Игровая культура народа в жизни современных детей
Назначение работы: материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физкультуре в детских садах.
Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия.
Народная игра — уникальный феномен культуры, приобщает к народным традициям, представляет важнейший аспект эстетического воспитания, так как знакомит с общечеловеческими ценностями.
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в народных играх ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Игровой фольклор занимает ведущее место в жизни ребенка, трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с кругом игр. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.
Исследователь Г. М. Науменко разделил игры на
три основные группы: драматические, спортивные и хороводные.
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движения и др., в таких играх формируются зачатки театрализованного драматического действа.
Спецификой спортивных игр является спортивное состязание, цель — победа в соревновании, усовершенствование физических навыков, в них нередко исполняются игровые припевы и песенки.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты.
По характеру движения хороводные игры делятся на круговые и некруговые хороводы, а также хороводы-шествия.
Народные игры — это традиционные игры, придуманные народом, духовный потенциал каждого этноса. Народные игры никто никогда специально не разрабатывал, так как они рождались в глубине народной жизни и были изначально ориентированы на развитие детей. Игры создавались в процессе самой жизни: если отец приносил из леса зверя, то хвост добычи служил забавой для маленького ребенка, так появились игры «Подуй на хвостик», «Ветерок». Игра считалась не только забавой, но и подготовкой к жизни и труду, например, игры в прятки, догонялки, перебежки, палочка-выручалочка и др. всегда сопровождались ритмическими движениями, закличками, сговорами.
Они отражают образ жизни и национальные традиции, зависят от среды обитания: у народов Севера любимые игры детей — «Ловля оленей», «Поездка на санях»; у кочевников – забавы с элементами верховой езды.Не секрет, что во все времена воспитание происходило на конкретных примерах. Так мать или бабушка, обучая девочку рукоделию, часто сопровождала работу песней:
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
носи, Дуня, не марай, не марай,
по праздникам надевай, надевай!
А отец и дед обучали мальчиков резьбе по дереву или плетению лаптей с мудрой поговоркой или присказкой: «Эх, лапти мои, да лопаточки мои». Дети ценили труд взрослого и свой, всегда гордились своими умениями.
Русские народные игры для детей по большей части — игры коллективные. Благодаря им ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру — к народу, нации.
В последние годы дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Наряду со знанием компьютера, калькулятора, различных игрушек типа «Тетрис», ребенку совсем не помешает иметь представление о счете на камешках, узелках, о русской или какой-либо другой народной песне-игре.
Как же сделать так, чтобы через традиционные игры познакомить детей с историей и культурой своего народа?
Дети – самый доброжелательный народ: им даешь – они берут. Только наша задача – дать именно то, что нужно.И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.
Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до конца – нарушил правило и т.д.)
Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них.
Основными условиями успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда были и остаются глубокое знание и свободное владение педагогом обширным игровым репертуаром, богатым и разнообразным по содержанию.
В основе методики приобщения дошкольников к народному творчеству лежит:
– совместная деятельность детей и взрослых (педагогов и родителей) по развитию способности к восприятию художественных ценностей,
– отражению своих впечатлений в разных видах творческой деятельности: в непосредственной образовательной и проектной деятельности, в различных формах культурно-досуговой деятельности, в игровой деятельности и в ходе совместных мероприятий с родителями.
– приобщая дошкольников к народной культуре, педагог сам должен иметь определенные знания в этой области, чтобы системно и последовательно донести их до детей.
В итоге
игры — это своеобразные уроки жизни, так как с их помощью ребенок учится общаться с другими людьми. По поведению ребенка в игре можно составить представление о личности, ее характере, интересах, способностях, жизненных установках.
В этнопедагогике игра рассматривается в качестве ведущего вида деятельности ребенка, так как она является крайне важным фактором обучения и воспитания и представляет собой особую форму самовыражения личности.
В современных условиях просто необходимо использовать народный опыт по воспитанию детей с помощью игровой деятельности. Игра в учебно-воспитательном процессе выступает как эффективное средство воспитания, формирования личности ребенка и его морально-волевых качеств.
И.М. Сеченовым было доказано, что в сознании ребенка игровые переживания оставляют очень и очень глубокий след. Многократные повторения каких-то действий взрослых, подражание их моральным качествам оказывают прямое влияние на образование и развитие аналогичных качеств и у ребенка.
В.А. Сухомлинский сравнил игры с огромным светлым окном, «через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Основой игровой культуры являются традиционные народные игры, праздники, забавы, что делает их изучение довольно интересным и занимательным процессом. Игра, будучи особой формой взаимодействия человека и мира, открывает перед ним возможности по самореализации, развитию личности.
