Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Музыкальный магазин игрушек»

Автор: Попова Надежда Александровна, музыкальный руководитель ГБОУ Детский сад №1524, г. Москва

Описание материала: Предлагаю вам конспект тематического музыкального занятия для детей старшей группы (5-6 лет) «Музыкальный магазин игрушек» с использованием творческих заданий. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям дошкольных учреждений. Это конспект итогового занятия по развитию творческих способностей дошкольников во всех видах музыкальной деятельности в детском саду.

Цель:  Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.

Задачи:

Образовательные: Сформировать у детей умение выразительно передавать образы, заданные в музыкальном произведении. Находить в музыке акцентные позиции.

Развивающие: Развивать творчество, музыкальный слух,  ритмическое и ладовое чувства, пластику, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Воспитательные: Воспитывать интерес к музыкальной культуре, к элементарному музицированию, желание импровизировать.

Атрибуты, использованные на занятии:

Колокольчик, искусственные цветы по количеству детей; «витрина», на которой расположены игрушки: мячик, барабан, заяц, клоун-марионетка, клоунские колпаки (5 штук), шапочки гусей, коровок, лошадок, свинок по количеству детей, на детских столах  музыкальные инструменты (ксилофоны, треугольники, маракасы, пластиковые стаканчики, резиновые игрушки-пищалки), костюмы курицы, цыплят, кошки, утки, свинки.

Музыкальный материал:

Г.Гладков «Добрая фея», Л.Шитте «Этюд», Т.Ломова «Передача мяча»,  Ф.Шуберт «Марш», Е.Тиличеева «Зайчики», М.Скребкова  «Зайка, зайка, где бывал?», Д.Кабалевский «Клоуны»,  Польская народная песня «вышли дети в сад зелёный», А Филиппенко «Полька», А.Пинегин «С днём рождения!»

Ход занятия

Дети с цветами входят в зал и исполняют музыкально-ритмическую композицию  с элементами импровизации под музыку Г.Гладкова «Добрая фея». По окончании  танца дети ставят цветы в корзинки и встают врассыпную.

Музыкальный руководитель.   Ребята, в это весеннее утро ваш танец с цветами  поднят всем настроение. Видите, как вам улыбаются наши гости. Поздороваемся с гостями.

Дети поют: - Здравствуйте!

Музыкальный руководитель обращается  к отдельным детям и просит их ответить той же мелодией

Музыкальный руководитель (поёт).  - Здравствуй, Аля! (на трезвучии)

- Здравствуй, Дима!  (на терции)

- Здравствуй, Маша!  (на одном звуке)

- А кто поздоровается своей песенкой?

Дети поют приветствие  по желанию на собственную мелодию.

Музыкальный руководитель (обращает внимание на «витрину»). Ребята, посмотрите, вы находитесь в магазине игрушек. (Звонит в колокольчик).

Динь-динь-динь,

Динь-динь-динь,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Выбирайте, что хотите. (Стихи В.Болдыревой)

- Чтобы получить игрушку, нужно спеть песенку, мелодию которой

придумаете сами на слова: «Я игрушку покупаю и с собою забираю».

Мелодию постарайтесь придумать такую, чтобы она подходила к характеру игрушки.

Музыкальный руководитель берёт с витрины мяч.

- Вот прыгун – весёлый мячик,

Он не любит тех, кто плачет,

Любит музыку и смех,

Прыгает он выше всех! (Стихи В.Болдыревой)

Кто мячик выбирает?...

Выходит желающий ребёнок.

Музыкальный руководитель. Как должна прозвучать песенка для мячика? Ребёнок.  Бойко, звонко, мелодия как будто прыгает.

Ребёнок поёт весёлую песенку в ритме польки.

- Ребята, покажите какой мячик ловкий, прыгучий, лёгкий.

Дети, встав произвольными группами выполняют этюд «Мячики», муз. Л. Шитте. 

-  Я предлагаю встать в круг и всем поиграть с мячом. Передавайте мяч на сильную долю музыки по кругу, на ком музыка остановится, придумает какие-нибудь танцевальные движения с мячом.

Ребёнок, спевший песенку про мяч, начинает упражнение «Передача мяча», муз. Т.Ломовой. По окончании упражнения мяч кладётся на отдельный столик.

 - Ребята, послушайте, музыкальный отрывок и догадайтесь, к какой игрушке эта музыка подходит? (Звучит отрывок «Марша» Шуберта)

Дети: Это марш, подходит к барабану.

