Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сказки по ИЗО, 1 класс

Сказки для 1 класса по программе под редакцией Б.М. Неменского по темам 2 и 3 четвертей "Ты украшаешь", "Ты строишь".
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства и технологии МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию систематизированный материал для проведения уроков изобразительного искусства в 1 классе (2 и 3 четверти).
Назначение: Содержание статьи адресовано учителям изобразительного искусства, начальных классов.
Цель: Формирование и развитие у первоклассников универсальных учебных действий посредством сказки.
Данная разработка предлагает различные сказки по темам 2 и 3 четверти программы изобразительного искусства для 1 класса под редакцией Б.М. Неменского.
С помощью сказки можно провести актуализацию знаний учащихся, создать проблемную ситуацию. Сказка – это та тропинка, которая будет постепенно вводить первоклассника в новую сферу деятельности - направленного познания.
Использование на уроках изобразительного искусства сказок может иметь различные целевые ориентации:
- дидактические: формирование и применение в практической деятельности универсальных учебных действий и специальных знаний, умений и навыков;
- воспитывающие: воспитание самостоятельности, сотрудничества, толерантности;
- развивающие: развитие памяти, внимания, речи, воображения, умения действовать по аналогии, развитие мотивации учебной деятельности, духовности;
- социализирующие: адаптация к условиям среды, обучение общению.
Сказка должна войти в сердце ребёнка, должен быть подведён итог, выделена главная мысль, заложенная в сказке. И тогда может быть достигнута цель не только формирования УУД, но и духовно-нравственного воспитания посредством сказки.
2 четверть. Ты украшаешь
Тема «Узоры на крыльях»
Задание: «Бабочки»

Сказка о мечте.
Когда-то давным-давно бабочек вообще не существовало. А как же они появились? Присмотритесь, как бабочки похожи на цветы и цветом и по форме
(демонстрация изображений бабочек).
Послушайте легенду.
Жили-были на одной поляне разные цветы, такие, которых уже и на свете нет. Стояли они на тонких ножках рядышком друг с дружкой и ничего не видели, кроме синего неба да коричневой земли под ногами. Так они жили долго-долго, пока не появился среди них один цветок-мечтатель. Он мечтал подняться вверх и посмотреть весь мир, ему было тесно и скучно на этой поляне. Ветер, который облетал все страны, решил помочь необычному цветку: подхватил его и понес высоко в небо. Но ветер когда-нибудь кончается, и наш цветок неминуемо упал бы на землю. Волшебник, глядя, как цветок отчаянно машет лепестками, превратил их в прекрасные лёгкие крылья. Ведь мечта цветка была очень доброй и светлой. Так и стал цветок бабочкой.
Итоги: сказка формирует мотивацию к наблюдению многообразия бабочек, решает воспитательные задачи.
Тема «Красивые рыбы»
Задание: «Мир нашего аквариума»

Золотая рыбка.
Поймал однажды рыбак в сети рыбку, очень красивую: блестящую, с длинным хвостиком и плавниками. Удивился, почесал в затылке и спросил: «Откуда ты такая взялась?» А рыбка вдруг отвечает человеческим голосом: «Есть под водой королевство, а я в нём – королева. Зовут меня Золотой рыбкой. В моём королевстве много красивых маленьких рыбок, каких на земле никогда не видели».
(демонстрация фотографий аквариумных рыбок)
Пожалел старик рыбку, отпустил, а она взмахнула плавничками, и появился на берегу стеклянный ящик с рыбками, камешками, водорослями.
- Ребята, как называется такой ящик?
Рассказала рыбка рыбаку, как ухаживать за аквариумом и уплыла восвояси. С тех пор люди и стали держать дома маленьких жителей подводного мира.
Итоги: с помощью сказки формируется мотивация к художественной деятельности на уроке, воспитывается бережное отношение к окружающему миру.

