Организация сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте по технологии Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А
.
Работу по организации сюжетно-ролевой игры в группе я начала с мониторинга. Проанализировав полученный результат, можно выявить «западающие» показатели: разнообразие замыслов, разнообразие ролевых действий, взаимодействие в игре. Иными словами, игры детей бедны и однообразны по содержанию, непродолжительны и не имеют логического завершения. Например, игра в больницу сводилась к прослушиванию пациента врачом. Чтобы укрепить и развить интерес детей к игре, подобрали соответствующие игрушки, изготовили атрибуты: халаты, колпаки, ростомер, градусники и прочее. Прочитали рассказы В.Винокурова «Сквозь буран», Г.Журнина «Человек заболел». Провели занятие по развитию речи на тему «Придумай рассказ про медицинские машины», организовали экскурсию в медицинский кабинет детского сада. Дети узнали, что бывают разные врачи: терапевты, хирурги, стоматологи. Но и после проделанной работы игра детей оставалась непродолжительной, не имела логического завершения, в игре участвовало только несколько участников. И тогда, с целью развития сюжетно-ролевой игры, мы решили в своей деятельности использовать технологию Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А.
По мнению Коротковой Н.А. существует несколько приемов и методов организации игровой деятельности. Я предлагаю познакомиться с основными моментами технологии на примере метода совместного сюжетосложения.
Что же такое метод сюжетосложения? Осуществляется он в совместной со взрослыми «игре-придумывании», которая позволяет воспитателю, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.
На первом этапе происходит выбор игры. Оснащение игровой комнаты. В игровом уголке у нас имеются разнообразные сюжетные игрушки (куклы, зверюшки, посуда и прочее), различные предметы-заместители, которыми ребята восполняют недостающие сюжетные игрушки. Так же дети располагают мелкими игрушками (автомобили, солдатики, домики), которые ребенок моет взять в любое удобное место.
«Затем происходит педагогическая разработка плана игры, т.е. наметки сюжет, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стол-поезд, кустарники-граница и прочее. На этом этапе происходит создание воображаемой ситуации. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения – «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.»[6] Преобразовать сказку достаточно легко: сохраняя общую смысловую канву событий, надо лишь изменить конкретные условия действий персонажей или изменить самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции.
К примеру, в сказке «Иван-царевич и Серый волк», герой может встретить вместо Серого волка другого обладателя волшебного средства (фея, старичка-лесовичка и т.п.) и получить волшебный клубок, ковер самолет и прочее. При преобразованиях сказки можно использовать весь арсенал известных детям персонажей и коллизий – сначала из других сказок, а затем и из реалистических историй, кинофильмов и т.п. С этими же детьми в следующий раз можно придумывать новую сказку, опять отталкиваясь от «Ивана-царевича и Серого волка» («Давайте новую сказку придумаем, не такую как в прошлый раз, но тоже немножко похожую на сказку про Серого волка»), или взять в качестве опоры любую другую, по желанию участников.
«В дальнейшем необходимо стимулировать детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого мы предлагали начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы [7]. Например: «Ивану-царевичу захотелось учиться в школе, и от отправился искать…».
Чем неожиданней были предложения со стороны воспитатели и детей, тем интереснее игра-придумывание; возникали оживленные обсуждения – чье предложение лучше, подходит ли оно уже рассказанному и т.п. В такой игре, кроме активации воображения ребенка, возникает еще очень важный момент: он начинает понимать , что замысел его партнеров могут сильно отличаться от его собственного, оказывается перед необходимостью объяснять свой замысел, изменять его в соответствии с предложениями других участников, т.е. учиться понимать других людей.
«Игра-придумывание каждый раз занимает не более 10-15 минут. Расположиться для нее необходимо в спокойном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно мы включали в нее уже не двух, а трех и более детей. Большее число участников пока не целесообразно, так как дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате интерес к игре пропадает» [9].
После овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события мы стимулируем детей к соединению творческого построения сюжет с ролевым взаимодействием. Т. е. на этом этапе происходит распределение ролей.
С этой целью мы включаем детей в игру, где участники предлагают свои роли, принадлежащие разным смысловым сферам – разноконтекстные роли (например: Мальвина и воспитатель, принцесса и милиционер).
Я приглашаю двух детей поиграть вместе со мной и выясняю их намерения. Предположим, Алина хочет играть в «магазин» и быть «продавцом». Я выбираю роль по смыслу совершенно не связанную с ролью ребенка, например, роль Бабы- Яги и предлагаю следующую игровую ситуацию: «давай, Алина была в своем магазине и у не зазвонил телефон, а это Баба-Яга звонит по телефону и делает заказ…» Такое сочетание, казалось бы, несовместимых ролей вызывает оживление и интерес у детей. Начав таким образом игру, я свожу свое участие в ней к минимуму или устраняюсь совсем, дав первоначальный заряд работе детскому воображению. Дети с удовольствием продолжают игру сами, придумывая необычные коллизии, прибегая к смене игровых ролей. Особенно эффективно для активации воображения включение в игру персонажей, которые «существуют» для ребенка в совершенно разных плоскостях: один в реальной жизни, другой – в сказке.
«Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:
1) совместное «вспоминание (пересказ) известной сказки;
2) частичное преобразование известной сказки;
3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;
4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»;
5) придумывание новых историй на основе реалистических событий [5]».
Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2-3 раз на каждом этапе. Разумеется, каждый раз следует учитывать желание ребенка. Если он не хочет включаться в игру, ни в коем случае нельзя на этом настаивать- пусть наблюдает за играющими, это тоже полезно. Важен также и подбор партнеров. Игра будет протекать успешнее, если уровень умений участников примерно одинаков.
«Следующий этап – сохранение игровой ситуации. С дошкольниками, у которых менее развито ролевое поведение, я развёртываю игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных. При этом дети игра главную роль, а я последовательно меняла роль или предлагала ее ребенку с высоким уровнем развития игры. Игра носила характер импровизации, без ролевых диалогов» [1]. Каждый из детей, участвовавший в игре, при построении сюжета, сначала вступал во взаимодействие со взрослыми, а затем со сверстниками. Во время игры детям предоставляли игровой материал, имеющий условный характер, для формирования у них умения использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы (кирпичики, бумажки, палочки и т.д.).
Переходя к самостоятельной игре, дети отталкивались от придуманных событий, выбирали тот или иной вариант, включали новые роли, т.е. творческая совместная работа продолжалась.
Ну и завершение игры. Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызывало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.
Проанализировав проделанную работу за весь учебный год (диаграмма 2), мы заметили, что дети стали самостоятельно выбирать тему игры, придумывать ее содержание, с легкостью реализовывали свой замысел и доводили игру до конца. В ходе игры подбирали и предметы-заместители, и костюмы, и все атрибуты необходимые для выполнения замысла сюжета. А самое главное, игра была длительной, дружной, насыщенной разнообразными ролями и приносила детям радость.
Список литературы
1. Зворыгина Е., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С. 31.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.-С. 262-281.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.-С. 12-22.
4. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 45-50.
5. Монина И.// Наши помощники – игры // Ребёнок в детском саду. – 2007, №4, сю72
6. Михайленко Н.Я Организация сюжетной игрыв детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова- 3-е изд, испр. – М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2009ю- 96с
7. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 2008
8. Михайленко Н., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей 4 года жизни 2 /Дошкольное воспитание, №6, 2003.
9. Недоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности /Ребёнок в детском саду, 2005, №4
10. Юрова Н.А. Играть – развивая, Развивать – играя. //Дошкольная педагогика, ноябрь – декабрь, 2004,№6/21
Рекомендуем посмотреть:
Сюжетно - ролевая игра для старших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Организация сюжетно-ролевой игры
Проектирование сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы «Салон красоты»