Конкурсы

Проектная технология в ГПД

Данный материал будет полезен учителям начальной школы и воспитателям ГПД.

Проектная технология в группе продленного дня

Проектная технология относится к четвертому поколению образовательных и воспитательных технологий. Это один из эффективных способов развития креативности (одаренности) учащихся. Кроме того, работа над проектами - это увлекательная, интересная и вполне посильная для детей организация научно- исследовательской деятельности учителя и учащихся.

В ГПД может быть осуществлена как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами.

Групповая форма работы предполагает деление воспитанников на группы по 3-6 человек, чтобы получилось 3-5 небольших групп, с которыми будет работать воспитатель.

Правила совместной работы

1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

2. Работать по алгоритму (плану).

3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

4. Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы.

5. Каждый член группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Создание проектов — работа творческая. Для нее необходима атмосфера вдохновения, и педагогу нужно ее создать.

Проектная технология основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся. В результате полнее обеспечиваются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских, задач.

Проектирование - очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности, развития творческих способностей ребенка, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.

Кроме того, через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств - умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения.

Темы для проектов: «Моя семья», «Наш класс», «Наша школа», «Птицы нашего леса», «Растения нашего края», «Памятники нашего города», «Русские праздники», «Спортсмены нашего города», «Тайны Нового года», «История в названии улиц города» и др.

В технологии проектирования очень важным является координированное выполнение взаимосвязанных действий, поэтому вместе с учениками необходимо составить план работы над проектом.

Этапы и направления работы над проектом

1. Составить группы, выбрать руководителя.

2. Распределить обязанности между членами группы по следующим направлениям: исследователь, фотограф, журналист, библиограф, оформитель.

3. Наметить направления работы:

а) освещение данной темы в литературе, составление библиографического списка (цель — собрать и систематизировать имеющийся по теме материал в газетах, журналах, книгах);

б) поисковая работа (цель — найти нужную информацию в других источниках: музее, архиве). Встречи с интересными людьми, интервью, репортажи;

в) сбор наглядного материала (цель — отобразить тему проекта в фотографиях, рисунках, различных электронных презентациях);

г) анализ собранной информации;

д) оформление творческого проекта.

Проекты разрабатываются от 2—3 недель до 2,5 месяцев. За это время ребята имеют возможность попробовать себя в одной из профессий: фотографа, журналиста и т. д. Кроме того, каждый школьник овладевает методом поиска и анализа информации, учится ставить конкретную цель и достигать ее, а также пополняет запас знаний. В ходе работы над проектами происходит общение, которое, к сожалению, современным школьникам довольно трудно выстроить. Проекты могут быть представлены в виде стенгазеты, папки, книжки-раскладушки или презентации. Можно выполнить проект по сочинению и показу сказки для первоклассников. Дети с удовольствием составляют единый сценарий, готовят сценические костюмы, участвуют в распределении ролей.

Таким образом, метод проектов помогает решать задачи не только образования, но и воспитания, развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал. А навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.

Проект помогает:

1. Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.

2. Развивать умение проектировать свою деятельность.

3. Развивать устойчивый интерес к книге - источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор.

4. Развивать фантазию, воображение, умение синтезировать собранный материал и выбирать необходимый.

5. Воспитывать способность к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

6. Развивать речевые умения, в том числе умение представлять свою работу другим.

7. Привлечь к участию в школьной жизни членов семьи, ребят из детского сада (формирование социальной активности).

8. Приобщать учащихся к полезной деятельности.

9. Развивать творческие способности.

10. Развивать познавательный интерес.

11. Формировать эстетический вкус.

Предметные и общеучебные умения, формируемые в ходе проектной деятельности, необходимые учащимся III и IV классов для самостоятельной работы:

• владение письменной и устной речью (на уровне своего возраста);

• владение определенными знаниями по предмету (математика, литературное чтение, изо, курс «окружающий мир»);

• умение работать с дополнительной литературой, вести поиск нужной информации;

• развитие умения самостоятельно принимать решения;

• коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;

• мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;

• самоанализа и рефлексии.

На каждом этапе проектной деятельности четко проявляются психологические способности личности, осознание своей роли в коллективе: генератора идей, координатора, организатора, исследователя, инициативного исполнителя и т. д. Возможность проявить свои лучшие качества резко повышает самооценку, учит умению разрешать конфликтные ситуации, повышает мотивацию к деятельности, позволяет раскрывать потенциал талантливых детей и их индивидуальность.

Рекомендуем посмотреть:

Организация деятельности группы продленного дня

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Должностная инструкция воспитателя ГПД

Организационный час в ГПД, 3-4 класс

Цели и задачи группы продлённого дня

Светлана # 12 марта 2014 в 16:37 +3
Как хорошо, что вы затронули эту тему - тему проектов и замечательно, что занимаетесь этим с детьми. Проектная деятельность - это обучение будущего, потому что именно узнавая, находя, решая и анализируя ту или иную тему ребёнок гарантировано познаёт то, что ему интересно. К вашему сообщению хотелось бы добавить, что проекты могут быть: исследовательскими, творческими, поисково-исследовательскими, техническим. Удачи Вам в вашей работе!
Галина Николаевна Микерина # 20 июля 2014 в 14:42 0
работа гпд сходна с работой педагога-организатора.Главное-это содержательный досуг.Проект интересный. Берем на вооружение. СПАСИБО, коллега.
Валентина Васильевна Хромова # 5 октября 2014 в 13:30 0
Очень полезная работа, где разработаны правила, этапы, направления работы. Показаны и способы представления проектов. Проектная деятельность - это, действительно, обучение будущего. Спасибо за интересный материал.
Елена Вячеславовна Никитина # 8 октября 2014 в 22:20 0
Проектная деятельность в ГПД очень важна, так как помогает всестороннему развитию ребёнка, когда он учится работать в коллективе, учиться подчинять свои мысли, поступки общей идее, плану работы. Хорошо отражены правила совместной работы и этапы работы над проектом.
Наталья Яковлевна Михайлюк # 10 ноября 2014 в 11:16 0
Именно осмысление и применение метода проектной технологии в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте, который позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Ирина Александровна Маркова # 4 октября 2015 в 08:44 0
Это актуально не только для начальной школы. ГПД есть и в пятых классах. Ведь классный руководитель пятого класса осуществляет взаимосвязь с учителями начальной школы, что помогает учесть, какие разделы отдельных предметов трудно усваиваются учащимися, и вовремя предусматривает меры, которые помогут на занятиях самоподготовкой предупредить или преодолеть эти трудности. Спасибо!
Людмила Петровна Остренко # 16 ноября 2015 в 21:45 0
Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.
Что дает метод проектов для ученика? Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация
Хорошо отражены правила совместной работы и этапы работы над проектом.Спасибо,коллега!
Любовь Михайловна Шимановская # 20 ноября 2015 в 11:54 0
Очень актуальный материал не только для учителей начальной школы ,но и для учителей технологии.Я работаю учителем технологии в старших классах и на своих уроках успешно применяю метод проектов, который всегда предполагает решение какой-то проблы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Малкина Вера Валентиновна # 6 апреля 2016 в 20:45 0
Это актуально для начальной школы. Спасибо!Хорошо когда работают не только учителя над данной проблемой, но и воспитатели ГПД!
Ольга Сергеевна Окунькова # 20 августа 2016 в 23:59 0
Проектная деятельность в начальной школе очень важна, и хорошо когда в ГПД воспитатель учит детей создавать проекты. Совместная работа учителя и воспитателя поможет учащимся быстрее овладеть навыками создания проектов.