Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сказки для уроков ИЗО в 1 классе

Сказки для 1 класса по программе под редакцией Б.М. Неменского по теме первой четверти "Ты учишься изображать".
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства и технологии МКОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию систематизированный материал для проведения уроков изобразительного искусства в 1 классе (1 четверть). Представленные поурочные сказки (авторские и по мотивам других авторов) адаптированы к предметной линии учебников под редакцией Б. М. Неменского и могут быть органично включены в канву урока.
Назначение: Содержание статьи адресовано учителям изобразительного искусства, начальных классов.
Цель: Формирование и развитие у первоклассников универсальных учебных действий посредством сказки.
Создание ребёнком художественного образа немыслимо без воображения, фантазии, свободного мышления. Как же активизировать воображение первоклассника на уроке? Одним из методов активизации процессов мышления и познания является художественное слово – в данном случае сказка. С её помощью дети весело и интересно могут узнавать новое, свободно дискутировать, делать открытия. Именно через сказку ребёнок может понять и почувствовать то, что педагог не сможет объяснить ему никакими другими словами. Сказка на уроке не только забавляет, увлекает, но и ставит важные вопросы, заставляет ребёнка думать о своих чувствах и поступках, соотносить услышанное в сказке со своими поступками и поступками товарищей.
Использование на уроках изобразительного искусства сказок может также способствовать формированию универсальных учебных действий на доступном для младших школьников уровне.
В сфере личностных УУД формируются внутренняя позиция школьника, мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Проявляются личностные УУД в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
В сфере регулятивных УУД формируются способность ставить цели и задачи, планировать их реализацию. осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности.
В сфере познавательных УУД формируется широкий спектр логических действий в процессе решения проблемных ситуаций, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной или образной форме.
В сфере коммуникативных УУД формируются умения слушать и вступать в диалог. обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса.
Предлагаемые ниже сказки (авторские и по мотивам других авторов) адаптированы к предметной линии учебников под редакцией Б. М. Неменского для 1 класса и органично включаются в канву урока. Они построены так, что в процессе изложения, учитель может задавать вопросы по теме, демонстрировать художественные приёмы, дискутировать с детьми, мотивировать к творческой деятельности.
Ты изображаешь, украшаешь, строишь
1 четверть. Ты учишься изображать
Тема «Изображения всюду вокруг нас»
Сказка-игра «Моё солнышко» (как один из вариантов задания).
Правила игры-сказки.
Учитель показывает рисунок синего солнца и рассказывает сказку:
«Однажды гуляло солнышко по небу, да так пригревало, что самому стало очень жарко. И решило оно искупаться в синем океане в прохладной водичке. А когда солнышко вышло из воды на песчаный бережок, чтобы обсохнуть, его никто не узнал: добрый синий океан так любил солнышко, что решил на один день подарить ему свой синий цвет. Пусть не будет ему жарко на небе!» (А.Лопатина, М.Скребцова «Краски рассказывают сказки»).
Дети получают картонную карточку какого-либо цвета. Им предлагается изобразить большое весёлое солнце такого же цвета и придумать весёлую историю о том, почему солнышко на один день было окрашено их цветом. В конце урока создаётся «хор солнышек» из детских работ.
Итоги: формируется поэтическое видение мира, диагностируется уровень и характер подготовки первоклассников к творчеству.
Тема «Мастер Изображения учит видеть»
Задание: «Сказочный осенний лес».
Сказка о непослушной девочке.
В одной семье росла очень непослушная девочка. Она часто уходила из дома без разрешения. Вот и в нашей сказке она убежала в лес и заблудилась. Долго искала девочка дорогу домой и набрела на лесной домик. Жил в этом домике Лесовичок, который охранял лес. Скучно ему было одному в лесу, решил он оставить девочку у себя. Вместе веселее! Но девочка скучала по родителям и просила показать ей дорогу домой. Тогда поставил Лесовичок условие непростое: без красок и кистей, без мелков, карандашей и фломастеров сделать картину с изображением разных деревьев. Если картина получится, то Лесовичок отпустит девочку домой.
Долго думала непослушная девочка, как выполнить задание.
Помогите этой девочке! Предложите ей способ выполнения задания Лесовичка!
(дети предлагают своё решение проблемной ситуации)
Вспомнила девочка, что в школе Мастер Изображения учил её видеть в обычном особенное, сравнивать предметы между собой. Стала она внимательно оглядываться и вдруг сделала открытие: листья деревьев все разные по форме и каждый похож на маленькое дерево со стволом, кроной и веточками. Вот и материал для картины!
Собрала девочка листья разных деревьев, разложила их на бумаге, приклеила. И такая у неё картина получилась красивая, что Лесовичок спорить не стал. Отпустил девочку домой, а картину на самое видное место повесил. С тех пор девочка очень внимательно рассматривает мир вокруг себя. Ведь это так интересно! И слушается родителей.
Итог: сказка учит видеть зрительную метафору (на что похоже) в деталях природы.
Тема «Изображать можно пятном»
Задание: Найти образа животного в произвольном пятне.
Сказка о кляксе.
Жила-была одна девочка. Она любила рисовать, и у неё это хорошо получалось. Однажды она изобразила в альбоме зелёную лужайку, много полевых цветов, голубое небо и лучистое солнце. И вдруг нечаянно уронила с кисти жирную кляксу прямо на рисунок. Вот такую! (показать изображение кляксы).
Все говорили, что рисунок очень красивый, только эта уродливая клякса всё портит. Девочка очень переживала, но тут на помощь ей пришёл Мастер Изображения:
- Ты часто смотришь на небо? Что ты там видишь? На что похожи облака?
(беседа с детьми)
Облака – это огромные белые пятна, только наше воображение превращает их в животных, в сказочных существ. И твоя клякса, как облако, может превратиться в кого-нибудь. Только пофантазируй немного!
Девочка подумала, дорисовала ножки, рожки, мордочку и на нарисованной лужайке появилась овечка (демонстрация учителем).
Вскоре никто и не вспоминал, что это забавное животное было когда-то уродливой кляксой.
Итоги: сказка учит сравнивать, проводить ассоциации, видеть образ на основе пятна.

