Данный материал будет полезен учителям начальной школы и воспитателям ГПД.
Проектная технология в группе продленного дня
Проектная технология относится к четвертому поколению образовательных и воспитательных технологий. Это один из эффективных способов развития креативности (одаренности) учащихся. Кроме того, работа над проектами - это увлекательная, интересная и вполне посильная для детей организация научно- исследовательской деятельности учителя и учащихся.
В ГПД может быть осуществлена как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами.
Групповая форма работы предполагает деление воспитанников на группы по 3-6 человек, чтобы получилось 3-5 небольших групп, с которыми будет работать воспитатель.
Правила совместной работы
1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
2. Работать по алгоритму (плану).
3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
4. Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы.
5. Каждый член группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.
Создание проектов — работа творческая. Для нее необходима атмосфера вдохновения, и педагогу нужно ее создать.
Проектная технология основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся. В результате полнее обеспечиваются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских, задач.
Проектирование - очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности, развития творческих способностей ребенка, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.
Кроме того, через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств - умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения.
Темы для проектов: «Моя семья», «Наш класс», «Наша школа», «Птицы нашего леса», «Растения нашего края», «Памятники нашего города», «Русские праздники», «Спортсмены нашего города», «Тайны Нового года», «История в названии улиц города» и др.
В технологии проектирования очень важным является координированное выполнение взаимосвязанных действий, поэтому вместе с учениками необходимо составить план работы над проектом.
Этапы и направления работы над проектом
1. Составить группы, выбрать руководителя.
2. Распределить обязанности между членами группы по следующим направлениям: исследователь, фотограф, журналист, библиограф, оформитель.
3. Наметить направления работы:
а) освещение данной темы в литературе, составление библиографического списка (цель — собрать и систематизировать имеющийся по теме материал в газетах, журналах, книгах);
б) поисковая работа (цель — найти нужную информацию в других источниках: музее, архиве). Встречи с интересными людьми, интервью, репортажи;
в) сбор наглядного материала (цель — отобразить тему проекта в фотографиях, рисунках, различных электронных презентациях);
г) анализ собранной информации;
д) оформление творческого проекта.
Проекты разрабатываются от 2—3 недель до 2,5 месяцев. За это время ребята имеют возможность попробовать себя в одной из профессий: фотографа, журналиста и т. д. Кроме того, каждый школьник овладевает методом поиска и анализа информации, учится ставить конкретную цель и достигать ее, а также пополняет запас знаний. В ходе работы над проектами происходит общение, которое, к сожалению, современным школьникам довольно трудно выстроить. Проекты могут быть представлены в виде стенгазеты, папки, книжки-раскладушки или презентации. Можно выполнить проект по сочинению и показу сказки для первоклассников. Дети с удовольствием составляют единый сценарий, готовят сценические костюмы, участвуют в распределении ролей.
Таким образом, метод проектов помогает решать задачи не только образования, но и воспитания, развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал. А навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.
Проект помогает:
1. Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.
2. Развивать умение проектировать свою деятельность.
3. Развивать устойчивый интерес к книге - источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор.
4. Развивать фантазию, воображение, умение синтезировать собранный материал и выбирать необходимый.
5. Воспитывать способность к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.
6. Развивать речевые умения, в том числе умение представлять свою работу другим.
7. Привлечь к участию в школьной жизни членов семьи, ребят из детского сада (формирование социальной активности).
8. Приобщать учащихся к полезной деятельности.
9. Развивать творческие способности.
10. Развивать познавательный интерес.
11. Формировать эстетический вкус.
Предметные и общеучебные умения, формируемые в ходе проектной деятельности, необходимые учащимся III и IV классов для самостоятельной работы:
• владение письменной и устной речью (на уровне своего возраста);
• владение определенными знаниями по предмету (математика, литературное чтение, изо, курс «окружающий мир»);
• умение работать с дополнительной литературой, вести поиск нужной информации;
• развитие умения самостоятельно принимать решения;
• коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
• мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
• самоанализа и рефлексии.
На каждом этапе проектной деятельности четко проявляются психологические способности личности, осознание своей роли в коллективе: генератора идей, координатора, организатора, исследователя, инициативного исполнителя и т. д. Возможность проявить свои лучшие качества резко повышает самооценку, учит умению разрешать конфликтные ситуации, повышает мотивацию к деятельности, позволяет раскрывать потенциал талантливых детей и их индивидуальность.
Рекомендуем посмотреть:
Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)
Организационный час в ГПД, 3-4 класс
Организация деятельности группы продленного дня
Должностная инструкция воспитателя ГПД
Цели и задачи группы продлённого дня