Классный час на тему: Памятник расстрелянной деревне
70-летию Великой Победы посвящается
Автор: Полякова Елена Григорьевна – педагог дополнительного образования МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г. Брянска
Цель: Формирование у школьников патриотической позиции и уважительного отношения к исторической памяти
Задачи:
- развивать интерес к истории родного края;
- воспитывать чувство гордости за свой героический народ;
- формировать непримиримое отношение к фашизму.
Описание материала: предлагаю разработку классного часа для 5-8 классов, посвящённого 70-летию Великой Победы над фашистской Германией. Классный час будет полезен классным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям.
Форма: классный час.
Оборудование: выставка рисунков, компьютер, проектор, экран, презентация, фонограмма «Песня о Хацуни» музыка Александра Морозова на стихи Евгения Муравьева; у каждого ученика на груди приколота георгиевская ленточка.
Предварительная подготовка:
- проведение конкурса рисунков «Моё представление о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
- подбор и разучивание стихотворений.
Ход классного часа:
Педагог: В юбилейный год 70-летия Великой Победы мы вспоминаем не только героические страницы летописи Великой Отечественной войны, но и её печальные события. Многие послевоенные годы, рассказывая о зверствах фашизма, историки вспоминали исключительно белорусскую деревню Хатынь, уничтоженную немцами. 22 марта 1943 года озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь. Ни в чем не повинным людям фашисты вынесли смертный приговор. Людей от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай, который заперли, облили бензином и подожгли. Погибло 149 человек, из них 75 детей до 16-летнего возраста.
1-й ученик:
Что делать, как спасти детей от смерти,
Когда ты загнан, как и все, в сарай?
Фашисты, будто в преисподней – черти,
Смеясь, кричат по-русски: «Поджигай!»
И ты вдруг понимаешь, смерть от дыма
Милее, чем от жаркого огня,
Тогда ты шепчешь детям: «Ваня, Дима,
Дышите и не прячьтесь за меня».
Сквозь страх и помутневшее сознанье
Ты слышишь крики, ощущаешь жар…
Последнее, что видишь - это пламя…
И сыновей, что задушил угар.
Жизнь кончена. Остался серый пепел.
Печные трубы. Кладбища кресты.
Дождливой тучки деликатный лепет
С далёкой поднебесной высоты.
Осталась наша боль. И наша память
О каждом из погибших на войне.
Им памятники ставим и стихами
Их поминаем в горькой тишине.
Педагог: В память об этом в Белоруссии воздвигнут мемориал.
2-й ученик:
Вновь иней на деревьях стынет
По синеве, по тишине
Звонят колокола Хатыни…
И этот звон болит во мне.
Перед симфонией печали
Молчу и плачу в этот миг.
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик.
Над белой тишиной Хатыни
Колокола — как голоса
Тех,
Что ушли в огне и дыме
За небеса.
Педагог: Однако, до последнего времени, мало кому было известно, что с трагически известной белорусской деревней Хатынь породнилась Брянщина. Маленькая деревушка с созвучным именем Хацунь, которую называют сестрой Хатыни, расположена в часе езды от Брянска. В деревушке Хацунь к началу войны проживало в двенадцати хатах около 50 человек. Перед оккупацией немцы сильно бомбили Брянск, и многие горожане спасались от бомбежек в Хацуни. Краеведы свидетельствуют о том, что, вероятнее всего, Хацунь была первой деревней в стране,полностью уничтоженной немцами. Здесь прошла немецкая "репетиция" по уничтожению русского народа в соответствии с планом "Ост". "Каратели" действовали по установке — за одного убитого немца убивать по сто русских. Трагедия произошла на рассвете 25 октября 1941 года, на 2 года раньше Хатыни. Деревню окружили каратели. Фашисты согнали в одно место жителей деревни и беженцев из Брянска и расстреляли всех из пулеметов. 318 человек были убиты, а деревня сожжена.
3-й ученик: Тела расстрелянных пролежали под открытым небом около 2 недель. Немцы запрещали хоронить погибших в назидание жителям окрестных деревень. Хацунь стала одной из первых жертв немецкого геноцида на русской земле. Ее судьбу повторили 12 населенных пунктов Брянской области, а всего за годы оккупации на Брянщине были уничтожены 930 деревень (в Белоруссии судьбу Хатыни повторило 136 деревень).
4-й ученик: Брянским краеведам удалось раздобыть доклад командира 156 артиллерийского пехотного полка вермахта об обстоятельствах расстрела в Хацуни. В рапорте говорится, что вместе со взрослыми в Хацуни были расстреляны 60 детей. И есть объяснение, почему расстреляны, поражающее цинизмом. У большинства детей возраст был от 2 до 10 лет, и решили не оставлять их по этой причине; получается, все были расстреляны взрослые – детей некуда было деть, поэтому раcстреляли и детей.
