Методическое пособие для воспитателей ГПД.
Организация первого учебного дня в группе продленного дня.
Автор: Романовская Елена Анатольевна, воспитатель ГПД, МКОУ «СОШ №7» г. Михайловка, Волгоградская обл.
Описание: данное методическое пособие призвано облегчить работу воспитателя ГПД по планированию деятельности учеников, а так же может пригодиться классным руководителям и организаторам внеурочной деятельности учащихся. Материал предназначен для учащихся начальных классов.
Цели : - создание благоприятного эмоционального состояния у детей во внеурочной деятельности;
- организация внеурочной деятельности учащихся.
Задачи: - облегчить момент привыкания к школе и ГПД;
- облегчить процесс знакомства и помочь группе сплотиться;
- настроить учеников на работу в новом учебном году;
- воспитывать желание помогать другим.
Организация первого учебного дня
- Каникулы – самая долгожданная пора в жизни каждого школьника. Кажется, что еще не скоро придется вставать рано по утрам, выполнять домашние задания, слушать учителя… Но все хорошее имеет обыкновение быстро заканчиваться. И вот неумолимо приближается День знаний – 1 сентября.
Как организовать первый учебный день так, чтобы ребенок смог легко и безболезненно "шагнуть" в новый учебный год?
- Поскольку 1 сентября – это, в принципе, не учебный день, помимо запланированных общешкольных мероприятий, воспитатель может провести клубный час, который будет интересен и не утомителен для учеников. Обычно это – беглый экскурс по новым кружкам, обсуждение организационных моментов, ознакомление учеников с режимом ГПД и т. п. Ну, а после этого, весьма кстати будет поход в музей или на выставку или же какая-либо совместная игра. Ведь ребятам нужно немного времени, чтобы вновь привыкнуть друг к другу, рассказать о проведенном лете, обсудить изменения в своей жизни. Да и воспитателю, который в первый же день организует учеников и проведет с ними интересное мероприятие, будет легче в дальнейшем.
Приведу несколько примеров, как можно организовать эту работу.
• Это может быть стандартный
опрос на тему "Кто как провел лето", где ребята по очереди могут сказать несколько слов о своем отдыхе и поделиться впечатлениями. Желательно, чтобы у каждого ребенка был бейджик с именем, для облегчения процесса знакомства.
• Ну, а для того чтобы настроить учеников на работу в новом учебном году, можно подготовить для них небольшие
анкеты и предложить их заполнить. Следует обязательно сказать ребятам, что эти анкеты будут храниться до конца учебного года, и тогда можно будет посмотреть, насколько планы каждого ребенка совпали с действительностью.
Анкета
1. Ф.И.О. учащегося, класс _____________________________________
2. Ф.И.О. воспитателя________________________________
3. Дата заполнения анкеты______________________________________
4. Где ты провел (-а) лето?______________________________________
5. Доволен (-на) ли ты своими результатами за прошлый год?________
6. Планируешь ли ты учиться в новом году лучше, чем в предыдущем (прокомментируй ответ)?________________________________________
7. Какие секции или кружки хочешь посещать?_____________________
8. Какие предметы ты повторял (-а) на каникулах?__________________
9. Обязуешься ли весь год выполнять домашнее задание по всем предметам?___
10. Новые предметы в школе: какими ты их представляешь? ___________
11 Как ты думаешь, что будет самым сложным для тебя в этом учебном году?____
12. К кому при возникновении трудностей в обучении или проблем в школе ты в первую очередь обратишься?_____________________________________________________
13. Хотелось бы тебе закончить учебный год без троек?____________
14. Какие, на твой взгляд, причины пропусков уроков могут считаться уважительными? Почему?________________________________________
15. Будешь ли ты стараться не прогуливать школу?________________
16. Готов (-а) ли ты рано вставать по утрам и вовремя приходить на уроки?____
17. Чувствуешь ли ты уже рабочий настрой?_____________________________
18. Планируешь ли ты выполнять домашние задания по предметам?__________
19. Опиши свои чувства и эмоции в первый учебный день ______________
20. Напиши свои пожелания самому (-ой) себе на этот учебный год ___________
21. Какие качества тебе хотелось бы в себе развить, чтобы успешно грызть гранит науки?_________________________________________________________________
Приготовься увидеть свою анкету в конце учебного года!
• - Игра "Осенние ассоциации" будет интересной и необременительной для любого ученика. Нужно, чтобы каждый сказал несколько слов об осенней поре, исключая ассоциации, связанные со школой. Таким образом, всем классом будет составлен общий "портрет" осени, в которую всем дружно предстоит войти. Эта или другая какая-либо совместная игра поможет ребятам группы сплотиться.
• - Тренинг 1 Для этой же цели можно провести и небольшой тренинг. Ученики рассаживаются, образуя круг. Они приветствуют друг друга и по очереди желают друг другу успехов в учебе, но разными словами. Тут важно не повторяться! Тому, кто не сумел придумать сразу свое пожелание, дети могут прийти на помощь.
• - Тренинг 2 Воспитатель пишет на тетрадных листах названия учебных предметов и выкладывает их записями вниз. Каждый ученик, не глядя, тянет "билет", переворачивает и зачитывает вслух. По тому предмету, который он вытянул, ученик обязуется выполнять домашнее задание с особым усердием и прилежанием, и если это литературное чтение, то прочитать стихотворение или маленький рассказ, если математика – решить несложную задачку и т. п. Главное, чтобы задание было легким, и каждый ученик смог быстро выполнить его. Преподнесенное в игровой форме подобное домашнее задание поможет ребятам быстрее втянуться в учебу.
- Недаром говорят, что "хорошее начало – половина дела", поэтому подготовительный этап весьма важен для каждого ребенка.
- И пусть новый учебный год принесет всем ученикам новые знания, отличные отметки и радость от собственных достижений и побед.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе на тему: Вежливость
Экскурсия в стихах для школьников "Предметы старинного быта"
Праздник День именинника. Сценарий для 2 класса
Организация досуга детей и подростков
Похожие статьи:
Организация деятельности группы продленного дня
Проектная технология в ГПД
Организационный час в ГПД, 3-4 класс
Воспитательная работа в начальной школе
Ученическое самоуправление в начальной школе