Тема «Украшения птиц»
Задание: «Нарядная птица»

Вестники Весны.
Ребята, что такое весна? Верно, это время года, когда после холодной зимы с её морозами, метелями наступает тепло, пригревает солнышко, распускаются листочки на деревьях.
Когда весна собирается в дорогу, чтобы прогнать сердитую Зиму, она посылает впереди себя птиц. Птицы летят и кричат всем: «Весна идёт! Весна идёт!».
Все радуются, а Зима злится, плачет и тает, тает. Первыми прилетают грачи, а когда появляются ласточки, журавли, лебеди (учитель демонстрирует изображения разных птиц), Зимы совсем не остаётся.
Эти птицы несут на своих крыльях Весну. Поэтому их называют вестниками Весны.
Итоги: сказка помогает мотивировать детей на пристальное рассматривание изображений птиц.
Тема «Узоры, которые создали люди»
Задание: «Чудо-платье Осени» (как один из вариантов).

Осень – модница.
Вы все, дети, знакомы с Осенью. Какая она? Она очень красива и гордится своим великолепным золотисто-жёлтым нарядом. Её платье украшают алые гроздья рябины, россыпь ягод шиповника, резные листья клёна. В её наряде ещё зеленеют некоторые листочки и цветут осенние цветы.
Люди всегда любовались нарядами Осени, а ветер ей завидовал. Однажды он набрался сил и подул так сильно, что унес все наряды Осени, оставил ей только голые ветки деревьев. Осень очень расстроилась и расплакалась проливным дождём.
Ребята, что нужно сделать для Осени, чтобы она снова стала красивой?
Давайте мы нарисуем ей новые красивые наряды (украшение орнаментом шаблона платья).
Итоги: формирование мотивации к декоративной деятельности.
Тема «Мастер Украшения помогает сделать праздник»
Задание: коллективная пространственная композиция «Снег кружится…» (как вариант).
Вариант 1. Сестрички Снежинки.

Давным-давно это было. В пушистых облаках высоко в небесах жили сестрички Снежинки. Их папу звали Морозом, а маму Зимой. Сестрички были очень красивыми, сверкали всеми оттенками белого цвета, играли на солнце серебристыми лучиками. Сестричек было очень много, но ни одной одинаковой (демонстрация изображений снежинок). Плавали они на облаке по всему свету, и смотрели на всё сверху. Скучно им стало, захотелось посмотреть что там, внизу. И однажды с попутным ветром полетели они, кружась, вниз. Плавно оседали на землю, падали друг на друга, создавая сугробы. Всё рассмотрели!
С тех пор все снежинки в зимнее время отправляются на землю. Когда приходит Весна, они тают, испаряются и вновь возвращаются на своё облако.
Итоги: сказка развивает наблюдательность, интерес к деталям природы.
Вариант 2. Мороз Синий нос и снежинки.
Помните сказку про Морозку? Скучал он без Машеньки, приходил зимой и рисовал свои красивые узоры на её окнах.
А что ещё умеет делать Морозка? (сугробы, снежинки, сосульки)
Однажды случилась у него беда: собрался перед Новым годом Мороз землю украсить снежинками, сунул руку в холодильный мешок, а там ничего нет! Мыши дырку прогрызли, снежинки высыпались на пол и растаяли.
Пошёл Морозка к Маше совета просить: где снежинки взять? Как вы думаете, что ему посоветовала Маша?
Маша подумала и стала из бумаги снежинки вырезать. Да такие красивые! И Мороза научила. Нарезал он кучу снежинок и пошёл их разбрасывать.
Я вас тоже научу снежинки вырезать, как Маша Морозку учила.
Итоги: формирование мотивации к конструктивной деятельности на уроке.
3 четверть. Ты строишь
Тема «Постройки в нашей жизни».
Задание: «Дом для древнего человека».

Сказка о древнем человеке.
Жил – был древний человек. Решил он однажды построить себе жилище, чтобы в нём можно было укрыться от дождя, солнца, ветра, спрятаться от комаров и диких животных, спокойно отдохнуть. Почесал он в затылке и сложил из соломы дом. Хорошо в нём было, но подули ветры, и дом разлетелся.
Когда выпал снег, человек сделал себе дом из снега: лепил большие шары и складывал их друг на друга. Дом получился светлым, но весной растаял.
Тогда построил древний человек из мокрого песка и глины дом. Лето дом простоял, а осенью пошли дожди и размыли его.
И тогда человек нашёл пещеру из камня. Её не могли разрушить ветры, в ней можно было спрятаться от палящего солнца, но было неуютно: сыро и темно, ведь в пещерах нет окон, и туда не проникает ласковое солнышко.
Нарисуйте для этого человека уютный, может быть, сказочный дом!
Итоги: сказка способствует пробуждению детской фантазии и активизации восприятия.
Тема «Дома бывают разными».
Задание: «Дом – печатка».

