Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Уличные подвижные игры для детей 8-11 лет

Интерактивные технологии воспитания. Игровые технологии (уличные подвижные игры).
Описание материала: материал может быть использован классными руководителями и педагогами для ознакомления и применения в работе инновационных форм и методов обучения.
***
Термин «интерактивная педагогика» ввел в 1975 г. немецкий ученый Ганс Фриц. Понятие «интерактив» заимствовано из английского языка, означает способный взаимодействовать или находиться в режиме диалога.
Анализ интерактивных технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие формы и методы, как: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.), технологии творчества (различные формы индивидуальной и коллективной творческой деятельности), игровые - деловые (управленческие), ролевые, организационно - деятельностные игры;
Мы поговорим об игровых технологиях. Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребенка и необходимость применения ее в воспитании. Понятие «игра» в народной культуре понималось как пляски, танцы, хождения под песни, подвижные игры и вообще веселье. В педагогике «игра» приобрела более широкое значение. Многие выдающиеся педагоги - Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л,, Эльконин Д.Б., справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в образовательном процессе. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, она предполагает принятие решение и желание выиграть, обостряя мыслительную деятельность играющих.
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (Г.К. Селевко)
Игры проникали во все сферы жизни человека. Следует отметить, что игры сопутствовали человеку от рождения до старости и в каждом возрасте имеют свои особенности, выполнят определенные функции. Для детей наиболее важным в игре являются задачи физического и психического развития, для молодежи - знакомства, для взрослых - проведение досуга, для людей пожилого возраста – общение и преодоление одиночества.
В современном обучении игры дополняют традиционные формы образовательного процесса и способствуют активизации процесса воспитания. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к образовательной деятельности.
По видам деятельности педагогические игры делятся на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру выделяются следующие группы игр:
а) образовательные, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные, спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические игры и т.п.
И, наконец, по форме: форма есть способ существования и выражения содержания. Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.
Рассматривая игровые технологии как средство воспитания, мне хотелось бы подробнее остановится на уличных играх. Предлагаю окунуться в прошлое, и вспомнить игры нашего детства. Веселые дворовые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, 12 записок, стеклышек, резинки? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.
Как же воздействует дворовая игра на ребенка с точки зрения воспитания и развития личности.
1.Игра обеспечивает здоровье, помогает детям быстрее социализироваться; снимает психические перегрузки; учит отдыхать.
2.Игра развивает двигательные способности: быстроту, силу, ловкость, выносливость.
3. Она воспитывает чуткость к людям, учит детей общаться, помогает усвоить нормы и ценности культуры, расширяется процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми. Дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе.
4.Игра помогают находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения.
Наблюдая за играми можно увидеть, как изменяются и совершенствуются отношения между детьми, а также как развиваются навыки и качества каждого ребенка.
Дворовые игры можно условно разделить на 3 группы: подвижные, словесные, сюжетные.
Важной особенностью любой дворовой игры являются правила. Они помогают осмыслить детям замысел игры и игровые действия. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность.
В организации дворовых игр немаловажное значение имеют считалки. Они помогают детям не ссорясь определить водящего или того, кто первым начнет игру.
Итак, дворовые подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Приведу пример нескольких дворовых игр, которые были очень популярны в моем детстве.
«Камешки-стоп!»
Игроки делятся на две команды и встают напротив друг друга. Посередине кладут три плоских камешка друг на друга. Команды по очереди выбивают мячом камешки так, чтобы они разлетелись. Команда которая сумела попасть в камешки, разбегается (их условно называют «камешки»), а другая - «ловцы» спешит мячом запятнать (задеть) убегающих «камешков», перебрасывая мяч друг другу. Задев «камешек» мячом, «ловец» кричит «камешек - стоп», игрок останавливается и стоит неподвижно. Задача «камешков» сложить камешки друг на друга, пока их не запятнали. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание. «Ловцы» поймают всех «камешек» или «камешки» успеют сложить камни друг на друга. Игра развивает: ловкость, умение работать в команде, сплоченность, быстроту движения.
«Казаки-разбойники»
Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая мелом стрелки на асфальте направление своего движения. Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в штаб и сторожит, стараясь выведать секретное слово. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или найдут «разбойников». Игра развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности, умение взаимодействовать между собой, хранить секреты.
