Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание гиперактивных детей дошкольного возраста

Особенности воспитания гиперактивных детей дошкольного возраста
В наши дни проблема гиперактивности детей является одной из самых актуальных, так как с каждым годом таких детей становится все больше и больше. Исследователи тщательно изучают причины такой активности: наследственность, осложнения во время беременности и родов, питание, влияние окружающей среды и ситуации в семье, в ряде случаев причины индивидуальны. Важным вопросом остается разработка методов и программ работы с такими малышами, корректных форм воспитания и обучения, т.к. в данном случае необходим особый подход к ребенку.

Фактически гиперактивность – это болезнь, некое психологическое отклонение, на которое стоит обратить особое внимание, чтобы вовремя помочь ребенку. Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».

S.D. Clemens дал следующее определение гиперактивности: «…заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции»[1].

В младенчестве гиперактивность проявляется в виде чрезмерной раздражительности, нарушениях сна и питания, частого плача. В возрасте 3-5 лет ребенок становится заметно невнимательным, рассеянным, неусидчивым, чрезмерно подвижным, ему трудно концентрироваться и запоминать новую информацию. В старшем детском возрасте это может привести к тяжелым последствиям. Поэтому так важно найти особенный подход к таким детям не только в семье, но и в детском саду.

Первый важный момент в общении с гиперактивными детьми – это понимание того, что ребенок неосознанно выполняет некоторые действия, он ненамеренно «плохо себя ведет», а сам страдает от своей чрезмерной энергичности. Поэтому терпение – залог успеха, взрослым необходимо оставаться максимально спокойными и нераздражительными. Часто такие дети получают много негатива со стороны сверстников и, в особенности, взрослых, что приводит к замкнутости в себе, отчужденности и агрессии. Важно дать ребенку почувствовать поддержку, веру в него, научить его настраивать взаимоотношения с собой и окружающим миром.

Одним из наиболее эффективных способов на этапе раннего возраста является игра. Игры могут быть разными, например:
-- с чередованием подвижности и спокойствия «Замри, отомри», «Море волнуется раз»; эта игра способствует развитию чувства меры, контроля своих действий;
-- на сообразительность и моментальную реакцию: «Горячая картошка», «Съедобное – несъедобное», что развивает внимательность, помогает детям подавлять импульсивность, а действовать, руководствуясь ситуацией;
-- творческие игры: «Крокодил», «Обезьянка», «Угадай кто», в которых дети проявляют свой творческий потенциал, изображая жестами и движениями какое-либо животное или объект;
-- подвижные игры: «Эстафета», где ребенок может сделать важную часть общего действия, оказать помощь команде, быстро выполнить задание.

Исследования показали, что включение деятельности гиперактивного ребенка и подчеркивание ее важности в групповом процессе дает ему возможность выхода из ощущения неадекватности, отделенности и одиночества [5].

Немаловажный аспект – переключение, смена деятельности. Необходимо использовать разные формы занятий с детьми, чтобы они были вовлечены в процесс, сконцентрированы и у них не терялся интерес к происходящему. Очень благотворно влияют музыкальные и танцевальные занятия. Во время разучивания танца, ведения хоровода ребенок учится самоконтролю и организации, развивает свои творческие способности, может невербально выразить то, что еще не умеет или не знает, не может сказать. Чувство ритма и определенные движения помогают избавиться от хаотичных движений и действий, дисциплинируют. Мелодичная музыка успокаивает нервную систему, быстрая – активизирует и тонизирует.