Дом – печатка.
Похвастались однажды краски, что могут изобразить такой дом, который не смогут изобразить фломастеры и карандаши.
- Не может быть! Кисточка так же, как и мы обводит красками контур, также, как и мы раскрашивает. И больше она ничего не умеет!
- А вот и нет! – воскликнули краски. – Если нам помогут мелкие предметы, то мы докажем что умеем изображать так, как вы не умеете.
Мелкие предметы: спичечные коробки, кубики, катушки, крышечки, ластики, колпачки, пуговички и др., согласились помочь краскам.
Кисточка развела водичкой краски (демонстрация учителем) и началось самое интересное! Мелкие предметы стали прыгать сначала в разведённую краску, а затем на бумагу, оставляя на ней отпечатки. Вдоволь нарезвившись, они побежали умываться, а на бумаге остался напечатанный домик.
Ай, да краски! Ай, да молодцы! Что они придумали! Они умеют не только рисовать, но и печатать!
Итоги: формировать мотивацию к созданию изображений методом печати.
Тема «Домики, которые построила Природа».
Задание: «Сказочные домики – овощи».

Домики природы.
Когда – то, давным – давно, когда ещё не было на Земле не только наших родителей, прародителей, но и всех людей, ни у кого не было домиков. Улитки ползали голенькими, орехи росли без скорлупы, а черепахи не имели панцирей. Пойдёт град или ливень, нагрянут морозы или подуют ветры, жарит солнце – мучаются все животные и растения, погибают. С каждым годом становилось их на Земле всё меньше и меньше.
И решила тогда Природа, что надо исправлять положение:
- Дам я всем домики: мышкам, ящеркам, ракам – норки; белкам, птицам – дупла; улиткам – раковины; а семенам растений – коробочки, скорлупу, стручки
(демонстрация изображений).
И правильно сделала! Теперь все растения и животные прячутся в своих домиках от непогоды и врагов, и живут долго и спокойно.
Нарисуйте и вы необычные домики-овощи.
Тема «Дом снаружи и внутри»
Задание: «Домик – буква».

Написать акварелью первую букву своего имени размером во весь лист.
Буквенные человечки.
Ребята, кто живёт в книжках? (строчки, буквы, звуки, картинки) А вы видели такие книжки, в которых первая буква большая и красивая? (Демонстрация учителем книги)
Эту букву называют Буквицей. Я расскажу вам о ней сказку.
В книгах живут сказочные Буквенные человечки. Когда мы открываем книги, то не видим их, они сразу исчезают. Живут эти человечки в Буквицах. В буквах – домах есть окна, балконы, лесенки, крыльцо и трубы, крыши, заборы и антенны…
Посмотрим рисунок в учебнике. Когда книжка закрыта, человечки бегают вокруг своей Буквицы, поливают цветы, вешают бельё, красят забор. Но как только мы берёмся за книгу, чтобы открыть её, Буквенные человечки становятся невидимками.
Давайте и мы из первых букв своего имени нарисуем домики для Буквенных человечков.
Итоги: формирование мотивации к художественной деятельности на уроке.
Тема «Всё имеет своё строение» (Методические разработки уроков в начальной школе Е.И.Забелиной и др. (г. Орёл).
Задание: «Животные из геометрических фигур».
Путешествие Ножниц и Клея по странам Геометрических фигур
(по мотивам сказок Е.И. Забелиной).

