Из опыта работы учителя ИЗО "Профессиональное самоопределение учащихся на уроках изобразительного искусства"
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МКОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: в данной статье раскрываются возможности использования предмета "Изобразительное искусство" в профориентационных целях.
Назначение: Содержание статьи адресовано учителям изобразительного искусства.
Цель: раскрытие путей реализации работы по профориентации на уроках изобразительного искусства, транслирование опыта работы.
Известно, что в современных условиях насчитывается более 40 тысяч профессий. Только в строительной и промышленной отраслях их около трёх тысяч. А сколько в других областях жизнедеятельности человека! Чтобы подросток мог свободно ориентироваться в планировании своего пути образования, в выборе будущей профессиональной деятельности, он должен иметь значительный багаж знаний о мире профессий. Какие же возможности по профессиональному самоопределению даёт школьнику предмет "Изобразительное искусство"?
В области психологии профессиональное самоопределение - это сложный процесс формирования личностью в течение всей жизни своего отношения к профессиональной деятельности. Данный процесс включает в себя формирование самосознания, системы ценностных ориентаций, моделирование своего профессионального будущего.
Часто сами учителя не осознают широкие возможности своего предмета в этом направлении. Бесспорно, основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально - пространственного мышления учащихся как формы эмоционально - ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Одной из самых главных задач преподавания искусства является задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознание своих внутренних переживаний. На этой основе профориентационная работа на уроке изобразительного искусства, как развивающая, обучающая и просветительская, может стать дополнительной задачей.
Начиная с первых уроков, учителя изобразительного искусства имеют возможность познакомить детей начальных классов с различными ремёслами, с профессиями не только художественными: живописец, архитектор, скульптор, ландшафтный дизайнер, оформитель, но и с профессией водителя, продавца, театральными профессиями: дизайнер сцены, декоратор, художник по костюму, бутафор, кукловод, с разнообразием цирковых профессий. На уроке изобразительного искусства могут описываться специфические действия того или иного специалиста. Например, первоклассникам я рассказываю сказку о цыплёнке Цыпе, жившем на птичьем дворе и мечтающим стать скульптором. Все посмеивались над ним: нужно иметь руки, а не крылья. Но Цып продолжал мечтать. Однажды он нашёл кусочек пластилина и стал тянуть его клювом. К его удивлению получилась верёвочка, очень похожая на червячка, которую курица даже клюнула. А слепленную им лису, испугался даже папа Петух. И мы с первоклассниками делаем вывод: оказывается, если очень чего-то желать и трудиться, то можно этого достичь. Вот так в сказках воспитывается целеустремлённость, в игровой форме моделируются действия скульптора, использующего способы вытягивания и вдавливания при лепке из пластилина. Примером постепенного введения в театральные профессии могут служить уроки в 3 классе по теме "Художник и зрелище". В течение уроков 3 четверти младшие школьники "исполняли" различные профессиональные обязанности театрального художника: создавали эскизы занавеса, разрабатывали эскизы костюма главных героев сказки А.С. Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде", изготавливали перчаточную куклу в соответствии с эскизом, программки спектакля и буклеты, афиши, элементы декораций к произведению. А на последнем обобщающем уроке четверти выступили в роли кукловодов, представив небольшие сценки из сказки.
В связи с психологическими особенностями младших школьников, работа по профессиональному самоопределению на уроках изобразительного искусства в 1-4 классах носит больше просветительский характер, что предполагает освещение некоторых особенностей профессий, в которых учащийся может проявить свои способности. Но, если учителю удастся возбудить стойкий интерес, вызвать эмоциональный отклик у ребёнка к тому или иному виду профессиональной деятельности, то стремление к овладению ею будет развиваться у школьника на протяжение всех лет обучения.
Исследования психологов и педагогов показывают, что на средней и старшей ступени обучения у подростков 12-16 лет уже имеются предпосылки для профессионального самоопределения. Начинает формироваться устойчивая внутренняя мотивация, происходит постепенное осознание того, что учёба должна стать платформой для профессиональном самоопределении. В связи с этим, решение задач по профессиональной ориентации учащихся на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах включает не только просветительскую работу учителя. На первый план выходит деятельность обучающая и развивающая, связанная с развитием способностей, склонностей и возможностей школьников; обучением различным способам действий, способам собственной творческой деятельности и применения её в профессиональной среде. В 7 классе, в соответствии с предложенными программой темами, широко используются задания практического характера: создание архитектурных пейзажей современного города и города будущего; разработка эскиза дизайна жилого помещения для себя, эскиз макияжа, причёски, одежды; эскизы различной рекламной продукции с ориентацией на конкретную профессию. А профессий, связанных с художественной деятельностью немало: керамист, графический дизайнер, галерист, веб - дизайнер, мультипликатор, иллюстратор, дизайнер книг, верстальщик, художник-монументалист, фотограф, ювелир, модельер, визажист, специалист по аэрографии, флорист и другие.