Музыкальный руководитель.

Мы купили барабан, 

Чтоб устроить "тарарам". 

Будем палочкой стучать, 

Марш веселый выбивать. 

Кто барабан возьмёт?

Кто песенку споёт? (Стихи И.Сударевой)

Желающий ребёнок поёт песенку в ритме марша.

Музыкальный руководитель. Поиграем в ритмическое эхо. Глеб отстучит  на барабане ритм, который вы ему прохлопаете в ладоши.                

Игра с барабаном «Ритмическое эхо». Дети по очереди придумывают ритмический рисунок, а Глеб повторяет этот ритмический рисунок на барабане. Отметить правильное повторение ритма. После игры барабан положить на отдельный стол.

- Послушайте ещё одну музыкальную загадку. Звучит пьеса «Зайчики», муз. Е.Тиличеевой.

Желающий ребёнок поёт песенку, соответствующего характера (легко, игриво).

- Вот и заинька-трусишка!

Про тебя читаем в книжке.

Дети сразу тебя узнают,

О тебе они песни поют! (Стихи Ю.Скляровой)

Дети исполняют песню «Зайка, зайка, где бывал», муз. М.Скребковой по ролям: ребёнок-«покупатель» поёт за зайку.

-  Для вас звучит ещё одна музыкальная загадка. Про кого она? (Звучит отрывок пьесы Д.Кабалевского «Клоуны»)

Дети узнают произведение и называют композитора. Желающий ребёнок поёт песенку на заданный текст с нужным характером (озорной, весёлый, смешной). Пьеса «Клоуны» звучит целиком, под которую ребёнок водит клоуна-марионетку.

Музыкальный руководитель опять обращает внимание детей на витрину.

- Здесь есть клоунские колпаки. Кто сегодня придумает весёлый озорной танец? Мы посмотрим. Какой клоун будет веселей.

Раздать детям 5 колпаков. Дети исполняют творческий танец «Весёлый клоун». Отметить разнообразие танцевальных движений.

- Ребята, отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (Книга)

Музыкальный руководитель берёт с витрины большую книгу, листает её.

- Какая интересная книга про животных. Здесь встречаются персонажи знакомой вам песенки «Вышли дети в сад зелёный погулять».

Возьмите шапочки героев песенки и встаньте полукругом.

Дети берут шапочки гусей, коровок, лошадок, свинок и инсценируют с движениями песню «Вышли дети в сад зелёный», польская народная песенка.

- Действительно, весело танцуют дети в нашем саду. И даже сами можете придумать танец. Давайте придумаем польку.

Дети предлагают знакомые танцевальные движения (кружение в парах, хлопки, выбрасывание ног на прыжке и другие)  и составляют танец.

Снимают шапочки животных и встают парами по кругу. В парах исполняется «Полька», муз. А.Филиппенко.

Музыкальный руководитель.  В нашем магазине  есть ещё музыкальные инструменты. Назовите их (ксилофоны, треугольники, маракасы).

Инструментов здесь хватит на всех, правда они не все музыкальные.

Есть простые предметы: стаканчики, резиновые игрушки, но их шумы нам пригодятся.

Динь-динь, бум-бум,

Наш оркестр устроит шум!

Пошумим, позвеним,

Сказкой всех повеселим!

Я всех приглашаю в сказку. Мы расскажем сказку, которая называется «День рождения». А помогут нам её озвучить эти музыкальные инструменты.

Пожалуйста, герои сказки наденьте костюмы, а музыканты разбирайте инструменты.

Сказка-шумелочка «День рождения» по аудиокассете Е.Железновой. Дети-артисты выполняют театральное действие, а дети-музыканты озвучивают их. Воспитатель читает текст сказки:

Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул. Вот так: Пищать резиновой игрушкой.

Курица-мама подбежала к гнезду и стала слушать. В самом большом яйце снова кто-то пискнул, чуть-чуть погромче: Пищать резиновой игрушкой.

Курица осторожно постучала по яйцу. Постучать карандашом по стаканчику

Яйцо раскололось, и из него вылез маленький цыплёнок. Пищать резиновой игрушкой.

«С днём рождения, малыш! Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать!»  И курица пошла из курятника во двор. Вот так. Звучит ксилофон внизу.

