Развитие ассоциативно-образного мышления на уроках изобразительного искусства
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: В данном материале предпринята попытка раскрыть важность формирования у обучающихся ассоциативно-образного мышления на уроках изобразительного искусства, даны практические рекомендации по теме.
Назначение: Материал может быть полезен учителям изобразительного искусства как на уроке, так и во внеурочной деятельности в 5-7 классах.
Цель: обмен опытом работы.
Формирование ассоциативно-образного мышления может выступать одним из ведущих методов художественно-познавательной деятельности в области предмета "Изобразительное искусство". Данный метод способен обеспечить восприятие и изучение художественных явлений, позволяет понять выразительные возможности цвета, способствует становлению творческой личности и развитию чувственного восприятия.
По мнению психологов, ассоциативно-образное мышление – это генетически обусловленный, универсальный механизм целостного восприятия и отражения объектов познания посредством художественных образов, связанных между собой по принципу ассоциирования (соотнесения, сопоставления, уподобления и прочее) и несущих определённую смысловую нагрузку.
Для формирования ассоциативно-образного мышления могут успешно использоваться общие методы формирования мыслительной деятельности, разработанные в психолого-педагогической науке: развивающие, проблемные, игровые, коммуникативные и другие. В основе многих перечисленных обучающих методик лежит принцип ассоциаций.
Образное мышление находится в основе всех видов художественной деятельности и характеризуется наличием ассоциативной логики. В чём же её суть? Образы, возникающие в сознании человека при восприятии того или иного объекта, связываются между собой по принципу подобия, аналогии, соотнесения, сопоставления и напоминают сборку конструктора. Такое мышление способствует проникновению в суть вещей.
В развитии ассоциативно-образного мышления могут помочь упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы человека и имеющие ассоциативно-образный характер деятельности. Цель таких упражнений: вызвать у учащихся какое-то отношение к увиденному, услышанному, какие-то переживания в связи с этим. В одно представление включается всё то, что воспринималось ребёнком в разное время и из этого создаётся ассоциативный образ, который он выражает с помощью художественных средств. Очень важно, чтобы задания были интересны для школьников, волновали их, вызывали естественное желание пофантазировать, придумывать, воображать, создавать неповторимые и индивидуальные композиции. Именно в подростковом возрасте у учащихся появляется желание заглянуть в свой внутренний мир. Этому способствуют предложенные задания и упражнения, предполагающие синтез мысли, чувства и знаний средств художественной выразительности.
У поэта В. Кострова есть строчки, очень точно передающие суть таких заданий:
Пишу. И радуюсь и маюсь,
И, словно бы иглу и нить,
Я чувство с мыслию пытаюсь
Между собой соединить.
Начать можно с простого задания, не требующего непосредственно изобразительной деятельности. Класс делится на две команды, которые соревнуются, кто больше вспомнит выражений (поговорок и фразеологизмов), включающих название цвета.
Примеры:
- Радужные надежды,
- Зелёная тоска,
- Предстать в чёрном цвете,
- Чёрная зависть (неблагодарность),
- Розовые очки,
- Голубая (розовая) мечта,
- Сгущать краски,
- Мне всё глубоко фиолетово и др.
Детям нужно попытаться объяснить, почему именно данные цвета и оттенки фигурируют в речи для образного выражения данного понятия.
Одно из простейших практических заданий – создание цветовой гаммы простых и ясных чувств человека: счастья, радости, злости, грусти, печали, скорби. Каждому ребёнку можно раздать карточку, на которой стоит цифра: 1, 2, 3 и так далее, а рядом написано название чувства. Эти же названия выписаны на доске. С помощью цветовых ассоциаций и фактурного мазка обучающимся нужно изобразить цветовую гамму, заданного чувства. В конце работы к доске вызываются все обучающиеся, у которых было задание №1. Остальные дети отгадывают, какое чувство изобразила эта группа одноклассников. Затем вызываются обучающиеся с заданием №2 и аналитическая работа продолжается.
Интересно, что одно и тоже чувство имеет у разных детей разное колористическое решение. Язык цвета совсем не однозначен и в оценке их эмоционального воздействия многое зависит от индивидуальности воспринимающего человека, восприятия им окружающего мира. Но есть и много общего: все плохое ассоциируется у большинства людей с тёмными, малонасыщенными, холодными, глухими цветами, а хорошее – с яркими, светлыми, тёплыми цветами. Для изображения счастья дети чаще всего выбирают яркие, сочные цвета и хаотичные, искрящиеся мазки; для радости – более спокойные цвета и мазки; для злости – хаотичные мазки глухих, холодных цветов и оттенков.
Неизменный интерес вызывают у обучающихся задания на создание частично абстрагированных композиций к таким понятиям как «жизнь», «мысль», «надежда», «одиночество», «печаль» и др. В этом задании органично сочетаются ассоциации на основе цветовых аналогий и ассоциативные символы.
Учащимся необходимо сначала найти словесные ассоциации, а затем воплотить их на листе бумаги. Чем больше у детей появляется ассоциаций, тем интереснее рождённый воображением художественный образ.
Например:
- жизнь – это река; дорога; сменяющиеся вихри и штиль; дерево; звезда; движущийся поезд; самолёт, рассекающий пространство; бабочка у огня, цветные и чёрные полосы…
- мысли – текучие и липкие, опутывают голову; мысль растёт и расцветает, как цветок; проносится в голове; точит, как червь яблоко; спутались, как в клубок…
Помощником в этом задании может стать образное слово: строки стихотворений, песен, пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Примеры детских работ:
"Надежда".
"Жизнь"
"Мысли"
Представленные варианты детских работ показывают насколько различаются ассоциации на одну и туже тему. Также в них просматривается попытка заглянуть во внутренний мир человека, представить своё отношение к тем или иным понятиям с помощью художественных средств.
Рекомендуем посмотреть:
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Конспект НОД. Старшая группа
Художественная деятельность для школьников
Что такое техника Зентангл
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
Техника японской живописи суми-ё
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву