слово», « предложение»;
- уметь составлять схемы предложений и предложения по схемам, использовать знаки .?,!
- различать гласные и согласные звуки;
- различать согласные твердые и мягкие звуки, обозначать их;
- уметь находить ударный слог в словах;
- свободно и осознанно читать слова и предложения;
- правильно составлять из букв слоги и слова;
По второму блоку:
- ребенок должен различать и называть цифры до 20 и другие математические знаки (сложения, вычитания, знаки больше-меньше, равно);
- уметь решать примеры на сложение и вычитание до 20;
- уметь составлять и решать арифметические задачи;
- владеть понятиями: «прямая», «луч», «отрезок» и др.;
- уметь пользоваться линейкой при измерении;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради.

Организация деятельности:
Основная форма организации работы - игровая, так как именно эта деятельность является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и, именно, в игре развиваются творческие способности ребенка.
При реализации данной рабочей программы применяются различные приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве); используется разнообразный дидактический материал (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); таблицы слогов, предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки, схемы для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи для печатания букв, цифр и др.).
Содержание программы.
(в каждой неделе прописано по два занятия по каждому блоку)
Октябрь
3 – 7 октября 1. Для чего мы говорим? Игра «Полслова за вами» Речь.
Текст. Предложение. Слово. Игра: «Опиши предмет». Кто больше назовет свойств и использование предмета.
2. Понятия Звук и Буква. Зачем они нужны? Игра: «Я знаю...»
Гласные звуки. Мы поем. Работа с гласными звуками. А,У,И

1. Цифры от 0 до 5
2. Состав числа 2. Пишем цифру.

10 – 14 октября
1. Общение, его формы (словесные и несловесные)
Игра 4 «Догадайся, что показал» - пантомима.
Работа с гласными звуками. О, Ы
2. Согласные звуки и буквы. М, Н. (слоги по таблице)
Игра: «Подружи буквы»

1. Состав числа 3. Пишем цифру.
2. На внимание. Штриховка.

17 – 21 октября
1. Согласный звук и буква Х.
2. Согласный звук и буква К. Звонкие и глухие звуки.

1. Состав числа 4. Пишем цифру. Игра «Разложи по-порядку».
2. Работа с клеткой

24 – 28 октября
1. Согласные звуки и буквы Х-К.
2. Согласные звуки и буквы Т, П. Мягкие и твердые согласные.

1. Состав числа 5. Пишем цифру. Математические знаки +, -,=
2. Ориентировка в пространстве

Ноябрь
31 октября – 3 ноября
1. Согласный звук и буква Т.
2. Согласный звук и буква П. Обозначение места звука в слове (схема).

1. Цифры от 5 до 10. Математические знаки > ,<
2. Состав числа 6. Пишем цифру. Числовые домики.

7 – 11 ноября
1. Согласные звуки и буквы К-Т-П. Понятия Предложение, Слово, Слог.
2. Согласный звук и буква В. Графическая модель предложения.

1. Состав числа 7. Пишем цифру.
2. На внимание. Штриховка

14 – 18 ноября
1. Согласный звук и буква Г.
2. Согласный звук и буква Б. Игра 10. «Подружи буквы»

1. Состав числа 8. Пишем цифру. Больше – меньше.
2. Работа с клеткой

21 – 25 ноября
1. Согласный звук и буква Д.
2. Согласные звуки и буквы Д-П

1. Состав числа 9. Пишем цифру.
2. Ориентировка в пространстве.

28 ноября – 2 декабря
1. Гласный звук Е. Деление на слоги.
2. Согласный звук и буква Ф.

1. Состав числа 10. Пишем цифру.
2. На внимание. Штриховка

Декабрь
5 – 9 декабря
1. Согласные звуки и буквы Т-Д. Ударный слог.
2. Согласные звуки и буквы П-Б.

1. Цифры от 0 до 10. Счет до 10 и обратный.
2. Числовая прямая. Больше, меньше
12 – 16 декабря
1. Согласные звуки и буквы К-Г.
2. Согласные звуки и буквы В-Ф. Игра 12. «Составь слово»

1. Работа с клеткой
2. Решение примеров с помощью числовой прямой

19 – 23 декабря
1. Согласный звук и буква С.
2. Согласный звук и буква Й.

