Конспект занятия по музыкальному развитию в старшей группе детского сада на тему «Путешествие в музыкальную страну»
Музыкальное занятие в старшей группе ДОУ. Конспект с презентацией. Тема: «Путешествие в музыкальную страну»
Тип ООД: тематическое Цель ООД: создание условий для формирования у дошкольников адекватного восприятия настроения музыки Задачи ООД Обучающие: содействовать формированию навыков
- определения песни по мелодии, музыкального инструмента по тембру,
- исполнения песни по принципу «музыкальное эхо», танцевальных движений по принципу «зеркало»,
- движения в характере музыки,
- движения под музыку контрастного характера в подвижной игре,
- игры на простейших музыкальных инструментах,
- координации речи и движения в музыкально-ритмическом движении,
- правильного дыхания,
- игры по правилам. Развивающие: развивать
- проявление инициативы и самостоятельности в пении и музыкально-ритмическом движении,
- основные движения, способность контролировать и управлять ими,
- способность к волевым усилиям, в том числе по соблюдению общепринятых правил поведения,
- подвижность речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики;
- мелкую и крупную моторику с помощью сбора пазлов, музыкально – ритмических движений, танцев;
- мышление в процессе решения познавательных задач, проблемных ситуаций;
- музыкальную память в процессе угадывания мелодий знакомых песен и пьес,
- связную речь в беседах и пении,
- звуко-высотный слух в активной форме в распевании и пении,
- ритмический слух: ощущение сильной доли, исполнение простейших ритмических рисунков в игре на музыкальных инструментах и в танце,
- тембро-динамический слух в процессе отгадывания тембров ксилофона, металлофона, бубна, маракаса, колокольчика,
- инициативность, способность к творчеству в пении, танце – импровизации.
Воспитательные:
- прививать правила этикета,
- воспитывать в детях способность договариваться, учитывая мнение других,
- воспитывать способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности,
- воспитывать в детях установку положительного отношения к миру, к людям и себе,
-формировать способность адекватно выражать свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Словарная работа: активный словарь – весёлое, грустное настроение, ксилофон, металлофон, маракас, бубен, барабан. Пассивный словарь: композитор, оркестр. Предварительная работа: разучивание песен и танцев осенней тематики, пьесы «Озорная полька» Н.Вересокиной в детском оркестре. Знакомство с профессией композитора. Формы организации деятельности: в парах, групповая, подгрупповая. Методы и приёмы: наглядно – зрительный - дирижёрский жест, просмотр презентации, портретов композиторов, карты, изображений музыкальных инструментов;
наглядно-слуховой – слушание пьес, песен, угадывание мелодий, тембров инструментов;
словесный – отгадывание загадки, беседа;
практический – певческая деятельность, музыкально-ритмическое движение, танцевальная, танцевально-импровизационная деятельность, элементарное музицирование, музыкально-дидактическая игра и т.д.
Специфический для данного вида деятельности - метод передачи характера музыки в движениях. Оборудование: телевизор, ноутбук, акустическая система, переносная доска,баян, набор музыкальных инструментов. Демонстрационный материал: портреты П.И.Чайковского. Г.И Гладкова, В.Я Шаинского формата А4, слайдовая презентация, карта музыкальной страны формата А4, воздушный шар, письмо Феи Музыка формата А4. Раздаточный материал: платочки, листочки, султанчики по количеству детей, карточки дидактической игры «Угадай инструмент по тембру»
Структура ООД
1. Вводная часть
2. Основная часть
3. Заключительная часть
Вводная часть – 6 минут:
1. Вход в зал в характере музыки П.И.Чайковского «танец Феи Драже»
2. Коммуникативый танец – игра «Здравствуй» говори» С.Коротаевой
3. Приветственная песня музыкального руководителя, построение детей в круг.
4. Художественное слово
5. Просмотр видео «Осенний утренник в старшей группе»
6. Отгадывание осенних песен по мелодии, определение их настроения
7. Появление шарика с письмом Феи музыки
8. Слушание пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» П.И.Чайковского
9. Поиск портрета композитора и рссматривание карты музыкальной страны
Основная часть – 20 минут
1. Музыкально- ритмическое упражнение «Мы идём, мы идём, никогда не устаём» Н.Шуть
2. Артикуляционная, дыхательная гимнастика
3. Пение по принципу «Музыкальное эхо» песни П.Ермолаева «Осень золотая»
4. Музыкально- ритмическое упражнение «Мы идём, мы идём, никогда не устаём» Н.Шуть
5. Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент по тембру»
6. Игра на детских музыкальных инструментах «Озорная полька» Н.Вересокиной
7. Музыкально- ритмическое упражнение «Мы идём, мы идём, никогда не устаём» Н.Шуть
8. Танец – импровизация «Звуки Осени» Т.Э.Тютюнниковой
9. Танец под песню «Шлёп-шлёп» КотэТВ
10. Письмо Феи Музыки
Заключительная часть – 3 минуты
1. Песня организационного характера в исполнении музыкального руководителя с целью построения детей в круг.