Популярным и эффективным направлений на сегодняшний день также является арт-терапия / цветотерапия. В данном случае занятия – это вариант структурированной свободы, но при этом в определенных рамках и с определенными условиями. Рисуя, ребенок проецирует на бумагу свою жизнь, положительные и негативные отношения, свои переживания и страхи, потребности, радости, окружающий мир, каким он его видит. Младшим дошкольникам сложно выражаться словесно, поэтому рисование заменяет этот компонент и дает выход эмоциям. По используемым цветам можно понять настроение и состояние детей. Более того, малыш видит результат своей работы. Это важно для развития и поддержания самооценки, ощущения собственных способностей, возможностей и перспектив. Для поддержания еще большего интереса к данному виду деятельности можно использовать приемы отвлечения, смены обстановки или условий: рисовать за столом, на стуле, на улице (если это лето).
Советы родителям гиперактивных детей:
Воспитание ребенка в детском образовательном учреждении – это существенная часть развития, но еще более значимым и неотъемлемым компонентом является воспитание в семье.
Ребенок должен чувствовать любовь и заботу родителей. Психологи советуют поменьше ругать гиперактивных детей, кричать на них и пытаться прекратить его какие-либо действия силой, ограничивать свободу и активность. От этого может возникнуть только обратная реакция, малыш будет делать «на зло» и продолжать заниматься своими делами. В этом случае необходимо говорить мягко и спокойно, постараться увлечь ребенка чем-нибудь другим, более интересным, чем бег, кувыркание, прыгание и т.п. Также можно попросить помочь что-нибудь принести/отнести, собрать игрушки, разложить по местам, помыть кисточки для красок и т.д. Ребенок будет рад получить одобрение взрослых за быстроту действий. Важно как можно больше хвалить, находить положительные стороны, акцентировать внимание даже на самых незначительных успехах. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Необходимо занять ребенка, дать задание, но только одно на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить и увидеть результат, а также реакцию взрослых.
Поддержание постоянного распорядка дня дисциплинирует, вырабатывает чувство структурированности и системности. Хороший здоровый сон способствует умственной активности, повышению внимательности и хорошей памяти.
Избежание переутомления. Нужно помнить о смене видов деятельности и систематическом отдыхе.
Играя с ребенком, нужно давать ему возможность самому построить игру, быть лидером, действовать по своему сценарию, который он уже не будет так охотно нарушать, как навязанные кем-то правила.

Крайне важным является достаточная физическая нагрузка. Ребенок должен расходовать свою чрезмерную энергию. Помогают длительные пешие прогулки, зарядки, спортивные игры. Особенно эффективно гулять на природе, чтобы не ограничивать пространство тесной детской площадкой или узкой городской дорожкой.

Одно из главных условий – положительная окружающая обстановка в семье. Очевидно, что ребенок будет чувствовать себя гораздо спокойнее, если в семье нет ссор, криков и скандалов. Родители должны служить ярким примером отношения к жизни и к другим людям.
В заключение хочется отметить, что в первую очередь нужно понимать важность и ответственность работы с разными детьми, особенно склонными к гиперактивности. Ребенок до 10 лет – это «плавкий материал», из которого можно вылепить идеальную скульптуру. Поэтому важно заметить все особенности ребенка, чтобы своевременно помочь ему избавиться от каких-либо недостатков или отклонений. Главное - любите детей, пусть они почувствуют, что родители/воспитатели верят в них, искренне любят их и поддерживают!
Используемая литература:
1. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1989. - 99 с.
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96 с.
3. Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. - 2000. - №10. - с. 7-8.
4. Окленд В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии/ Перев. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000.- 336 с.
5. Л.Курц. руководство по комплементарным и альтернативных терапиям, 2008

Рекомендуем посмотреть:

Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма» Как развивать фантазию у ребёнка Техника безопасности для дошкольников при занятиях творчеством

Похожие статьи:

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей

Арт-терапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

Что означает Арт - терапия

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

Опубликовано: 3930 дней назад (20 марта 2014)
Просмотров: 9248
+1
Голосов: 1
Татьяна Николаевна Даниленко # 21 марта 2014 в 12:39 +1
Очень актуальная тема, гиперактивных детей с каждым годом в детских садах все больше и больше. Интересны предложенные игры, содержательны советы для родителей. Елена Ивановна, спасибо за полезный материал.