1. Геометрические фигуры
2. Обводилки. Работа с клеткой

Январь
9 – 13 января
1. Закрепление. Повторение
2. Согласный звук и буква З.

1. Счет до 15. Числовая прямая.
1. Арифметические задачи на сложение

16 – 20 января
1. Согласные звуки и буквы С-З
2. Согласный звук и буква Л.

1. Счет до 20. Числовая прямая.
2. Арифметические задачи на вычитание

23 – 27 января
1. Согласный звук и буква Ш. Игра 12. «Составь слово»
2. Согласные звуки и буквы С-Ш. Игра 3. «Я знаю»

1. Составление и решение задач на сложение и вычитание
2. Обводилки. Работа с клеткой. Графический диктант.
Февраль
30 января –3 февраля
1. Согласный звук и буква Р. Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони».
2. Согласные звуки и буквы Л-Р

1. Лабиринты. Фигуры из палочек.
2. Числовые цепочки. Деление на 2, 4 части

6 – 10 февраля
1. Согласный звук и буква Ж. Игра 19. «Колокольчики»
2. Согласные звуки и буквы. Ж-Ш. Составление предложений по схемам.

1. Больше, меньше. Ориентировка в пространстве.
2. Геометрические формы. По стрелкам.

13 – 17 февраля
1. Гласный звук Ё.
2. Согласные звуки и буквы З-Ж.

1. Решение примеров с помощью счетных палочек.
2. Объединение в группы по признакам.

20 – 24 февраля
1. Согласный звук и буква Ц. Игра 16. « Буква заблудилась»
2. Согласные звуки и буквы С-Ц. Игра 21. «Слова»
Составляем предложение по схеме

1. Знакомство с отрезком.
2. Работа с клеткой

Март
27 февраля – 3 марта
1. Согласный звук и буква Ч. Игра 18. «Когда это бывает»
2. Гласный звук Я. Игра 2. « Опиши предмет». Лабиринт (со словами)

1. Знакомство с линиями.
2. Составление арифметических задач

6 – 10 марта
1. Гласный звук Э. Игра «Всё быстрее» (читаем на скорость).
2. Согласный звук и буква Щ. Игра 15. «Молоточки»

1. Задачи для ума
2. Ориентировка в пространстве

13 – 17 марта
1. Согласные звуки и буквы Ш-Щ. Пишем и читаем. Печатные прописи.
2. Гласный звук Ю. Слова - предметы. Живое - неживое.

1. Изучаем время
2. Занимательная геометрия.

20 – 24 марта
1. Мягкий знак Ь. Пишем и читаем. Печатные прописи.
2. Твердый знак Ъ. Развиваем связную речь. Слова - действия.
Игра 1. «Полслова за вами»

1. Орешки для ума
2. Составление арифметических задач

27 – 31 марта
1. Пишем и читаем. Печатные прописи.
2. Слова-признаки. Игра 16. « Буква заблудилась»

1. Изучаем время
2. Занимательная геометрия.

Апрель
3 – 7 апреля
1. Пишем и читаем. Печатные прописи. Знаки ?, ! и .
2. Составление предложений по схемам, со знаками ?, ! и .

1. Отрезки. Изучаем время.
2. Работа с клеткой

10 – 14 апреля
1.Связная речь (Алгоритмы времен года).
Игра 8. «Сочини сказку о предмете». Ударение.
2.Связная речь. «Говорю красиво». Составление схем предложения.

1. Сложение и вычитание в пределах 20.
2. Графический диктант

17 – 21 апреля
1. Синонимы. Ударение.
2. Антонимы. Игра 9. «День - ночь»

1. Логические упражнения «Сделай по образцу»
2. Изучаем время.

24 – 28 апреля
1.Пишем и читаем. Печатные прописи. Игра «Назови одним словом».
2. Фразеологизмы. Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши».

1. Логические задачи
2. Сложение и вычитание в пределах 20

Май
2 – 5 мая
1. Пишем и читаем. Печатные прописи
2. Развиваем связную речь. Игра 7.«Кто наблюдательнее»

1. Классификация по признаку
2. Составление и решение задач на сложение и вычитание.