(Читает стихи – надпись на мемориале):
Педагог: В 1977 году было принято решение о создании в Хацуни мемориального комплекса в память о жертвах фашизма. Однако первоначальный проект не был полностью воплощён.
В 2009 году начались работы по полной реконструкции мемориала. Открытие обновлённого мемориального комплекса состоялось 25 октября 2011 года — день 70-летия хацунской трагедии.
5-й ученик:
Над Хацунью осеннее пламя
Отлетающей к небу листвы,
И горчит, и горчит моя память,
Отзываясь на эхо войны.
И ложатся гвоздики, пылая,
На гранит, разделяющий нас,
Острой болью меня обжигая,
Снова катятся слезы из глаз.
Педагог: Освещал мемориал Святейший Патриарх Всея Руси Кирилл.
Педагог: В торжественном мероприятии приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации (в то время) Владимир Путин, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Олег Говорун, делегации соседних регионов России, Украины, Белоруссии, Германии и других государств, общественных организаций.
Педагог: В торжественном мероприятии приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации (в то время) Владимир Путин, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Олег Говорун, делегации соседних регионов России, Украины, Белоруссии, Германии и других государств, общественных организаций.
Педагог: На территории комплекса находится маленькая часовня и, созданная брянским скульптором Александром Ромашевским, символическая скульптурная композиция – женщина, прижавшийся к ней ребёнок и старик, стремящийся закрыть их собой.
6-й ученик:
Каждый день, каждый миг, каждый час
С неба молятся души о нас,
И огонь, что зажгли в нашем сердце,
уже не погаснет.
Это горькое слово «Победа»
Пахнет дымом и порохом дней,
Первый снег выпадает, как пепел,
Над землею уставшей моей.
И ушедших забыть невозможно,
Нас они и простят, и поймут,
И святою печалью тревожа,
Вновь гремит оружейный салют.
Педагог: На сегодняшний день известно семь жителей деревни, которым по ряду причин удалось избежать участи большинства селян. Кропотливую работу по их поиску проводит Евгений Петрович Кузин. Брянским краеведам удалось раздобыть доклад командира 156 артиллерийского пехотного полка вермахта об обстоятельствах расстрела в Хацуни. В рапорте говорится, что вместе со взрослыми в Хацуни были расстреляны 60 детей. И есть объяснение, почему расстреляны, поражающее цинизмом. У большинства детей возраст был от 2 до 10 лет, и решили не оставлять их по этой причине; получается, все были расстреляны взрослые – детей некуда было деть, поэтому раcстреляли и детей. Этот музейный комплекс – первый в России мемориал в память об уничтоженных фашистами селах и деревнях, каких только на Брянщине после войны было больше тысячи.
Педагог: Зимой, весной и осенью в Хацунь не ходят даже регулярные автобусы. Три ярко выкрашенных деревянных дома вдоль дороги и один на всех таксофон — вот и вся лесная цивилизация для восьми местных жителей. Но память приводит сюда всё больше и больше экскурсантов. Вот и мы с вами, ребята вскоре отправимся посетить Хацунь , где в очередной раз поклонимся жертвам фашизм и узнаем другие подробности тех трагических дней…
7-й ученик:
Проходит жизнь, как талая вода,
Ручьём в сырой песок несётся время,
Но никогда, Россия, никогда
Не позабудет о своих потерях.
И кто б не правил здесь, куба б не вёл,
Народ российский, поднимая знамя,
Мы вспомним массу городов и сёл
Весенним днём минутою молчанья.
Известна белорусская Хатынь,
Но сколько деревень таких в России,
Где на местах пожарищ лишь полынь
О тех, кто здесь погиб, грустит поныне.
Неважно, светит солнце, дождь идёт,
Откуда нынче тучи гонит ветер,
О том, как шёл фашист на наш народ
ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ И ПОМНИТЬ НАШИ ДЕТИ!!!
Потомки чётко знать должны, кто враг,
Кто был врагом Стране моей когда-то,
ЧТО Б НИКОГДА НЕ ПЕРЕЙТИ ПОД ФЛАГ
СО СВАСТИКОЙ, ФАШИСТСКИМ СТАВ СОЛДАТОМ!
Звучит песня А. Морозова «Хацунь»
Литература: Е.П. Кузин «Хацуньская исповедь», стихи А. Дементьева, Е. Муравьёва , И. Яненсон, собственные и интернет-фото.
Уважаемые коллеги, благодарю вас за внимание!
С уважением, Елена Григорьевна.Презенация на тему: Памятник расстрелянной деревне
Рекомендуем посмотреть:
Проект для 6 класса. Никто не забыт, ничто не забыто
Внеклассное занятие ко Дню Победы с презентацией для 5 - 9 класса коррекционной школы
Творческий проект ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, 7 класс
Сочинение к 9 мая, 7 класс. Ветеран в моей семье
Похожие статьи:
Классный час «Письмо неизвестному солдату», 7 класс