Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование проектов во внеурочной деятельности по МХК

Применение метода проектов во внеурочной деятельности по мировой художественной культуре
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МКОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: Данный материал содержит описание методики организации краткосрочных коллективных проектов, объединённых одной линией продукта - буклетом по определённой тематике.
Назначение: Данный материал может быть полезен учителям мировой художественной культуры, изобразительного искусства в реализации метода проектов в коллективной художественно-эстетической деятельности обучающихся. Методическая разработка ориентирована на обучающихся 10 класса и программу общеобразовательных учреждений предмета «Мировая художественная культура» под редакцией Г.И.Даниловой.
Интеграция образовательных областей: история, литература, изобразительное искусство, музыка.
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие креативности, коммуникативных и исследовательских навыков во внеурочной деятельности по искусству.
Задачи:
1. развивать самостоятельность, способность планировать и корректировать, оценивать собственную деятельность,
2. формирование навыков плодотворного общения и взаимодействия в творческой группе,
3. развивать творческие способности, эстетический вкус при создании буклетов.
В современном образовательном пространстве ФГОС второго поколения уделяется особое внимание внеурочной деятельности, как составной части учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность способствует построению пространства для саморазвития, так как учитывает личностные особенности детей, создает для школьников оптимальные условия для обучения и не ограничивает развитие личности школьников. Плюсами внеурочной деятельности так же является то, что она расширяет кругозор обучающихся; способствует сплочению классного коллектива.
В связи с тем, что в 2020-21 учебном году в учебном плане для 10-11 классов учебные предметы предметной области «Искусство» не входят в число обязательных учебных предметов, в нашей школе предмет Мировая художественная культура, в целях обеспечения непрерывности художественно-эстетического образования, выступает как интегративный предмет и реализовывается в рамках программы внеурочной деятельности "Художественное развитие человечества".
Реализация проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности по предметам художественно-эстетического цикла позволяет обучающимся формировать навык нахождения и отбора необходимой информации, развивать творческие способности, повышать уровень социальной зрелости, реализовать свой интерес и демонстрировать уровень знаний, умений в области искусства.
Мини-проекты по созданию тематических буклетов рассчитаны на 1 - 2 занятия.
Важно, что данный продукт будет в дальнейшем иметь практическую значимость. Выполняется буклет из листа формата А2 и имеет довольно большие размеры, что позволяет использовать его в качестве наглядности на уроках изобразительного искусства, которое знакомит школьников с культурой различных народов и в четвёртом, и в пятом классе. А в процессе разработки проекта интегрируются знания учащихся по истории, литературе, музыке, изобразительному искусству.
Рассмотрим подробнее организацию работы над мини-проектом по теме "Искусство исламских стран". Проект рассчитан на два занятия. На первом целесообразно разбить учащихся на творческие группы: религиоведы, зодчие, художники, филологи, и обсудить, какую информацию и в какой форме они будут представлять. А так же выбирается единый стиль оформления продукта проектной деятельности. Чтобы эффектно и грамотно оформить буклет, старшеклассникам необходимо решить определённые задачи, которые они проектируют самостоятельно или с помощью учителя:
1) узнать исторические и религиозные предпосылки для развития искусства ислама,
2) исследовать различные виды искусства: архитектуры, изобразительного искусства, литературы,
3) обменяться добытыми знаниями с одноклассниками,
4) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.
Не смотря на то, что в данной проектной деятельности учащиеся в группах собирают и структурируют определённую информацию, основной сценарий совместной деятельности над буклетом остаётся для них тайной.
Учитель в работе над проектом из категории носителя информации переходит в категорию наставника и равноправного участника проектной деятельности. Поэтому может принять участие в оформлении буклета, например, оформив, его титульную страницу. В данном проекте буклета на титульной странице мною было оставлено место для лучиков рефлексии, которые учащиеся заполняли в конце урока.

