Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное занятие ко Дню Победы с презентацией для 5 - 9 класса коррекционной школы

Методическая разработка занятия по гражданско-патриотическому воспитанию для коррекционной школы
Автор: Пряхина Елена Юрьевна, воспитатель.
Место работы: ОГКОУ Чернцкая школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей с ОВЗ

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку занятия, посвящённого подвигу Александра Матросова. Занятие рассчитано для детей в возрасте 12-16 лет. Данный материал может быть полезен для внеклассных уроков мужества, воспитателям интернатов.
Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию "Минуты бессмертия"
Цель: Знакомство с героическими страницами, получение и расширение знаний воспитанников о Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины;
2. Расширение знаний об истории своей страны, привитие воспитанникам чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня наше занятие продолжает цикл занятий «Герои», на этих занятиях мы пробовали с вами нарисовать портрет героя, ответить на вопросы каким должен быть герой, есть ли для героизма определенный возраст, место и время, мы узнали, что подвиг может быть духовным, на примере художника - калеки Григория Журавлева, и ратный, на примере былинных героев, что героями могут быть не только люди, но и города.
Слайд 1-3 (Звучит фонограмма песни «Журавли», муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.)
Слайд 4 (Запись «Священная война», сл. А.В. Александрова, муз. В.И. Лебедева-Кумача. На фоне музыки воспитатель читает слова.)
Год 1945. Год 2015. Между ними 70 лет мира и памяти.
Память – это благодарность.
Память – это долг.
Память – это жизнь.
Я помню - значит я живу. (М. Тимофеева)
Чтец 1:
Тот самый длинный день в году с его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду на всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след и столько наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет живым не верится, что живы.
(Константин Симонов «Чтоб люди жили»)
Воспитатель: 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.
– Как вы думаете, ребята, почему война называется Великая? (Ответы детей)
Великой она называется из-за своего масштаба. Это была война на уничтожение нашего народа. В случае поражения такой страны больше не было бы. Это была судьбоносная веха для нашей страны.
– Почему её называют Отечественная? (Ответы детей)
Отечественной данная война была названа потому, что весь народ от мала до велика встал на защиту своей Родины. В армии сражались представители всех народов многонациональной страны. Было неважно какой ты национальности и на каком языке ты говоришь. Все были равны и все понимали, что в случае поражения жизнь его родных и близких будет под вопросом, в какой республике они бы не жили.
– Зачем фашисты напали на нашу страну? (Ответы детей)
Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. У фашистов на главных направлениях было больше артиллерийских орудий, больше самолётов, танков, хорошо обученных солдат.
Слайд 5 Перед тем как напасть на Советский Союз, фашистская Германия захватила Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, Италию и ряд других государств Европы. Промышленность этих стран стала работать на захватчиков. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым, стремительным ударом. Они даже придумали выражение «блицкриг», то есть молниеносная война. Но фашисты глубоко просчитались. Как один, поднялись советские люди на защиту своей Родины и свободы. Многие люди ради победы не жалели своей жизни.
Слайд 6. Но сегодня я вам расскажу о подвиге всего одного человека. Память о подвиге Александра Матросова и сегодня живёт в сердцах многих людей.
Слайд 7.
Чтец:
И, рванувшись в атаку за другом,
В этот миг услыхали друзья,
Что свинцовая кончилась вьюга,
Огневая замолкла струя.
Это трепетом сердца живого
Наш Матросов закрыл пулемёт.
Никогда своего рядового
Не забудет Советский народ!