8 – 12 мая
1. Пишем и читаем. Печатные прописи. Игра 15. «Молоточки»
2. Развиваем связную речь. Ударение.

1. Составление и решение арифметических задач
2. Занимательная геометрия. Графический диктант.

15 – 19 мая
1.Пишем и читаем. Печатные прописи. Игра 16. « Буква заблудилась»
2. Развиваем связную речь. Игра 2. « Опиши предмет»

1. Логическое мышление
2. Лабиринты.

Библиография:
1. Е.М. Косинова. Логопедический букварь, 2015
2. Е.М. Косинова. Пишем вместе с логопедом, 2014
3. Е.Ф. Бортникова. Мои печатные прописи, 2015
4. Е.В. Колесникова. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 - 6 лет, 2011
5. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Тетрадь логопедических заданий, 2013
6. И.А. Подрезова. Школа умелого карандаша, 2015
7. Н.Н. Павлова. Читаем после азбуки, 2011
8. Н.В. Володина. Говорю красиво, 2013
9. Е.Ф. Бортникова. Развиваем математические способности. 1,2 части, 2015
10. Т.З. Прописнова. Математика с увлечением, 2010
11. Учусь писать цифры, 2014
12. Учусь рисовать фигуры, 2014
13. Е.Ф. Бортникова. Развиваем внимание и логическое мышление, 2015
14. Е.Ф. Бортникова. Знакомимся с геометрией, 2015
15. Л.В.Игнатьева. Математика от 0 до 10, 2015
16. Л.В.Игнатьева. Счет от 0 до 20, 2015
17. Л.В.Игнатьева. Примеры и задачи от 0 до 20, 2015
18. Е.В. Колесникова. Я решаю арифметические задачи, 2017
19. К.В. Шевелев. Занимательная геометрия, 2017
20. В.Г. Дмитриева. Тренажер по чтению, 2014
Приложение
Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников
Игра 1. «Полслова за вами»
Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.
Содержание: Воспитатель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

Игра 2. «Опиши предмет»
Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам
Содержание: Воспитатель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Игра 3. «Я знаю»
Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.
Содержание: Воспитатель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:
- Я знаю пять имен мальчиков:
Саша - раз,
Дима - два,
Игорь - три,
Денис - четыре,
Володя - пять.
Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).

Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться, что изображается.
Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

Игра 5. «Расшифруй письмо»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.
Содержание: Воспитатель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

Игра 6. «Кто лучше»
Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.

Игра 7.«Кто наблюдательнее»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.
Содержание: Воспитатель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную воспитателем букву.

Игра 8. «Сочини сказку о предмете».
Цель: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса.
Содержание: Воспитатель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Игра 9. «День - ночь»
Цель: Развитие речи обучающихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.
Содержание: Воспитатель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.

Игра 10. «Подружи букву»
Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги - слияния)

Игра 11. «Идем в гости»
Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».

Игра 12. «Составь слово»
Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.

Игра 13. «Разложи по-порядку»
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.

Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»
Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.

Игра 15. «Молоточки»
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых воспитателем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

Игра 16. « Буква заблудилась»
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.

Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил воспитатель.

Игра 18. «Когда это бывает»
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным воспитателем. В ходе игры повторяются временные категории.
Возможно использование иллюстраций.

Игра 19. «Колокольчики»
Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых воспитателем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.

Игра 20. «Исправь ошибки»
Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.

Игра 21. «Слова»
Воспитатель задает вопросы: что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Обучение грамоте детей 5-6 лет Советы родителям будущих первоклассников Конспект комплексного занятия по подготовке детей 6-7 лет к школе

Похожие статьи:

