Зентангл для школьников.
Использование арт-терапевтических техник на уроках изобразительного искусства – тема, которая интересует меня уже довольно давно. Ещё в 2011 году, когда я работала учителем изо в подмосковной школе, я обратила внимание на скованность детей на моих уроках. У некоторых моих учеников комплексы по поводу «неумения рисовать» были настолько сильны, что иной раз они даже отказывались завершать работу, если текущий результат им не нравился. Ни похвала, ни подбадривания не решали эту проблему. Также, беспокоило меня слабое развитие мелкой моторики у многих ребят. Рисование ровных линий без циркуля и линейки не представлялось возможным. Тогда, едва закончив институт, я не была к этому готова.
Мне понадобилось время на то, чтобы познакомиться с арт-терапией, полюбить её всем сердцем и придумать, как её использовать в работе с детьми на занятиях изобразительным искусством. Результатом этой работы стала программа дополнительного образования для детей 10-13 лет «Креативная графика». Тем, как я её писала и как по ней работала, я хочу поделиться с Вами.
Около года назад я познакомилась с современной художественной техникой зентангл. Часто её используют в нетрадиционной арт-терапии, но на мой взгляд эта техника заслуживает место и в ряду традиционных арт-терапевтических техник. Зентангл был придуман американской художницей Марией Томас и её мужем Риком Роббертсом. Это абстрактные рисунки на бумажных плиточках размером 9 на 9 см, состоящие из хитросплетений различных узоров, которые называют танглами. Особенность этой техники в том, что эти узоры (танглы) не нужно придумывать самостоятельно, поклонники этого стиля уже придумали их сотни. Задача рисующего – просто повторить их и составить из них оригинальную композицию. Казалось бы, что в этом особенного? Для меня зентангл стал открытием и тем самым недостающим винтиком в моей программе. Если быть точнее, в итоге и вся моя программа выстроилась вокруг этой техники. Я объясню Вам, почему.
Монотонное рисование узоров называют медитативным рисованием. Часто можно встретить формулировку «дзен рисование». И это неспроста, само название техники содержит в себе корень «зен» от американского «дзен». Рисование повторяющихся узоров благотворно влияет на психику: успокаивает, расслабляет, снимает напряжение, вводит в состояние творческой медитации. Такие рисунки дети рисуют с охотой и удовольствием, не зависимо от художественных навыков, поскольку результат всегда получается оригинальным и интересным. Рисуя в этой технике невозможно предугадать заранее результат, а значит нет причин расстраиваться тому, что вышло не так как хотелось.
Начиная рисовать в этой технике, ребята справились со своими комплексами и неуверенностью. Удивительно, но даже выполняя рисунок из одних и тех же танглов, работы всех ребят получаются уникальными, не похожими друг на друга. Это лишает учеников возможности сравнивать себя друг с другом. Рисуя уже существующие танглы, используя их в необычных вариациях, модифицируя и преображая их, ребята раскрывают свою уникальность, развивают свой творческий потенциал.
Кроме того, рисование зентангла развивает внимание, память, мелкую моторику. Многие из моих учеников, обучавшихся по программе «Креативное рисование», отметили, что по окончании первого года обучения у них существенно изменился подчерк: стал более ровным, аккуратным, разборчивым. У ребят даже появилась присказка, о том, что необходимо ввести обязательные занятия зентанглом в медицинских колледжах.
Изменения произошли со всеми – самые трудноуправляемые ребята стали усидчивее и спокойнее, самые скромные и замкнутые стали увереннее и общительнее. Простые незамысловатые узоры творят настоящие чудеса с детьми!
Конечно, рисовать абстрактные картинки на маленьких плиточках может наскучить, поэтому почти все ученики выходят за рамки зентангла и начинают рисовать в стиле зенарт – создают картины всех форм, цветов и размеров на основе танглов и других узоров.
Зентангл – удивительная техника, которую можно использовать с детьми начиная с 9 лет. Она не только помогает начать рисовать детям, которые это дается не просто, но и развивает, гармонизирует и мотивирует детей на дальнейшее творчество.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД. Старшая группа
Художественная деятельность для школьников
Развитие ассоциативно-образного мышления на уроках изобразительного искусства
Нетрадиционная техника рисования в начальной школе. Мастер-класс с пошаговыми фото