Воспитатель: А как вы думаете кем был герой Великой Отечественной войны Александр Матросов? Оказывается, Александр Матросов был родом из Башкирии, а его настоящее имя – Шакирьян Мухамедьянов. Шакирьян родился в 1924 году в маленькой деревушке Кунакбаево. Когда мать умерла, ему было не больше пяти лет. Семья жила очень бедно, и, после того как отец женился в третий раз, мальчик ушел из дома. Куда потом делся Шакирьян, сказать сложно: бумаги детских домов Башкирской АССР начала 1930-х годов не сохранились. Но не исключено, что он попал в детприемник-распределитель по линии НКВД.
Чтец:
В пять лет стал круглым сиротою,
Обрёл в "наследство" детский дом
Который стал ему семьёю,
Порою мамой и отцом...
В пять лет сердечко на изломе,
Судьба решила за него,
Потух фонарик в отчем доме,
Погасло мамино тепло...
Воспитатель: Из детприемника - распределителя его направили в Мелекесс (ныне Димитровград) Ульяновской области. Там он назвался Сашкой Матросовым, потому что очень любил море и хотел стать моряком. Позже, уже будучи в Ивановской режимной колонии, Сашка со смехом откровенничал, как, устраиваясь в детдом, назвал своим родным местом город, в котором ни разу не был. Возможно, именно поэтому во всех справочниках и энциклопедиях город Днепропетровск называется местом рождения Александра Матросова. Окончив школьное обучение в детдоме, Александр остался там работать помощником воспитателя.
Слайд 8 Он старательно изучал игру на гитаре и мог в будущем стать замечательным гитаристом…
Он лучше всех играл в футбол и в волейбол и мог когда-нибудь взойти на пьедестал в качестве чемпиона…
Ему нравилась его фамилия, и он мечтал о профессии моряка, мечтал ходить в дальние плавания…
Но ему суждено было стать Героем Советского Союза… посмертно.
Слайд 9 С самого начала войны он стремился на фронт. В 1941 году семнадцатилетний юноша написал письмо наркому обороны: "Сейчас, когда Родина в опасности, я хочу защищать ее с оружием в руках. Я уже взрослый и принесу больше пользы на фронте, чем здесь...". Только в сентябре 1942 года Матросов зачислен в Краснохолмское Военно-пехотное училище. В ноябре 1942 года Матросов отправился добровольцем на фронт. Служил Александр в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И.В. Сталина. Некоторое время бригада находилась в резерве. Затем её перебросили под Псков в район Большого Ломоватого бора. Прямо с марша бригада вступила в бой. А уже 23 февраля 1943 года Александр совершил свой бессмертный подвиг.
Слайд 10. Наступило 22 февраля. Второй стрелковый батальон капитана Афанасьева, приблизившись вплотную к деревне Чернушки, взял на себя фронтовое обязательство к 25-летнему юбилею создания Красной Армии какой угодно ценой овладеть этим важнейшим опорным пунктом врага.
Напрасно вы станете сейчас искать на картах деревню Чернушки. Ее нет. Она была полностью уничтожена гитлеровцами именно тогда, зимой 1943 года.
Слайд 11. Разрушенные дома превратились в огневые точки. Одной из этих точек был трехамбразурный дзот, имевший сверху пять деревянных накатов. Немцы столь надежно его замаскировали, что наши разведчики не засекли его, и когда на рассвете батальон пошел в атаку, неожиданный огонь этого дзота сорвал стремительность натиска.
Слайд 12. А кто может сказать, что такое дзот? (Ответы детей)
Дзот – полевое оборонительное сооружение, название по первым буквам слов: дерево-земляная огневая точка. Сооружается из дерева, земли, камня и других материалов для размещения различных огневых средств. Делается быстро из подручных материалов. Он может быть возведен неожиданно для противника на угрожаемых участках.
Слайд 13 Чтец:
Солдаты вышли на опушку
-Вперёд!... Не время отступать!
В лощине за рекой "Чернушки!",
Любой ценой их надо взять!
В атаку бросилась пехота!
Но вдруг жестоко, с двух сторон,
Враз застрочили пулемёты,
Свинцовым градом в унисон!
"Война - тяжёлая работа"...
Как шлейф её кровавый след,
Затихли вражеские дзоты,
Препятствий видно больше нет!
И снова дрогнула пехота...
И снова...- Батальон, вперёд!
Лавиной бросилась в болота,
И снова... Третий пулемёт!?
Не ждали от врага, булата,
Опять под пулями лежат,
Бойцы... Совсем ещё ребята...
В одеждах праведных солдат!
Слайд 14.