2. Совместный с детьми анализ деятельности: беседа о цели и результате деятельности, о затруднениях.
3. Прощание, уход детей из зала.
Ход занятия
1. Вводный этап (мотивационно-целевой) Задачи этапа:
- организация внимания детей,
- определение темы занятия,
- актуализация знаний по теме,
- целеполагание и мотивация детей на предстоящую деятельность.
Музыкальный руководитель предупреждает детей, что двигаться надо в характере музыки. Дети входят в зал под звучание пьесы «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского. Останавливаются вместе с музыкой. Музыкальный руководитель (поёт, импровизируя): Здравствуйте, ребята! Дети (поют на последнем звуке мелодии, исполненной музыкальным руководителем): Добрый день! Музыкальный руководитель: А теперь поздоровайтесь друг с другом. Музыкальный руководитель исполняет слова танца – игры «Здравствуй» говори» С.Коротаевой песню, дети выполняют движения по тексту песни. Музыкальный руководитель организует детей в круг (поёт, мелодия Е.Железновой):
Встаньте в круг, встаньте в круг,
За руки возьмитесь вдруг.
Будем рядом стоять, ручками качать.
Начинаем заниматься,
Будем очень мы стараться,
Слушать и повторять,
Петь, играть, плясать. Музыкальный руководитель: Отгадав мою загадку, вы узнаете, какую музыку мы сегодня будем слушать и исполнять. Вам интересно? Ответ детей. Музыкальный руководитель: Тогда слушайте.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. Ответ детей: Осень! Музыкальный руководитель: Правильно, тема занятия - «Музыка осени». (Слайд № 1) Давайте в характере музыки пройдём один круг и сядем на стульчики. Звучит «Марш» Е.Тиличеевой, дети сдержанным шагом двигаются по кругу и садятся на стулья. Музыкальный руководитель: Вспомним наш осенний праздник. Просмотр видео осеннего утренника в старшей группе. Музыкальный руководитель: Понравился праздник? (Ответы детей) Весело вам было? (Ответы детей) Помните, какие песенки на празднике пели? (Ответы детей) А мелодии этих песен отгадаете? (Ответы детей) Музыкальный руководитель исполняет на баяне мелодии песен «Лето пролетело», «Капельки – пружинки», «Шлёп- шлёп». Дети поднимают руки и отвечают. В том случае, когда желающих ответить много, отвечают хором. Музыкальный руководитель: Какое настроение передают мелодии этих песен? Ответы детей. В зал влетает голубой шарик, надутый гелием, к которому привязано письмо. Музыкальный руководитель: Смотрите, к нам прилетел какой -то шарик. А к нему привязано письмо. Давайте прочтём. Содержание письма: Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фея Музыка.(Слайд № 2) В моей музыкальной стране случилась беда. Волшебница Печалька наложила заклятие, и теперь в моей стране звучат только грустные мелодии. Снять заклятие могут дети, любящие весёлую музыку. Только дети могут справиться с трудными заданиями, которые придумала Печалька. Музыкальный руководитель:Подумайте сейчас, готовы ли вы отправиться в музыкальную страну и выполнить все задания волшебницы? (пауза 3 секунды) Музыкальный руководитель:Если вы согласны мне помочь, отыщите карту моей страны. Поможет вам музыка. (Дети слушают отрывок пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» П.И.Чайковского) Музыкальный руководитель:Найдите портрет композитора, сочинившего самую красивую и грустную осеннюю мелодию. Удачи вам, ребята! Среди портретов, расположенных на переносной доске, они находят портрет композитора, снимают его, обнаруживают на оборотной стороне карту музыкальной страны.(Слайд № 3) Музыкальный руководитель: Карта у нас в руках. Вот наш детский сад. А стрелками указано направление движения. Сейчас нам надо идти в местечко «Запевайкино». А чтобы наше волшебное путешествие началось, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»
Раз – конфета за правой щекой. (Дети прячут язык за правую щёку)
Два –конфета за левой щекой. (Дети прячут язык за левую щёку)
Три - жуем конфетку
И правой, и левой стороной. (Жевательные движения справа и слева)
Четыре – нет конфеты никакой! (Дети открывают широко рот)
Конфеткой угостились, (Дети облизываются)
И в волшебников превратились.
2. Основной этап (содержательный) Задачи этапа: решение проблемы занятия, включающее
- активные действия по приобретению новых и совершенствованию уже имеющихся знаний, умений, навыков,
- экспериментирование с предметами и материалами,
- самостоятельную работу с использованием полученных знаний.
Музыкальный руководитель: А теперь встаём друг за воспитателем и идём, слушая музыку. Музыкально-ритмическое упражнение «Мы идём» Музыкальный руководитель: Вот мы и пришли в первый город музыкальной страны, который называется «Запевайкино». Звучит песня «Листопад» Т.Потапенко Музыкальный руководитель: Мне кажется, или здесь точно побывала волшебница Печалька? Как можно понять, что Печалька здесь была? Дети отвечают, что звучит грустная песня. Музыкальный руководитель: Первое задание Печальки «Спойте грустную песню про осень»
Ребята, кто из вас знает грустную песню про осень? Может быть, помните песни, которые учили в средней группе? Может быть, сами придумаете? Ответы детей. Возможно, кто-нибудь начнёт импровизировать. Возможно, кто-нибудь догадается, что можно спеть такую песню по принципу «музыкальное эхо». Музыкальный руководитель: Сейчас мы подготовимся к пению.