Тема «Изображать можно в объёме»
Задание: «Превращение комка пластилина»
Сказка о цыплёнке Цыпе.
На одном птичьем дворе жил цыплёнок Цып. Вся птица считала его странным, потому что он хотел стать скульптором. Дети, а, вы знаете кто такой скульптор? (беседа).
Цыпу все говорили, что для того, чтобы лепить, нужно иметь руки, а не крылья. Но Цып продолжал мечтать. Однажды он нашёл кусочек пластилина и стал тянуть его клювом. К его удивлению получилась верёвочка, очень похожая на червячка. Курица даже клюнула её.
«Так,- решил Цып,- значит, лепить можно только вытягивая пластилин». Начал тогда Цып лепить лису: вытянул туловище, длинную мордочку, изогнул туловище, вытянул лапки, хвост, ушки. Когда куры увидели эту лису, то очень испугались. Испугался даже папа Петух, хоть и был храбрым. Когда прошёл испуг, все удивлялись и восхищались мастерством Цыпа. Оказывается, если очень чего-то желать и трудиться, то можно этого достичь.
(Во время изложения сказки учитель показывает действия персонажа).
Итоги: сказка воспитывает целеустремлённость, помогает в игровой форме сформировать представление школьников о лепке способами вытягивания и вдавливания.
Тема «Изображать можно линией
Задание: «Лес для Гнома».
Сказка о Гноме.
Жил в одном замечательном лесу Гномик. А вы знаете, ребята, кто такой Гном? Этот маленький сказочный человечек очень любил лес и лес отвечал Гному тем же.
(На доске вывешивается изображение счастливого Гнома).
В его лесу росли по соседству нежные берёзы и плакучие ивы, могучие дубы и стройные сосны, робкие осинки и кокетливые рябинки, пушистые ели и цветущие кустарники (демонстрация таблицы с изображением деревьев).
Когда в лес залетал ветерок и раскачивал ветви деревьев, листья шелестели и рассказывали Гному сказки. Вокруг благоухали лесные цветы и порхали бабочки. Но однажды налетел ураган и вырвал все деревья с корнем. Заплакал Гном: остался он один, погиб его замечательный лес и некому теперь нашёптывать сказки.
(Поменять изображение счастливого Гнома на плачущего).
Ребята, давайте нарисуем нашему Гному новый лес, чтобы он снова обрадовался!
(Объяснение правил композиции: ближе - больше и ниже на листе бумаги, дальше – меньше и выше. Во время практической работы необходимо незаметно поменять изображение Гнома на весёлое и обратить на это внимание детей в конце урока).
Итоги: сказка учит сравнивать, наблюдать, анализировать форму деревьев; формирует мотивацию к изобразительной деятельности на уроке.