Воспитатель: Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков; второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемёт из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Гвардейцы не знали страха в бою. Было сделано несколько попыток подавить огневую точку противника. Взять дзот не удавалось. Тогда в сторону дзота поползли рядовой Пётр Огурцов и рядовой Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Александр с автоматом и гранатами стал пробиваться к дзоту.
Слайд 15 Именно тогда и наступил звездный час героя. На глазах у рядового Матросова погиб его близкий друг рядовой Андрушенко, получили тяжкие ранения другие товарищи – Копылов и Малинкин. Видя, как они истекают кровью, и решив, что они тоже погибнут, Александр был вне себя от ненависти к врагу, продолжавшему поливать горячим свинцом местность. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил.
Знал ли он христианское "Несть лучшей доли, чем положить жизнь свою за други своя"?
Во всяком случае, оно было глубоко в его сердце, и в такую минуту мгновенно вспыхнуло.
И тогда Матросов поднялся, рванувшись вперед, грудью своей, сердцем своим Александр лег на огневую точку противника и заглушил дзот. Путь вперед был открыт. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.
Чтец:
Упав рывком на амбразуру,
Он Обнял смерть свою любя,
Он был солдат, простой натурой,
Присяга - клятвою была!
Великий подвиг стал сигналом, Слайд 16
Путь был открыт...
Пехота шла! Ура!...
Душа её кричала,
Деревня освобождена!
Воспитатель: Аналогичные подвиги в Великую Отечественную войну совершили более 400 человек. Через несколько дней имя Матросова стало известным всей стране. Подвиг Матросова был использован находившимся случайно при части журналистом для патриотической статьи.
Слайд 17 Была взята деревня Чернушки. Над этой маленькой деревушкой был водружен флаг нашей Родины, за свободу которой отдали свою жизнь Александр Матросов и его товарищи.
Слайд 18 19 июня 1943 года Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 8 сентября 1943 года приказом народного комиссара обороны СССР имя А.М. Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, сам он навечно зачислен в списки 1-й роты этой части. Это был первый приказ НКО СССР в годы Великой Отечественной войны о зачислении павшего Героя навечно в списки воинской части. Награждён орденом Ленина (посмертно).
Александр не собирался умирать. Он хотел жить. О его чувствах видно из письма, которое на рассвете 23 февраля 1943 года, идя в бой, рядовой Матросов передал связному, адресованное Лиде Кургановой, девушке, с которой Александр познакомился незадолго до ухода на фронт.
Слайд 19. Вот это письмо: (Письмо зачитывает воспитанник)
"Дорогая Лида! Только что закончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: "Отдыхайте лучше, завтра бой". А я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете "гасилки" и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать: что-то ты поделываешь сейчас? У нас, на фронте, как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу – электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в 12. Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всём, что чувствую, что переживаю.
Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад.
Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь-живешь, и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад.
Твой Сашок."
Слайд 20.
Воспитатель: Место подвига Александра Матросова увековечено в памятнике.
Слайд 21 Похоронен Александр Матвеевич Матросов в Псковской обл., г.Великие Луки. В память о нём установлены: памятники, монументы, мемориал, бюсты, его именем названы улицы, парки, посвящены стихи, написаны книги, поставлены фильмы...
Слайд 22 Если имя живет – значит, жив человек…..
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И СЛАВА ТЕМ, КОГО УЖЕ НЕТ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ, НО БЛАГОДАРЯ КОМУ МЫ ЖИВЕМ!!!!!! СЛАВА!!!! СЛАВА!!!!! СЛАВА!!!!!
В честь всех погибших на войне, умерших от болезней и ран, пропавших без вести объявляется минута молчания.
Слайд 23
Мы любим жизнь и радость жизни.
Но, если надо, в грозный час,
Как он погиб за честь Отчизны,
Так умер бы любой из нас.
Благодарю вас за общение, мне приятно было вести беседу с вами. И давайте поблагодарим друг друга теплом наших сердец. Спасибо.
Презентация на тему: Вечная память живым