Игра выступает как часть культуры народа, а игровая культура личности является составной частью общей культуры личности. В этой связи игровую культуру целесообразно рассматривать в качестве постоянно изменяющейся системы, которая сочетает в себе традиционные и новые формы игрового поведения.
Возрождение и внедрение в повседневную жизнь детей народных игр имеет значительную роль для организации эффективной работы в области патриотического и нравственного воспитания, в области физического развития, а также для социализации и укрепления связей между поколениями.
При организации игр с детьми педагогу необходимо учитывать следующие факторы:
- возраст игроков. Так, для младшего возраста надо выбирать более простые игры, которые сопровождаются песнями, стихотворениями, хороводами;
- место проведения игр. Они могут проводиться на воздухе, в зале, в комнате, просторном коридоре;
- количество игроков. Педагогу необязательно привлекать всех учеников к игре. Можно разделить детей по половому признаку, выделить группу судей, разделить слабых и сильных, главное — игра должна быть интересна каждому ребенку;
- использование инвентаря для игр. Если он используется, то его следует подготовить заранее и в необходимом количестве.
- игры должны быть ориентированы на коллектив, а не на одного человека.
- игра должна быть легкодоступной, чтобы ее можно было повторить в разных компаниях.
Основная задача педагогов — продемонстрировать детям все разнообразие игр.
Доктор педагогических наук В.М. Григорьев разработал формулу педагогической ценности игры. Она звучит следующим образом:педагогическая ценность = интерес + польза, умноженная на 2 (поскольку то, насколько она полезна, очень важно) + доступность (по разным параметрам – по цене, возрасту, качеству материала).
Для привития детям трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к родному краю необходимо проводить народные календарные праздники, так как фольклорные образы оказывают особое воздействие на детей. Воспитательная ценность традиционного календарного обряда заключается в том, что он обеспечивает единение человека и природы, а педагогическая ценность состоит в сохранении традиции игрового взаимодействия детей и взрослых.
У каждого народа есть свои весенние праздники, которые посвящены возрождению природы, ожиданию перемен, надеждам на лучшее будущее.
– Например, Масленица наполнена массовыми подвижными и веселыми играми. Празднование современной Масленицы объединяет в себе народные зимние игры и различные зимние состязания, которые дополняются народными забавами и потехами. Одновременно с играми организуются и простые веселые соревнования, например, метание снежков, бег на одной лыже, бег вперед спиной. Такие игры позволяют детям посоревноваться в силе и ловкости, находчивости, выносливости, смекалке, здесь также удается проявить сплоченность, взаимовыручку и т.д.
– Большинство осенних праздников связано с осенними заготовками, поэтому праздники урожая способствуют воспитанию трудолюбия и уважения к труду и людям труда.
– Знакомство детей с фольклором, должно происходить на основе синтеза (обобщения) основных форм художественной деятельности — слова, музыки, танца, театра, народного искусства, художественного труда (рукоделие и ремесло), в которых невозможно разделить произведения народной культуры.
Все мероприятия обязательно проводятся в народной одежде (ее надевают как взрослые, так и дети), с использованием подлинных образцов народного творчества, и для каждого мероприятия создаются условия (обстановка), чтобы дети почувствовали атмосферу народной жизни.
– Приобщение к традициям народа реализуется в совместной деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей). Совместная деятельность характеризуется наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации: сотрудничество с детьми на равных,
Таким образом,
игра предоставляет детям свободу гармонического развития духовных и физических сил. Посредством игры дети могут овладеть различными навыками трудовой деятельности и самообразования, они через игру входят в мир искусства. Игра позволяет детям раскрыть свои творческие и умственные способности, развить коммуникативные навыки, то есть игра является естественным средством социализации ребенка.
Отсутствие же у детей игровых навыков в дальнейшем оказывает негативное влияние на их взрослую жизнь, так как игра способствует развитию.
В настоящее время интерес к народным играм снова высок, и эта тенденция характерна для многих стран. Сейчас успешно развивается этнопедагогика, основной интерес которой, направлен именно на изучение и возрождение народных игр.
В различных регионах России проводится множество фестивалей по народным играм, где преобладают сценические и театрализованные их варианты. В тоже время довольно остро стоит проблема включения народных игр в повседневную детскую жизнь. Но данный процесс идет достаточно сложно, ведь необходимо составлять конкуренцию социальным сетям, массовой культуре, интернету и средствам массовой информации.
Рекомендуем посмотреть:
Общеразвивающие упражнения под музыкальную дорожку для детей 5-7 лет
Показатели физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста
Дыхательная гимнастика в детском саду
Лыжная подготовка в детском саду