«12 палочек». Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек (по количеству участников игры) укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Игра начинается с того, что один игрок наступает или прыгает на дощечку, палочки разлетаются. Задача водящего - собрать палочки в руки, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и кладет одну палочку, называя имя найденного. Чтобы спасти попавшихся, один из игроков, которого еще не нашли, должен добежать до «рычага» и наступить на собранные палочки (их количество соответствует количеству пойманных игроков), а водящий должен задержать спешащего на помощь игрока, успеть положить палочку на «рычаг». Если игрок успевает разбросать палочки, пойманные игроки снова вступают в игру и прячутся, пока водящий собирает палочки. Игра заканчивается тогда, когда водящий найдет всех игроков и сложит все палочки на «рычаг». Что развивает: ловкость, сообразительность, быстроту движений, умение работать в команде.
«Я знаю 5 имен»
Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до пяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речевке до пяти. Что развивает: многозадачность, эрудицию, память, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
«Колечко-колечко»
Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего. Что развивает: быстроту реакции, умение действовать быстро и решительно.
«Кис-мяу»
Все участники выбирают цвет и сообщают об этом. По считалке выбирают водящего. Водящий встает спиной к участникам. Участники по очереди говорят водящему - «Кис?» Водящий по голосу должен отгадать кто говорит и цвет игрока. Если не отгадывает - игрок говорит «брысь», а если отгадывает – «мяу» и дает игроку задание. Игроки должны выполнить задание, как можно правильнее и лучше. Кто лучше всех сумеет выполнить задание, становится водящим. Что развивает: смекалку, находчивость, умение общаться, организовывать действия других.
«Стенка»
Играющие становились в шеренгу, друг за другом. У первого участника в руках мяч. Он бросает мяч в стенку и отбегает в конец шеренги, следующий игрок должен поймать мячик. И так по очереди. Если игрок не успеет поймать мяч, то выбывает из игры, а побеждает оставшийся последним. Что развивает: силу, ловкость, быстроту реакции.
«Московские прятки»
Водящий стоит спиной к игрокам, кто-то из участников хлопает водящего по плечу. Водящий поворачивается и показывает на игрока, который, по его мнению, его похлопал. Если водящий угадал, то игрок получает задание: добежать или допрыгать (на одной или двух ногах) до определенного места во дворе. Если водящий не угадал, то игрок дает ему задание. Все остальные за это время должны успеть спрятаться. Дальше игра идет по обычному для пряток сценарию. Что развивает: ловкость, сообразительность.
"Светофор"
Поле ограничено с 4 сторон пешеходной дорожкой, выбегать за пределы которой нельзя. Водящий в центре игрового поля отвернувшись назначает цвет, те игроки у которых данный цвет имеется на одежде спокойно переходят, остальные - "нарушители" должны перебежать через "дорогу", осаленный "нарушитель" покидает игру. Что развивает: ловкость, быстроту реакции.
«Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово "земля", то поймавший мяч должен быстро назвать какое-либо домашние или дикое животное. На слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово "воздух" - названием птиц. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Ошибающийся выходит из круга. Что развивает: эрудицию, ловкость.
«Зайчик, зайчик, сколько время..?»
Водящий становится в нескольких метрах от играющих. Бросив жребий, кто будет первым, каждый из участников, став в одну линию, задавал «зайчику» вопрос: «Зайчик, зайчик, сколько время?
Ведущий отвечал: Я спешу на день рожденья! У меня часы стоят, ничего не говорят!». Далее дает задание каждому, к примеру, пройти 3 «великана» и 6 «лилипутов» (3 больших шага и 6 маленьких, приставляя одну стопу к другой), 2 «кастрюльки» (2 прыжка в приседе), 1 «ложечка» (1 прыжок), 3 «зонтика» (3 раза прокрутившись вокруг своей оси). Выигрывает тот, кто раньше всех доберется до «зайчика». Что развивает: смекалку, силу, ловкость.
Часто мы взрослые, наблюдая за нашими детьми во дворе, удивляемся, неужели нельзя поиграть во что-то интересное, ведь в нашем детстве было так много игр, в которые мы с удовольствием играли всем двором. Ответ очевиден, современные дети не умеют играть, мало того, они не знают, как взаимодействовать друг с другом, как познакомится с соседом – ровесником. Все общение поглотил компьютер и общение в соц. сетях. Научить детей играть в дворовые игры очень актуальная задача. Современные дети не знакомы с правилами детских дворовых игр, утрачены традиции их проведения, а некоторые самые интересные и необычные вовсе пропали.
Научить детей играть в забытые игры наших родителей, поможет изменить жизнь нашей детворы. Устранит жестокость и разрозненность. Разовьет спортивные, интеллектуальные, творческие, социальные, нравственные качества.
Дворовые детские игры – это неотъемлемая часть культуры, они обогащают, воспитывают, развивают.
Чтобы дать играм вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть и тогда игры будут передаваться из поколения в поколение, от старших ребят младшим. Если эта задача будет выполнена, наши дети будут расти в совершенно другом мире. В мире где для каждого важно живое общение, общие интересы, дружелюбие и взаимопонимание.

Рекомендуем посмотреть:

Сборник подвижных игр для детей младшего школьного возраста Летние подвижные игры для детей младшего школьного возраста Комплекс минуток - отдыха для начальной школы Подвижные игры для учащихся начальных классов

Похожие статьи:

Игры с мячом для начальных классов

Игры эстафеты для младших школьников

Подвижные игры на свежем воздухе для младших классов

Спортивная эстафета для учащихся начальных классов

Подвижные игры для 1 класса

Фестиваль народного творчества на Масленицу для детей 6-10 лет. Сценарий проведения | Новогоднее театрализованное представление для детей младших школьников 10-12 лет. Сценарий
Опубликовано: 2015 дней назад (18 октября 2018)
Просмотров: 4749
+1
Голосов: 1
Наталья Анатольевна Самойлова # 20 октября 2018 в 19:44 0
Хорошая работа! В век Интернета мы совсем забыли об организации досуга на улице, о старых вечных играх. Автор раскрывает понятие "игра", дает классификацию игр, приводит примеры игр, объясняя их условия. Мой голос Вам!