Рекомендуем посмотреть:

Классный час ко Дню Победы с презентацией в 6 - 8 классе Школьникам 7 - 8 класса о параде Победы 1945 года Творческий проект ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, 7 класс Литературно музыкальная композиция ко Дню Победы для 7-8 класса. Сценарий с презентацией

Похожие статьи:

Классный час «Письмо неизвестному солдату», 7 класс

Сценарий мероприятия на тему ОБЖ для 5-9 класса коррекционной школы с презентацией | Фиалка из бисера своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото
Опубликовано: 3548 дней назад (6 апреля 2015)
Просмотров: 6541
+11
Голосов: 11
Ольга Валерьевна Прохорова # 6 апреля 2015 в 20:52 +2
Елена Юрьевна! Очень интересная методическая разработка занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Минуты бессмертия". Подвиг Александра Матросова всегда волнует молодёжь. Каждый думает:" А я смог бы так поступить?"
Ваша работа направлена на развитие личностных качеств, на расширение знаний учащихся об истории ВОВ и её героях. Подборка материалов, стихов и чтецов настраивает на глубокое погружение в историческое прошлое нашей Родины. Это необходимая работе, особенно сейчас, в свете последних событий. Примите мой голос.
Елена Юрьевна Пряхина # 7 апреля 2015 в 23:15 +1
Ольга Валерьевна, признательна вам за высокую оценку!
Мне будет очень приятно, если предложенный мною вариант разработки пригодится коллегам.
Анна Станиславовна Куйдина # 7 апреля 2015 в 04:02 0
Интересная разработка, красочные слайды, чётко продумана концепция занятий. Спасибо.
Елена Юрьевна Пряхина # 7 апреля 2015 в 23:17 0
Анна Станиславовна, спасибо большое.
Лариса Васильевна Калугина # 8 апреля 2015 в 19:44 +1
Елена Юрьевна, очень интересное внеклассное занятие, в школе часто проводят открытые уроки на тему Вов, ваше занятие заняло бы высокую планку. О подвигах конкретных героев говорят очень редко,у вас очень исчерпывающий материал, замечательная презентация, не знаю есть ли видео на эту тему, я бы наверно и его добавила, но может и нет, так как информации достаточно. Беру в закладки!!! Спасибо за сценарий + 1 ГОЛОС
Елена Юрьевна Пряхина # 8 апреля 2015 в 20:02 +1
Лариса Васильевна, мне очень приятно, что материал вам понравился. Спасибо за доброжелательный отзыв!
Татьяна Александровна Толстикова # 8 апреля 2015 в 22:08 +1
Здравствуйте, Елена Юрьевна! Александр Матросов - один из тех героев, о котором мы помним с детства. Сейчас много пишут и спорят о том, был ли им совершён этот подвиг, но для нас он навсегда останется таким героем, о подвиге которого должны знать наши дети. Вы подготовили очень хорошее мероприятие и презентацию. Обязательно возьму на заметку. Спасибо за прекрасный материал. Примите от меня голос.
Елена Юрьевна Пряхина # 8 апреля 2015 в 23:35 +1
Спасибо Татьяна Александровна! Признательна за Ваш комментарий. И мне очень приятно, что мой материал оказался полезным.
Вера Владимировна Визгалова # 11 апреля 2015 в 00:26 +1
Здравствуйте, Елена Юрьевна! Замечательный материал! Очень полезный в преддверии 70-летней годовщины Победы нашего народа в ВОВ. И в то же время очень доступный материал, предназначенный именно для обучающихся коррекционных школ. Очень хорошая, информационная презентация. Дальнейших Вам успехов!
Елена Юрьевна Пряхина # 11 апреля 2015 в 00:32 +1
Спасибо Вера Владимировна, что уделили мне время и оценили мой материал.
Надежда Евгеньевна Скорых # 14 апреля 2015 в 18:43 +1
Моя любимая, уважаемая, обожаемая Елена Юрьевна!Вы не только для меня коллега, подруга, но и что - то большее...Вы путеводная звезда ведущая вперед! Я с удовольствием прочитала Ваш материал.Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война — история. В своем материале Вы дали не только прикоснуться к историческому прошлому, но и ощутить не страшные дни войны. Дальнейших УСПЕХОВ!!!
Елена Юрьевна Пряхина # 16 апреля 2015 в 01:45 0
Сердечное спасибо, Надежда Евгеньевна, за такие искренние, добрые слова в мой адрес. Спасибо, что откликнулись и не оставили без внимания мой материал.
Любовь Сергеевна Новоселова # 21 апреля 2015 в 12:58 +1
Здравствуйте, Елена Юрьевна!Ваша работа направлена на развитие личностных качеств, на расширение знаний учащихся об истории ВОВ и её героях. Подборка материалов, стихов и чтецов настраивает на глубокое погружение в историческое прошлое нашей Родины. Это необходимая работе, особенно сейчас, в свете последних событий. Примите мой голос №6.