Чтоб красиво петь, нужно правильно сидеть.
Ножки-раз! Ручки-два! Спинка-три! В певческой позе замри!
Дыхательная гимнастика «Дует ветерок». Упражнение «Ветер» Т.Шикаловой. Распевка «Эхо» Исполнение песни П.Ермолаева «Осень золотая» по принципу «музыкальное эхо» Когда дети допевают, звучит весёлая песня «Осень – раскрасавица».
Музыкальный руководитель: Ура! Мы это сделали! Теперь в Запевайкино будут звучать весёлые песни! Музыкальный руководитель: Дальше стрелочкой на карте отмечено местечко Стучалкино. Сейчас мы встанем друг за другом и отправимся в Стучалкино.
Музыкально-ритмическое упражнение «Мы идём»
Музыкальный руководитель: И вот мы пришли в местечко Стучалкино. Какое задание приготовила нам здесь Волшебница Печалька? Читает: «В Стучалкино шёл дождь, и я спрятала все музыкальные инструменты в сундучок, чтоб они не промокли. Отгадайте инструменты по тембру, соберите пазлы, тогда сундучок откроется. Это второе моё задание».
Работа в подгруппах, сформированных по желанию детей. Одна подгруппа определяет тембры инструментов по звучанию с помощью карточек, вторая – собирает из пазлов изображения предметов.[/i] Музыкальный руководитель: Как будем принимать решение, какой инструмент звучит? Ответы детей. Музыкальный руководитель: А если ошибётесь? Предлагаю большинством голосов. Часть детей садится на стульчики, они берут карточки с изображениями инструментов Музыкальный руководитель: Все готовы угадывать инструменты?
Музыкально – дидактическая игра «Угадай инструмент».(Слайд № 4)
Музыкальный руководитель: Что можно сыграть на этих инструментах? Дети: Польку!
Исполнение в детском оркестре «Озорной польки» Н.Вересокиной
Музыкальный руководитель: Дальше на карте стрелкой указано направление на Топотушкино. (Слайд № 5) Идём в Топотушкино!
Музыкально – ритмическое движение «Мы идём»
Музыкальный руководитель: Ну вот, мы и пришли в Топотушкино. Какое задание здесь приготовила нам волшебница Печалька? (Читает) Придумайте и станцуйте осенний танец. Музыкальный руководитель: Для осеннего танца я приготовила листочки, ленточки и шуршалки. Подойдите и возьмите по одному предмету из каждой корзинки.
Звучит музыка «Танец Феи Драже» П.И.Чайковского
Дети импровизируют танец с атрибутами под музыку П.И.Чайковского «Октябрь.Осенняя песнь» Музыкальный руководитель: Спасибо! Ваш танец был красив. Аккуратно положите предметы в корзинки.
Звучит мелодия песни «Шлёп-шлёп» КотэТВ.
Музыкальный руководитель: Узнали мелодию, которая звучит? Ответ детей. Музыкальный руководитель: А настроение прочувствовали? Какое оно? Ответ детей. Музыкальный руководитель: Что это значит? Ответ детей. Музыкальный руководитель: Верно, мы сняли заклятие волшебницы Печальки и в Топотушкино снова вернулась весёлая музыка! Исполните танец, который мы выучили под эту песенку? Ответ детей.
Дети исполняют танец, после которого садятся на стулья.
Демонстрируется слайд № 6
Фея музыки: Спасибо, ребята! Вы выполнили все задания волшебницы Печальки и вернули в мою страну весёлые мелодии! Я надеюсь, что вы будете дружить с музыкой всю жизнь!
3. Рефлексивный этап Задачи этапа: выстроить смысловую цепочку, вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.
Музыкальный руководитель поёт:(мелодия Е.Железновой)
Встаньте в круг, встаньте в круг,
За руки возьмитесь вдруг.
Будем рядом стоять,
Ручками махать.
Целый час мы занимались
И, конечно, постарались
Повторять,
Не зевать,
Всё запоминать.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня сделали хорошее дело. Что хорошего мы сделали? Ответы детей. Музыкальный руководитель: Правильно, мы выполнили все задания волшебницы Печальки и вернули весёлые песни в музыкальную страну. Скажите, что было вам интересно? А что было трудно? Музыкальный руководитель(поёт, импровизируя; дети повторяют каждую строчку, как эхо)
Мы и пели, и плясали,
И немножечко устали.
Завтра в садик мы придём,
Петь, плясать опять начнём.
До свиданья, дети! Дети: До свиданья! Дети выходят из музыкального зала под мелодию «Марша деревянных солдатиков» П.И.Чайковского