А цыплёнок побежал за ней. Вот так. Звучит ксилофон  вверху.

Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке, а сама опять ушла в курятник. Цыплёнок стал клевать зёрнышки. Вот так. Постучать карандашом по стаканчику.

Цыплёнок наелся, посмотрел вокруг и вдруг услышал тихий звон. Треугольник.

«Как красиво звонят. Это потому, что у меня день рождения. Надо об этом всем рассказать». И он пошёл к большой важной утке. Звучит ксилофон вверху. Утка  крякает.

«Слышите, как красиво звонят?  Треугольник.

Это потому, что у меня день рожденья!» Но утка ничего не ответила.

Тогда цыплёнок подошёл к толстой свинке, которая что-то ела из корыта. Звучит ксилофон  вверху. Свинка хрюкает.

 «Слышите, как красиво звонят? Треугольник

 Это потому, что у меня день рождения!»  Но свинья ничего не сказала.

Тогда цыплёнок подошёл к кошке (Звучит ксилофон  вверху), которая вылизывала язычком свои лапы: «Слышите, как красиво звонят?»

Треугольник. 

Кошка сказала: «Мяу!» и подошла к цыплёнку поближе. Маракасы.

Но тут прибежала мама-курица и увела цыплёнка в курятник. Ксилофоны

А в курятнике бегало много маленьких цыплят. Пищать резиновой игрушкой. «Слышите, как красиво звонят?» Треугольник

«Это потому, что у нас день рождения!», - запищали цыплята и захлопали крылышками. Вот так:  Похлопать в ладоши.

Все дети выходят на заключительную песенку А.Пинегина «С днём рождения!»

Музыкальный руководитель.

Динь-динь-динь,

Динь-динь-динь.

Закрываем магазин.

В группу игрушки заберите,

Там играйте, берегите!

До свидания!

Дети с игрушками выходят из зала.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Звуки весны»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Ольга Геннадьевна Титова # 14 января 2014 в 19:50 +1
Интересное занятие, хотя работаю в средней группе,хочу немного изменить и провести. Разработка очень понравилась. Спасибо за идею!!!
Лилия Сергеевна Карбышева # 22 января 2014 в 20:09 +1
Недавно узнало одно очень классное упражнение. Наверное, подойдет для детей 5-7 лет. Игра развивает координацию, пространственное мышление, чувство ансамбля, умение слушать друг друга.
Первый этап. Выучить стих:
Хлоп,хлоп,пра           (ритм:2 восьмых, четверть
Хлоп,хлоп, ле                           2 восьмых, четверть
Хлоп,хлоп, пра, ле                      4 восьмых
Хлоп,хлоп,обе
                       2 восьмых, четверть)
Второй этап. Учиться в паре выполнять движения под этот стишок.
1 строчка - 2 хлопка перед собой, потом соединить правые руки (как в ладушках)
2 строчка - 2 хлопка, соединить левые руки
3 строчка - 2 хлопка, поочередно соединяем правые и левые руки
4 строчка - 2 хлопка, соединить сразу зеркально две руки.

Третий этап. Заменить в стишке слова "хлоп" на "Меня зовут" и поделить свое имя на две части:
Меня зовут Ли
Меня зовут Ля
Меня зовут Ли-Ля
Меня зовут Лиля

Ребята по очереди проговаривают свои имена в паре. Затем добавляется ритмическое двухголосие: нужно одновременно говорить стишок со своим именем.
Далее стишок видоизменяется : "Тебя зовут" - ребенок должен теперь произносить имя соседа. + в конце ритмическое двухголосие - одновременно проговаривать стишок с именем соседа.
Ирина Викторовна Пермякова # 1 декабря 2014 в 22:01 +1
Очень насыщенная образовательная деятельность по музыке. Обязательно возьму себе на вооружение! Голос
Елена Аркадьевна Вересова # 7 марта 2016 в 19:28 0
Занятие показалось мне очень насыщенным и интересным:пение ранее выученных песен, слушание, импровизация песенная и танцевальная, музыкально - ритмическое движение, танцы, инсценировка песни, игра, сказка - шумелка. Все виды объединены игровой мотивацией - посещение музыкального магазина игрушек. По-моему, эта работа достойна голоса.
Евгения Викторовна Булахова # 7 октября 2016 в 21:45 0
Масштабная работа, полностью справились с поставленными целями:развивать творческие способности детей. Отли личная подача материала для детей.