Наибольший педагогический эффект в плане профессионального определения школьников на уроках изобразительного искусства имеют нетрадиционные формы уроков, моделирующие элементы той или иной профессиональной деятельности. Это имитационные, ролевые, деловые игры, творческие задания, направленные на выполнение какого-либо технологически завершённого изделия. Программа изобразительного искусства под редакцией Б.М. Неменского построена таким образом, что каждая четверть завершается обобщающим занятием, на котором учителем могут моделироваться профессиональные мини-пробы по профессиям художественного цикла (экскурсоводы, галеристы, искусствоведы и другие) в соответствии с возрастом учащихся.
Примером может служить проведённый мною в 5 классе квест - урок "Музейный детектив" по теме "Конструкция и декор предметов народного быта". Наряду с поиском ответов на поставленные задачи, ребятам предстояло разобраться, какой из способов действий как художникам - реставраторам им избрать для выполнения творческого задания: "реставрацию" (в "Толковом словаре" - восстановление обветшалых или разрушенных памятников старины в прежнем, первоначальном виде) или "реконструкцию" (восстановление чего-нибудь по сохранившимся остаткам, описаниям). Затем на уроке учащимися моделировалась деятельность художника-реставратора по реконструкции прялки.
Ценным педагогическим средством для формирования и развития у школьников готовности к саморазвитию, к познавательной мотивации, способности к личностному смыслообразованию, является проектная деятельность. Например, знакомя учащихся 7 класса с искусством иллюстрации как формы взаимосвязи слова с изображением, предлагаю выполнить проект по разработке коллективного макета книги "Пословицы и поговорки". В ходе проектной деятельности, подростки получают возможность познакомиться с некоторыми особенностями профессий арт-директора, верстальщика, иллюстратора.
С внедрением ФГОС НОО и ООО учителя получили ещё большую возможность для формирования и развития профессионального самоопределения учащихся. На занятиях внеурочной деятельностью у дети могут не только расширить свои знания о профессиях иллюстратора, дизайнера книги, но и изготовить брошюру, календарь, сувенирную продукцию, познакомившись с элементами картонажно-переплётного дела. А так же, оказать помощь в реставрации библиотечного фонда школы, ощутить себя художниками-оформителями своей школы.
Большой педагогический эффект дают внеклассные массовые мероприятия по предмету, направленные на профессиональную ориентацию школьников. Метод личного примера в педагогике остаётся одним из самых действенных методов обучения и воспитания. Детям всегда интереснее вещи, не являющиеся чьим-то вымыслом, а являющиеся частью нашей жизни. Поэтому, проведённое в рамках школьной недели предметов гуманитарного цикла мероприятие "Все ВУЗы в гости к нам!" не оставило равнодушными учащихся 7-11 классов. Встреча с выпускницей школы, студенткой КГУ, обучающейся на индустриально-педагогическом факультете по направлению подготовки "дизайн, конструирование и моделирование швейных изделий" Лукъянчиковой Алиной была нацелена на осознание подростками значимости учения в построении траектории выбора профессии. Студентка заочно познакомила школьников со своими друзьями - студентами СХА, Медицинского университета, ЮЗГУ, которые в видеороликах рассказали о своих ВУЗах и выбранных ими профессиях. Алина на личном примере показала ребятам, как целенаправленное занятие художественной творческой деятельностью, участие и победы в выставках и конкурсах различного уровня, успешная защита своего творческого проекта "Прекрасное - детям!" на конкурсе "Лидер XXI века" способствовали её профессиональному самоопределению. Завершилось мероприятие мастер-классом для учащихся по теме "Художественный образ в дизайне одежды", проведённым студенткой, и вручением детям сертификатов участников мастер-класса.
Таким образом, учебный предмет "Изобразительное искусство" не меньше других учебных предметов влияет на осознание школьником своих способностей и определение возможностей в собственной профессиональной деятельности, на готовность личности правильно осуществить выбор профессии. Конечно, далеко не каждый ребёнок свяжет свою жизнь с профессией художественной направленности, но он сумеет овладеть необходимыми современными технологиями, приобрести опыт социальной адаптации в обществе, понимание того, что государству необходимы не просто профессионалы в любой сфере деятельности, а профессионалы, любящие свою профессию.
Рекомендуем посмотреть:
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса
Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу
Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
Техника японской живописи суми-ё
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву