Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект в подготовительной группе ДОУ. Путешествие в мир сказок и слов

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир сказок и слов»
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит их на лету»
К.Д. Ушинский


Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложение. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражение своей мысли.
На современном этапе поиск форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому, наряду с общепринятыми нормами и принципами, вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту. Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.
Мнемотехника, в переводе с греческого – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, стихотворения, сохранения и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Таким образом, использование мнемотехники способствует овладению всеми компонентами системы, а применение символов, пиктограмм и схем облегчает запоминание, увеличивает объем памяти и в целом развивает речь и мыслительную деятельность детей.
Паспорт проекта
Тема проекта Проект по формированию связной речи дошкольника через ознакомление с мнемотаблицами «Путешествие в мир сказок и слов»
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель Развитие и совершенствование связной речи дошкольников в процессе работы с мнемотаблицами
Задачи
1. Развивать связную речь.
2. Развивать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, произведения.
3. Развивать сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
4. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Сроки реализации Декабрь 2016г.-апрель 2017г. ( среднесрочный проект)
Конечный результат, выводы по исследованию
Повысить уровень развития и совершенствования связной речи дошкольника.
Разработать:
1. Цикл занятий по формированию связной речи с использование мнемотаблиц;
2. Мнемотаблицы по сказкам, загадкам, пословицам, стихам;
3. Подборку игр и упражнений.
План работы
1 этап «подготовительный»: подбор литературы по теме, изучение материала.
2 этап «практический»: реализация основной части проекта.
3 этап «заключительный»: подведение итогов, защита проекта.

Описание работы
Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Используются для: обогащения словарного запас; при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
На первом этапе осуществляется подбор методической, художественной литературы, изучение материал по данной теме с помощью интернет ресурсов. Затем с дошкольником повторяем уже известные русские народные сказки, пословицы, поговорки; знакомим с новыми авторскими сказками; продолжаем учить разгадывать загадки; проговаривать скороговорки. Осуществляем подборку материала по данной теме, в том числе и раздаточного.

На втором этапе происходит знакомство и работа с мнемотаблицами: чтение, составление новых, ознакомление родителей и дошкольников с данной методикой развития связной речи. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Работа строиться от простого к сложному: начинаем с простейших мнемоквадратов, потом переходим к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.
При ознакомлении с художественной литературой или при обучении составлению рассказов широко используют мнемотехнику, состоящую из следующих этапов:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2 этап: перекодировка информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3 этап: осуществляется пересказ информации (сказки) с опорой на символы, образы, т.е. происходи отработка метода запоминания;
4 этап: делается графическая зарисовка мнемотаблицы;
5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Этапы работы над стихотворением:
1 этап: выразительное чтение стихотворения;
2 этап: составление мнемотаблицы по тексту;
3 этап: сообщение, что ребенок будет учить это стихотворение, затем еще раз чтение произведения с опорой на мнемотаблицу;
4 этап: выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для них форме;
5 этап: чтение отдельно каждой строчки, с опорой на мнемотаблицу;
6 этап: рассказ стихотворения с опорой на таблицу.
Аналогично проводится работа по заучиванию пословиц, скороговорок.

Еще одно направление при работе с мнемотаблицами: умение составлять и читать схемы на загадки. Загадка, соединенная с мнемотаблицей, способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; понимание лучше происходит в перекодированном виде. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько; что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
Мнемозагадки- это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. Загадка – это полезнейшая интеллектуальная гимнастика. Начинается она с обучения ребёнка грамматически правильно строить предложение, составлять загадки, повторять, опираясь на схему.

Конечный результат
Используя в работе с детьми мнемотехнику, мы пришли к выводу, что у Кати:
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать текст, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок и загадок;
- происходит обогащение словарного запаса;
- Екатерина преодолевает робость, застенчивость, учиться свободно держаться перед аудиторией;
- развитие визуального внимания;
- формируется способность к эффективному самостоятельному обучению.
Таким образом, формирование связной речи старших дошкольников через метод ознакомления с мнемотаблицами в процессе обучения способствует повышению уровня их речевого и психического развития.

Список используемых ресурсов:
1. Т.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
2. Т.В.Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»
3. Белоусова Л.Е «Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники».
4. Журнал «Детский сад. Все для воспитателя»2012 г.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке» Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый» Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа
Консультация для родителей в детском саду. Детское экспериментирование | Конструкторы ТИКО для дошкольников
Опубликовано: 2793 дня назад (31 марта 2017)
Просмотров: 1604
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Анна Владимировна Сербина # 31 марта 2017 в 21:52 0
здравствуйте! спасибо за проект. использование мнемотаблиц в работе с загадками - это новое для меня. голосую!
Марина Сергеевна Васильева # 1 апреля 2017 в 15:56 0
Разрабатываю проект и тоже по сказкам, было очень интересно и познавательно почитать, спасибо!