Прослышали Ножницы и Клей, что злая ведьма Каляка – Маляка заколдовала дочку Простого Карандаша Резинку Стиралку и заставила её стереть животных в странах Геометрических фигур: Кругляндии, Треугляндии; Квадрафрике. Теперь Карандаш рисует зверей, а Резинка Стиралка сразу их стирает.
Поспешили Ножницы и Клей на помощь правителям всех стран Геометрических фигур.
Сначала пришли к правителю Треугляндии Равностороннему Треугольнику. Нарезали треугольничков и склеили из них зверей. Кинулась Резинка Стиралка стирать новых зверей, да не тут – то было! (демонстрация учителем изображений зверей из треугольников).

Помогли Ножницы с Клеем и правителю Квадрафрики Большому Кубу (демонстрация учителем изображений зверей из квадратов и прямоугольников) и правителю Кругляндии (демонстрация учителем изображений зверей из кругов и их производных).


Забегали зверушки, склеенные из цветной бумаги, в этих странах. А Каляка – Маляка не сдаётся, не расколдовывает Резинку Стиралку.
Собрались правители всех стран Геометрических фигур думу думать, как помочь дочке Простого Карандаша. Пригласили Ножницы и Клей. Долго думали и придумали: давайте смешаем все геометрические фигуры и сделаем новых зверей!
(демонстрация детских работ)
Увидела Каляка – Маляка такое разнообразие животных, обиделась и расколдовала Резинку Стиралку. Теперь Карандаш мог спокойно рисовать новых животных, а Ножницы и Клей вернуться домой.
Итоги: сказка помогает в игровой форме познакомить первоклассников с геометрическими фигурами; развивает абстрактное и образное мышление.



Тема «Город, в котором мы живём»
Задание: создание панно «Город, в котором хотелось бы жить».

Как Мастер Постройки строил игрушечный город.
Мастер Постройки помогает взрослым людям возводить города из кирпича, бетона, стекла, а детям из кубиков, пластилина , коробков, бумаги.
Скучно Мастеру было одному дома, решил он слепить себе компанию. Мастер Постройки тоже волшебник: слепил из пластилина маленьких человечков и оживил их. Решил Мастер поселить своих новых друзей на подоконнике. А что нужно, дети, каждому человеку? Конечно, дом! Слепил Мастер из пластилина и домики для Пластилиновых человечков: высокие, как башни, длинные, с гаражами и крылечками, с разными крышами, с балконами и окошками. Человечки побежали заселять домики, а Мастер пошёл помогать взрослым людям.
День выдался жарким, солнце безжалостно пекло в окно. Что происходит, дети, с пластилином, когда он долго находится в жарком помещение? Верно, размягчается, плавится. Вот наши Пластилиновые человечки убежали с подоконника, а их домики расплавились.
Пришёл Мастер Постройки и увидел на подоконнике вместо домиков бесформенные пластилиновые кучки.
Посоветуйте, ребята, из чего нужно построить дома для маленьких Пластилиновых человечков?
Мастер построил их из бумаги. Этот маленький город солнце уже не могло растопить.
Итоги: сказка способствует созданию проблемной ситуации, мотивирует детей на конструктивную деятельность.
Предложенные сказки апробированы мною на уроках изобразительного искусства и дают положительные результаты.
У поэта В. Берестова есть замечательные строчки:
Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи
На свете правды больше станет.
Спасибо всем за просмотр!

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект урока ИЗО на тему: Рисование жуков, 1 класс План конспект урока рисования в 1 классе. Птицы - вестники весны План-конспект занятия кружка по рисованию в начальной школе на тему: Цыплята Сказки для уроков ИЗО в 1 классе
Сказки для уроков ИЗО в 1 классе | Использование проектов во внеурочной деятельности по МХК
Опубликовано: 1849 дней назад (30 ноября 2019)
Просмотров: 1491
+3
Голосов: 3
Софья Владимировна Юхнина # 1 декабря 2019 в 16:14 +1
Елена Николаевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей статьёй. Для преподавателей ИЗО Ваш материал несомненно очень ценен. Вы с помощью сказки создаёте условия для формирования мотивации к художественной деятельности на уроке, это замечательно! Мой голос +3, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Елена Николаевна Анненкова # 2 декабря 2019 в 17:37 0
Спасибо!