Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему «Музыкальное путешествие по радуге» с презентацией
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию «Музыкальное путешествие по радуге». Старшая группа 5-6 лет
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. Интеграция детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы, двигательная. Форма организации: НОД Материал и оборудование: ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи, слайдовая презентация, нотное поле с набором цветных нот – фишек; дидактические игры: «Три кита», «Послушай и отгадай»,музыкальные ритмы «Веселые матрешки», задание «Ритмические рисунки», видеоролик «Веселый звукоряд», цветные капельки с заданием, песня, музыкальная игры на определение регистра и динамики. Предварительная работа: Разучивание танца с лентами, подготовка презентации, знакомство с музыкальными жанрами, с инструментами симфонического оркестра. Планируемые результаты:
1. У воспитанников сформированы знания о средствах музыкальной выразительности.
2. У детей вызван интерес к изучению нотной грамоты, обогатился словарь новыми музыкальными терминами.
3. Созданы условия для детской творческой инициативы. Задачи:
1. Обогащать музыкальную культуру дошкольника, закреплять знания о средствах музыкальной выразительности (лад, регистр, ритм, темп, динамика, тембр, жанр).
2. Развивать стремление изучать названия нот, их цветовую гамму, музыкальные способности детей во всех видах музыкальной деятельности, детскую творческую инициативу и побуждение к активным самостоятельным действиям. Обогащать словарный запас детей, уточняя такие понятия: ритм, темп, динамика, тембр.
3. Воспитывать интерес к музицированию, эмоциональную отзывчивость и восприимчивость к музыкальным произведениям, культуру поведения на занятиях, уважительное отношение к партнеру и умение работать в коллективе
Ход НОД
Звучит легкая музыка, дети входят в зал. Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. У меня сегодня прекрасное настроение, и я хочу передать это настроение вам. Я предлагаю взяться за руки и повторить со мной стихотворение. «Приветствие»
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Солнце поднимается,
Сердце согревается,
Просыпается земля
Вместе с ней и ты, и я. (выполнение упражнения вместе с детьми)
Муз. руководитель: Много раз мы приходили в этот зал, где волшебная музыка дарила нам свои мелодии: грустные, весёлые, нежные и задорные. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасную музыкальную страну, а
волшебная радуга поможет нам в нее попасть.
На экране слайд – «Радуга»
Муз. руководитель: Сколько цветов на нашей радуге Ответы детей. Семь Воспитатель: А зачем нам нужны краски? Ответы детей. Чтобы рисовать картины. Муз. руководитель: А вы знаете, что наша радуга непростая, она подарила свои цвета музыке, и получилось 7 цветных нот.
На экране слайд видеоролик «Веселый звукоряд»
Муз. руководитель: Дети, вы готовы отправиться по радуге в музыкальную страну? (ответы детей) Тогда в путь!
Звучит музыкальный фрагмент «Гроза с дождём» На экране слайд – «Вредная тучка»
Муз. руководитель: Ой, ой, ой! Не спроста здесь тучка появилась!
«Тучка злючка рассердилась,
Тучка злючка распушилась,
Кулаками застучала,
А потом вдруг проворчала»
Тучка (в записи)
Вам в музыкальную страну не пройти, вы потеряетесь в пути. А радугу от вас я спрячу! Пусть будет так, а не иначе!
На экране – «Бесцветная радуга» внизу под экраном цветные капельки
Муз. руководитель: Тучка нашу радугу размыла и в разноцветные нотки превратила. А вы знаете сколько цветов у радуги? (Ответы детей). Верно, семь цветов. А сколько нот вы знаете? (Ответы детей). И это правильный ответ: цветов у радуги семь и нот тоже семь.
(берёт красную нотку)
Муз. руководитель: Что же делать? Как мы теперь попадем в музыкальную страну?
Дети дают варианты ответов. Муз. руководитель: Посмотрите, это красная нотка нотка,она первая на нотоносце и в музыкальной радуге, значит это нота - До. А на ней что-то написано. Давайте прочитаем задание.
Музыкально-дидактическая игра «Три кита» Задача: закрепление музыкальных жанров На экране – «Радуга с одной красной полосой» Муз. руководитель: Видимо, нотки не простые, а волшебные. Давайте вторую нотку оранжевого цвета поднимем, и посмотрим что там написано. Это нотка Ре
Музыкально-дидактическая игра «Послушай и отгадай» Задача: развитие тембрового слуха. На экране – «Радуга с двумя полосами» Муз. руководитель: У нашей радуги появилась вторая, оранжевая полоска!
Скажите, а третья нотка какого цвета должна быть? (жёлтого) И это нотка…(МИ).
Музыкальные ритмоформулы «Веселые матрешки» Задача: развитие ритмического и тембрового слуха На экране – «Радуга с тремя полосами» Муз. руководитель: Вот и третья полоска у радуги появилась! Какая у нас следующая нотка.(зелёная) Фа. Нотка просит нас спеть песенку, но необычно, а в разных темпах.
Дети исполняют песню используя круги Луллия на изменение темпа На экране – «Радуга с четырьмя полосами»
Муз. руководитель: Четыре радужные полоски на месте! Пора найти пятую нотку.
Поднимаю голубую нотку. Это нотка Соль. Сейчас мы с вами поиграем в игру на определение динамики звучания.
Задание «Гномы и великаны» Задача: развитие динамики На экране – «Радуга с пятью полосами» Муз. руководитель: Наша радуга становится всё ярче и красивее.
Затем читаем задание на синей капельке Ля. Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы: птички –высокий регистр, зайчики – средний регистр, и мишки- нижний регистр. Я буду играть плясовую мелодию в разных регистрах, а танцевать будут те герои, чей регистр звучит.
Музыкальная игра на определение регистра Задача: регистр На экране – «Радуга с шестью полосами» Муз. руководитель: Посмотрите, последняя седьмая капелька осталась. И это нотка СИ. Это нотка нам расскажет о двух братиках Ох и Ах.
Музыкально–дидактическая игра «Мажор и Минор» Муз. руководитель: Давайте поместим ее к другим ноткам, у нас получится целая музыкальная радуга. На экране – «Радуга с семью полосами» Муз. руководитель: Наша радуга засверкала всеми семью цветами и заиграла музыкой! Как хорошо, что мы не испугались трудностей и выполнили все музыкальные задания.
Мы рисуем радугу и целый небосвод,
И над нашей радугой солнышко встаёт!
Семь цветов-полосок – разные совсем.
Музыкальных ноток мы играем семь!
Ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в стране музыки, и наша радуга тоже стала музыкальной.
Танец с лентами на песню «Мир, который нужен мне» муз. А.Ермолова
Муз. руководитель: Ну, вот, друзья и подошло к концу наше путешествие, вы отлично справились со всеми заданиями. Вы показали хорошие знания и проявили свои музыкальные способности, молодцы!
Рефлексия Муз. руководитель: Ребята, а в конце нашего путешествия по Музыкальной радуге, давайте вспомним, что вам особенно запомнилось? (ответы детей)
Что нового вы узнали? (ответы детей)
Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Какие впечатления остались у вас? (ответы детей)
А завершаем мы наше путешествие с помощью «звучащих жестов»
Если вам было интересно, похлопайте.
Если вам было весело, потопайте.
Если вы хотите встретиться снова, крикните «Ура!»
Спасибо вам за ваше хорошее настроение и активное участие.