Тема «Разноцветные краски».
Задание: «Радуга-дуга» (как вариант).
Сказка о радуге.
Жили в одной коробке разные краски. Они долго лежали на полке без дела. Им это наскучило, и стали краски хвастаться.
- Я самая красивая, самая лучшая, - сказала Красная краска. – Ведь я самая главная на земле! Я – огонь, без меня всё замёрзнет.
- Нет, я, - возразила ей Синяя. Я – вода, без меня всё засохнет.
Голубая: - Я! Я – небо, воздух!
Коричневая: - Я! Я – земля, плодородие!
Жёлтая: - А я свет, солнце!
- Нет, я самая главная!
- Нет, я!
Спорили, спорили краски, да и подрались. Во время драки они так смешались, что получилась одна большая серо-буро-казюльчатая клякса. Пришла в гости к краскам Кисточка и пристыдила их: «Ая - яй! Жить нужно дружно!»
Умылась кисточка чистой водой из баночки и набрала немного красной краски. Сделала мазок на листе и снова аккуратно умылась. Передохнула, коснулась оранжевой краски и сделала другой мазок и т.д.
(Учитель демонстрирует приёмы работы кистью и рассказывает, как на листе расположить первую дугу будущей радуги)
А чтобы краски запомнили, как располагаются цвета в радуге, Кисточка научила их такой фразе: КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН.
Первая буква каждого слова – первая буква в названии цвета.
Итоги: сказка в игровой форме воспитывает аккуратность и помогает запомнить названия и последовательность цветов радуги, формировать приёмы работы красками.
Тема «Изображать можно и то, что невидимо (настроение)»
Цель: донести до сознания детей, что изображать можно не только предметный мир, но и мир чувств.
Задание: «Настроение» (абстрагированные ассоциации к музыкальным фрагментам)
Сказка о короле, у которого менялось настроение.
В одном сказочном королевстве во дворце жил король. Вообще-то он был хорошим человеком, но у него часто менялось настроение. Когда король радовался, любой человек мог попросить у него помощь и получить её. Но если король грустил, то начинал кричать на людей. Ему самому потом было стыдно за то, что он был таким грубым, но он ничего не мог с собой поделать. Пришлось королю просить помощи у мудрого волшебника.
Почесал волшебник в затылке, сказал «крибле-крабле-бумс», и все люди в сказочном королевстве стали узнавать какое настроение у короля. Хотите знать как?
Как только настроение короля менялось, колокольчики, которыми был украшен дворец, начинали играть мелодии. Давайте послушаем их
(прослушивание 2-х контрастных по настроению мелодий).
- Как вы думаете, грустит король или веселится?
К сожалению, не все люди могут слышать, поэтом мудрый волшебник сделал так, что как только настроение короля менялось, дворец начинал переливаться разными цветами.
- Выберите из 2-х цветовых гамм передающую радостное настроение; грустное настроение.
С тех пор король, у которого менялось настроение, никогда больше не накричал ни на одного человека. И людям в королевстве спокойно, и королю не стыдно за себя.
Итоги: сказка помогает донести до сознания детей, что изображать можно не только предметный мир, но и мир чувств.

При наличии учебного времени можно включить тему «Изображать можно человека», не нарушающую общей логики тем четверти.
Задание: «Меловые человечки»
Сказка о Меловом человечке.
Природа радовалась весеннему дню, тёплым солнечным лучам и весёлому щебету птиц. Меловой человечек лежал на асфальте, где совсем недавно его нарисовала девочка. Она изображала человечка так, как научил её мастер Изображения
(учитель показывает на доске приёмы изображения человека при помощи схемы; при помощи динамического пособия объясняет кинематику движения).
Изображённый человечек получился очень забавным, он лежал и радовался прыгающим вокруг него детям. Дождь позавидовал всеобщему веселью и решил смыть все меловые рисунки с асфальта. Он начал накрапывать мелкими капельками, но рисунки не хотели смываться. Тогда дождь позвал на помощь Грозу и Ветер. Что началось!
Ветер хлопал дверями и форточками, шумел кронами деревьев, Гроза громыхала всё громче! Начался страшный ливень! И очень плохо пришлось бы Меловому человечку, если бы наша история не была сказкой. В нашей сказке все Меловые человечки успели спрыгнуть с асфальта и убежать от злого Дождя.
Давайте и мы с вами нарисуем весёлых Меловых человечков.
Итоги: в игровой форме помогает формировать первичные навыки изображения фигуры человека; формировать художественно-графические умения в работе мелками.


Спасибо за знакомство с данным материалом! В следующей публикации будут сказки к 2 и 3 четвертям.

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект урока ИЗО на тему: Рисование жуков, 1 класс План конспект урока рисования в 1 классе. Птицы - вестники весны План-конспект занятия кружка по рисованию в начальной школе на тему: Цыплята Сказки по ИЗО, 1 класс
Профессиональное самоопределение учащихся на уроках ИЗО | Сказки по ИЗО, 1 класс
Опубликовано: 1818 дней назад (30 ноября 2019)
Просмотров: 4360
+1
Голосов: 1
Светлана Анатольевна Петрова # 6 ноября 2022 в 19:26 0
Получила огромное удовольствие, читая сказки для уроков ИЗО.Обязательно использую этот материал, с вашего разрешения, в своей работе.Спасибо, удачи вам!