Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста "Сказка про Мирона-батыра и его сестру - звонкоголосую Чингыли"
Действующие лица: дети старшего дошкольного возраста -
Рассказчица
Мирон-батыр
Чингыли, его сестра
Тэлпери, злой дух ветров
пять подружек Чингыли
Декорации:
Первая декорация, находящаяся справа от зрителя, воссоздаёт убранство старинной деревенской избы - стол с домотканой скатертью и деревянной тарелкой для замешивания «теста», печь. На печи сковорода, ухват прислонён к печи.
Вторая декорация, находящаяся в центре сцены, изображает цветущий луг.
Пролог
Под звучание четвёртой части сюиты по удмуртским мифам С.Н.Черезова выходит девочка – Рассказчица.
Рассказчица: Здравствуйте, люди добрые! Меня зовут Таисия, и сегодня я расскажу вам сказку про Мирона-батыра и его красавицу сестру - звонкоголосую Чингыли. Все ли знают, как переводится с удмуртского языка слово «чингыли»? (
Ждёт ответа). Чингыли - колокольчик. А назвали девочку так за её звонкий красивый голос. Садитесь поудобнее, и я присяду. (
Садится на скамеечку в левой части авансцены)
Действие первое
Рассказчица: Давным-давно жили в одной удмуртской деревне брат и сестра - Мирон-батыр и Чингыли.
(
На сцене появляются Мирон-батыр с дровами и Чингыли с детским ведром «воды». Мирон кладёт дрова рядом с печью, а Чингыли «выливает воду» в глубокую деревянную тарелку на столе и начинает «замешивать тесто»)
Рассказчица: Родители с утра до вечера трудились в поле, Мирон ходил на охоту, а Чингыли хозяйничала по дому, напевая весёлые песенки.
(
Мирон складывает стрелы в колчан, одевает колчан на плечо. Чингыли «стряпает перепечи» и исполняет удмуртскую песню «Перепеч» ансамбля «Ибырвесь»)
Мирон: Я ухожу на охоту, приду поздно вечером.
Чингыли: Удачной тебе охоты.
(
Мирон-батыр уходит за кулисы)
Действие второе
Рассказчица: У Чингыли было много подружек.
(
Из-за кулис выбегают девочки-подружки)
Девочки (
вместе): Чингыли, пойдём играть!
Чингыли: Пойдём!
(
На фоне декораций летнего луга девочки исполняют удмуртский хоровод «Мон ширъясько, поръясько»)
Рассказчица (
на фоне мелодии хоровода): Как-то пролетал над деревней злой дух ветров Тэлпери.
(
Звучит «Аллегро для домры и фортепиано» А.Г.Корепанова, девочки-подружки с визгом убегают за кулисы, на сцене остаётся одна Чингыли)
Тэлпери: Кто ты, звонкоголосая красавица?
Чингыли: Меня зовут Чингыли.
Тэлпери: Сколько тебе лет?
Чингыли: Мне 6 лет.
Тэлпери: Сколько лет над землёй летал – такой красавицы не видал. Будешь ты жить со мной в моём подземном царстве.
(Тэлпери берёт Чингыли за руку и силой уводит за кулисы)
Рассказчица: Сказал так и силой увёл Чингыли в своё подземное царство.
Действие третье
(
На сцене появляется Мирон-батыр)
Рассказчица: Возвращается Мирон-батыр домой раньше срока, встречают его подружки Чингыли.
(
Девочки – подружки выбегают из-за кулис и, жестикулируя, на повышенных тонах говорят)
Подружки (
вместе): Мирон-батыр, беда! Чингыли украл злой дух Тэлпери!
(Подружки убегают за кулисы, а Мирон-батыр, полный решимости, достаёт меч, который висел с обратной стороны печи, поднимает его вверх клинком и выходит вперёд в центр сцены)
(
одновременно с действиями Мирона-батыра)
Рассказчица: Мирон-батыр решил освободить сестру из плена. Взял он свой меч, который остался в наследство от деда, и вышел в чисто поле. Крикнул Мирон – батыр что было силы:
Мирон (
кричит):Эй, Тэлпери, выходи на бой!
Рассказчица: Не услышал Тэлпери голоса Мирона-батыра. Тогда ещё громче крикнул Мирон – батыр.
Мирон-батыр (
кричит громче): Выходи, Тэлпери!
Рассказчица: Вышел Тэлпери из-под земли и говорит.
Тэлпери: Ты кто такой?
Мирон-батыр: Я – Мирон-батыр.
Тэлпери: Ха-ха, батыр! Ты ещё слишком мал.
Мирон-батыр: Мне 6 лет! Я сильный!
Тэлпери: Что тебе надо?
Мирон-батыр: Верни Чингыли!
Тэлпери: А ты попробуй, победи меня в бою! (
достаёт из ножен меч)
Рассказчица: И стали они биться.
(
Звучит пятая часть сюиты по удмуртским мифам С.Н.Черезова. Мирон-батыр и Тэлпери сражаются)
Рассказчица: День сменялся ночью, а ночь днём, но ни Тэлпери, ни Мирон-батыр не могли одержать победы. Устали оба.
(Мирон-батыр и Тэлпери вытирают «пот» со лба)
Тэлпери: Силы у нас равные. Давай умом померяемся.
Мирон-батыр: Давай!
Тэлпери: Отгадаешь три моих загадки – верну тебе Чингыли.
Мирон-батыр: Хорошо.
Тэлпери: Слушай первую загадку. Сильнее лошади, а человека боится [1].
Мирон–батыр (
подумав немного): Это медведь.
Тэлпери: Правильно. Слушай вторую загадку. В огороде девушка, на ней сто пятьдесят платьев [1].
Мирон–батыр (
почесав в затылке): Это капуста.
Тэлпери: Правильно, слушай третью загадку. Комлатый, ноздреватый, а все равно родной [1].
Мирон-батыр: Это хлеб!
Тэлпери: Правильно, Мирон-батыр. Так тому и быть, верну тебе сестру.
Рассказчица: И отпустил Тэлпери Чингыли. Быстрее ветра побежали Мирон-батыр и Чингыли домой, в родную деревню. Позвали соседей.
(
Фоном звучит шестая часть сюиты по удмуртским мифам С.Н.Черезова. Мирон-батыр и Чингыли бегут домой, машут руками, призывая гостей. К ним из-за кулис выбегают подружки Чингыли, обнимают Мирона-батыра и Чингыли)
Рассказчица: И устроили они весёлый пир И я там была, из самовара чай пила.
Мирон-батыр, Чингыли, подружки Чингыли вместе: И вас всех приглашаем!
Рассказчица: Вот так закончилась эта добрая удмуртская сказка о любви и верности. Спасибо, что послушали.
(Исполнители кланяются и под звучание шестой части сюиты С.Н.Черезова уходят со сцены, взявшись за руки)
Рекомендуем посмотреть:
Cценарий спектакля по мотивам русской народной сказки «Царевна Лягушка» для детей старшего дошкольно
Сценарий сказки для старших дошкольников "Лягушка - путешественница в родном краю"
Сказка "Колобок на новый лад". Сценарий для детей по ролям для старшей группы
Сценарий сказки для детей 5-8 лет
Похожие статьи:
Сценарий театрализованного представления для детей подготовительной группы