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет

Экскурсия для дошкольников в школу

Консультация для родителей будущего первоклассника | Отчет о работе кружка в детском саду. Подготовка к школе
Опубликовано: 2761 день назад (1 июня 2017)
Просмотров: 34746
+6
Голосов: 6
Валентина Павловна Воскресенская # 1 июня 2017 в 15:01 +1
Светлана Анатольевна,здравствуйте.Ваша программа по подготовке детей к школе заслуживает внимания.Отлично.Беру в закладки,спасибо и дальнейших вам творческих успехов.ГОЛОС!
Шумилова Светлана # 1 июня 2017 в 15:09 0
Спасибо большое! Еще подборка пальчиковой гимнастики и физминуток к этой программе есть, но я не стала уже их печатать. Итак программа объемная стала из-за того, что не табличный вариант. Еще раз спасибо за первый голос!
Ирина Евгеньевна Шпилевая # 2 июня 2017 в 10:20 +1
Здравствуйте Светлана Анатольевна. Предложенная вами программа очень интересна и актуальна для меня. Причиной тому стал ваш комплексный подход к подготовке будущих первоклассников. Чаще всего программа подготовке к школе включает только развитие интеллектуальное, но в вашей программе я отследила не только эту линию развития, но и развитие эмоционально-волевой сферы детей, что на мой взгляд очень важно, ведь порой при великолепных показателях развития психических процессов, ребенок абсолютно не готов идти в школу из-за нарушения в произвольной сфере. Вам голос коллега.
Шумилова Светлана # 3 июня 2017 в 09:42 0
Спасибо большое за развернутую оценку моей программы!
Наталия Владимировна Варавина # 2 июня 2017 в 13:22 +1
Для меня оказались очень полезными дидактические игры, используемые в процессе обучения дошкольников. Спасибо, что делитесь опытом и наработками!
Юлия Васильевна Иванова # 2 июня 2017 в 21:42 +1
Светлана Анатольевна, материал Ваш интересный. Идея дополнительных занятий всегда актуальна. Но, на мой взгляд некоторые темы дублируют основную программу детского сада. Много поставлено задач, которые легко решаются в повседневной жизни, во время общения педагога с детьми. Так же хотелось бы видеть более четкую, конкретную цель. Например такую: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, через решение интеллектуальных и творческих задач. Так же целесообразно разделить математику и обучение чтению. И еще мне показалось, что занятия слишком скучные, хоть у вас и заявлено, что они проводятся в форме игры. Однако, задания в основном предполагают, что дети сидят. А, дети хотят двигаться! Некоторые задания можно было бы обыграть с мячом или каким-то движением! Кстати, в математике нет слова "РАЗ", поэтому в игре "Я знаю пять имен", следует говорить "ОДИН", игру можно усложнить называя имя и отчество. И еще большая просьба, внимательнее относится к тексту, есть опечатки (в основном пробелы).
Шумилова Светлана # 3 июня 2017 в 09:49 +1
Юлия Васильевна! Спасибо большое! Сразу видно, когда материал читается. Да, я тоже это "РАЗ" сразу исправила, а в программе забыла. А программа - это шаблонный план. Я не расписывала в ней все методы и приемы. Каждый может что-то добавлять. Хотя, не скрою, да, мы учились работать, как в школе. Старалась держать темп занятия, менять задания, разнообразить их. Но точно могу сказать, что детям скучно не было, да и некогда было скучать.Еще раз спасибо!
Валентина Михайловна Скрипникова # 5 июня 2017 в 22:11 +1
Светлана Анатольевна, материал Ваш интересный. Идея дополнительных занятий всегда актуальна.
Анна Владимировна Сергеева # 21 июня 2017 в 23:02 +1
Здравствуйте! Данная методическая разработка имеет большую ценность для подготовки дошкольников к школе. Все педагоги знают как сложно удержать внимание ребят, не всегда им бывает интересна предложенная тема. В наш век компьютеризации дети много времени проводят у телевизора, компьютера, с телефоном. По плану дополнительных занятий у дошкольников будет развиваться мелкая моторика, а соответственно и память, речь, мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, целеустремленность, все те качества, которые помогут им быстрее адаптироваться к условиям школы. Все дети разные: одному ребенку достаточно один раз объяснить, а другому, чтобы понять ту же тему нужно услышать одно и то же несколько раз. Работаю в продленке, читающие первоклассники у нас очень большая редкость. Полностью согласна с замечанием Юлии Васильевны Ивановой по поводу "раз", в остальном все мне понравилось.
Шумилова Светлана # 22 июня 2017 в 20:39 0
Спасибо, Анна Владимировна, большое!
нурсия # 7 февраля 2019 в 10:54 0
Светлана Анатольевна, материал Ваш интересный. Мне понравился. Взяла на заметку.А если для каждого занятия развернутый план и диагностика в начале и в конце учебного года. Спасибо!