Далее работа строится на основе взаимообучения: каждая творческая группа презентует свою часть знаний по теме и предлагает творческое задание остальным. Результат выполнения этого задания становится частью буклета. Для выполнения заданий группам предлагаются отдельные странички, которые позже вклеиваются в буклет.
Группа религиоведов готовит сообщение о единой самобытной художественной традиции мусульманского востока и её основах, презентует свою страницу буклета, на которой оставлено место для творческого задания остальных участников проекта. Задание предполагает поиск и исправление ошибок в предложенном тексте: "Ислам как религия появился в 3 тысячелетии до нашей эры. Основателем ислама является Синдхартха Гаутама. Его назвали пророком. Пророчества аллаха вписаны в священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. Священный день мусульман - суббота". Исправленный текст завершает данную страницу буклета.
Группа зодчих сообщает сверстникам о каноне в архитектуре ислама, о ранее неизвестных им типах зданий и их устройстве, о выдающихся памятниках архитектуры. Практической частью для оформления буклета становятся задания для двух групп участников проекта: 1 группа - установить соответствие между изображениями элементов архитектуры ислама и стрелками - терминами (мечеть, минарет, айван, муэдзин, медресе), 2 группа - выбрать из предложенного ряда изображений и вклеить архитектуру ислама (сделать коллаж). Затем завершённые странички вклеиваются в буклет.

Группа художников рассказывает о развитии арабской каллиграфии - особого искусства, в котором гармонично живут насыщенность и лаконичность, минимализм и несравненная глубина, о различных видах орнамента и книжной миниатюре. А так же презентуют сверстникам изображение арабески, выполненное ими к занятию.

Группа филологов делится информацией о том, как ценилось на Востоке слово, особенно поэтическое. Обучающиеся знакомят одноклассников с летучей формой персидской поэзии рубаи и правилами сочинения этого стихотворения, с мастерами этого жанра восточной литературы. В заключении группа филологов декламирует собственные сочинения и предлагает одноклассникам сочинить в парах стихотворения в стиле рубаи. За основу берут третью строку одного из стихотворений Омара Хайяма, как первую. Итогом данного задания становится вписывание сочинений школьников каллиграфическим почерком в предложенные форматы.
Сочинения обучающихся:
О, жизнь моя, судьба - есть вечный поиск мой!
Ищу я истину, а беспокойных мыслей - рой.
Они нередко посещают в тишине ночной,
А дни бегут - летят своею чередой.

Два крыла у двоих - это сила в полёте,
Удержаться бы надо вначале на взлёте.
Коль судьба вам дарует любви бытиё,
приложите немалую силу в полёте.

Где круга этого начало, где конец,
Не может рассказать нам даже и мудрец.
О нём расскажут книги древних лет -
Из прошлого потомкам всем завет.

Кто слёзы лил, тот искренне смеётся,
И в жизни земной ему это зачтётся.
А, если вдруг снова подступит беда,
Не сдастся, хоть и слеза прольётся.

Завершая оформление титульной страницы буклета, ребята получают лучики рефлексии. На них школьники продолжают предложенную фразу "Искусство исламских стран ........", написав, какие впечатления оставила у них художественная культура исламского востока, чем для них стало знакомство с этим искусством. Таким образом рождается полезный, познавательный продукт внеурочной деятельности - буклет "Искусство исламских стран", который будет востребован, например, учащимися 4 класса на одном из уроков изобразительного искусства.
Деятельность по созданию буклетов, как наглядного материала для учащихся 4, 5 классов, возможна и при изучении других тем. Примером может служить тема "Искусство Японии". Школьники делятся на группы художников, филологов, искусствоведов, архитекторов, ландшафтных дизайнеров.
Художники собирают и презентуют информацию о изобразительном искусстве Японии, оформляют титульную страницу буклета, иллюстрируют известные хокку.
Филологи информируют сверстников о правилах составления нерифмованных трёхстиший на основе поэтического образа , предлагают собственные сочинения в стиле хокку.
Искусствоведы рассказывают о принципах японского искусства: ваби, саби, сибуй, югэн, его особенностях. Презентуют страничку буклета с информацией о гравюрах Китагава Утамаро, Кацусико Хокусай, Анда Хиросигэ, о японской малой пластике нэцке.

Архитекторы сообщают сведения об отличительных особенностях японских пагод и самых известных образцах японской архитектуры. В заданиях для участников проекта 1 группа выполняет рисунки современных зданий в стиле японской архитектуры с помощью компьютерной графики, 2 группа заполняет таблицу "Отличительные особенности японских пагод".


Группа ландшафтных дизайнеров готовит сообщение о садово-парковом искусстве Японии, его видах. Все результаты домашнего задания, классной работы становятся частью буклета "Искусство Японии".
Продуктом изучения темы "Искусство первобытного человека" становится буклет с одноимённым названием. Для его составления коллектив учащихся разбивается на группы археологов, художников, архитекторов, филологов.
Художники проектируют титульную страницу буклета, выполняют маски тотема и защищают их. В данном буклете титул выполнен в технике коллажа: с применением жатой бумаги, имитирующей фактуру скалы, живописной техники и аппликации.

Археологи подбирают сведения о причинах возникновения искусства, его синкретическом характере. Рассказывают об отличительных особенностях наскальной живописи палеолита, мезолита, неолита. О росписях в пещерах Ласко во Франции, Альтамира в Испании, Каповой пещере в Башкирии и других.
В итоге остальными участниками проектной деятельности выполняется задание по отрывку из произведения Н.И. Сладкова «Ущелье каменных козлов»: «Везде на скалах рисунки! И там и тут: целые картинные галереи!… А вот бараны - архары с толстыми, круто закрученными рогами. Олени - маралы; значит, и они тут раньше водились.
Я разглядываю мастерскую древнего живописца. Вот на этом камне он сидел у стены. Свет падал отсюда; как и теперь, тысячу лет спустя … Тишина окружала его»….
В предложенную таблицу школьника нужно вписать ответы на вопросы: о каком периоде истории искусства идёт речь в рассказе, о каком виде искусства рассказывает автор, где конкретно автор мог увидеть описанное в рассказе?
Архитекторы готовят информацию о мегалитах и их назначении, предлагают задание: установить соответствие между названиями мегалитических сооружений и их изображениями. А группа филологов пишет эссе на тему "Первые художники земли".

В зависимости от цели проектной работы, количества обучающихся и их интересов, планируемого времени на проектную деятельность, каждый педагог может изменять и дополнять предложенное содержание учебной деятельности. Возможно изучение и других видов искусства: музыки, танца, театра, применение театрализации, перевоплощения, исполнительского искусства учащихся.
Применение метода проектов во внеурочной деятельности позволяет широко использовать межпредметные связи, эффективно решать задачи развития универсальных учебных действий учащихся, активизировать их познавательную сферу и мотивировать к продуктивной деятельности. А исследовательская деятельность при составлении буклета способствует совершенствованию ряда мыслительных операций школьников: анализа и структурирования информации, сравнения, сопоставления, синтеза, конкретизации при решении творческих задач.

Рекомендуем посмотреть:

Творческий проект по изобразительному искусству. Коллаж Творческий проект в ДШИ. Веселые карандаши Творческий проект по ИЗО, 7 класс Проект по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании
Сказки по ИЗО, 1 класс | Творческий проект по ИЗО, 7 класс
Опубликовано: 272 дня назад (20 декабря 2020)
Просмотров: 261
+1
Голосов: 1
Ольга Станиславовна Средина # 20 декабря 2020 в 16:36 0
Елена Николаевна, здравствуйте!
Очень интересный опыт работы со школьниками Вы представили.
Видно, насколько широко и глубоко они погружаются в каждую тему и разрабатывают буклеты.
А в Вашей школе в виде презентаций проекты не создаются? У меня внук- школьник, занимаясь проектами, каждый год выступает с презентациями.(Требования такие)

ГОЛОС!
Елена Николаевна Анненкова # 20 декабря 2020 в 19:56 0
Добрый вечер, Ольга Станиславовна! Защита проектов может проходить в различных форматах, в том числе и в формате презентации. В нашей школе это тоже практикуется, особенно, если проект индивидуальный. Но в данном случае основной целью, помимо учебной, было создание практически значимого продукта. Спасибо за Ваш голос!