Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Творческий проект по изобразительному искусству. Коллаж

Творческий проект по предмету «Станковая композиция»
Выполнение композиции на тему: «Родной край» в технике «коллаж»
Автор: Денеко Лариса Анатольевна преподаватель МБУДО «Детская художественная школа №1» г. Ангарск
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку творческого проекта для учащихся художественной школы 3 класс, возраст 13-14 лет. Данный материал будет полезен преподавателям художественных школ. Так же он может быть использован в общеобразовательной школе, для занятий в кружках. Работы в технике «Коллаж» могут выполняться детьми разного возраста. Работа над композицией может выполняться ребенком индивидуально либо быть коллективной. Вариативность зависит от замысла педагога и количества учебного времени.
Цель творческого проекта:
Знакомство с историей родного края. Помочь ученикам пройти путь от первоначального художественного накопления к замыслу композиции, который определяет ее характер. Работа над художественным образом. Вариативность исполнения: работа может выполняться учащимся индивидуально или коллективно.
Задачи:
- Развитие навыков творческой работы, наблюдательности, умение последовательно вести работу.
- Знакомство с техникой «Коллаж», как одной из техник станковой композиции. Развитие умений и навыков в работе графическими материалами. Применение их в практической самостоятельной деятельности по созданию коллажа.
Время выполнения проекта: 20 часов (в художественной школе выделяется достаточно большое количество часов на практическую работу по теме)
Этапы выполнения творческого проекта:
1. Поездка в Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» (или знакомство с памятником архитектуры по фото и видео материалам).
Доступность данного музея под открытым небом для учеников нашей школы дает возможность выехать и на месте ознакомиться с уникальным собранием памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XX вв.
2. Выполнение зарисовок, набросков, этюдов на территории этнографического музея.
3. Обсуждение поездки в этнографический музей на уроке композиции, разбор выполненных набросков и зарисовок. Выполнение творческой работы в технике станковой композиции «Коллаж».
4. Выставка итоговых творческих работ учащихся в классе или школе, как итог творческого проекта. Участие работ в выставках разного уровня.
Материалы для занятий:
Крафт бумага плотная, бумага для пастели 50х65 (для фона под работу), калька разной плотности, черная бумага, копировальная бумага, клей «Момент кристалл», клей карандаш, ножницы, черная гелиевая ручка, линер, черный маркер, утюг.
Содержание творческого проекта
1. Поездка с детьми в Архитектурно-этнографический музей «Тальцы».
Доступность данного музея под открытым небом для учеников нашей школы дает возможность выехать и на месте ознакомиться с уникальным собранием памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XX вв. Музейный комплекс под открытым небом привлекает посетителей возможностью непосредственного знакомства с материальной и духовной культурой народов Прибайкалья. В музее ретроспективно воссоздано четыре историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Буряты, эвенки и тофы – коренные народности Прибайкалья. Об их быте, особенностях жизни и верованиях рассказывают эвенкийские и тофаларские стойбища, комплекс эвенкийских захоронений и бурятский улус-летник.

Русская Ангаро-Илимская экспозиционная зона, в которой собраны памятники деревянного зодчества Прибайкалья XVII – начала XX в., преимущественно вывезенные с территории Братского и Усть-Илимского районов Иркутской области, представлена несколькими группами.

Экспозиционный комплекс «Волостное село», воссоздающий административный центр конца XIX – начала XX в., включает в себя комплекс «Волостное правление», церковно-приходскую школу, усадьбу псаломщика, усадьбу городового казака. Главной его достопримечательностью являются уникальные памятники истории и архитектуры оборонного и культового зодчества: Спасская проезжая башня (1667 г.) и Казанская церковь (1679 г.) Илимского острога.

Музей имеет обширную территорию, которую помогает осмотреть экскурсовод. После экскурсии и ознакомления с экспозицией дети приступают к зарисовкам, наброскам, этюдам архитектурных сооружений по выбору учащихся.

2. Выполнение учащимися зарисовок в этнографическом музее







3. Обсуждение поездки в этнографический музей на уроке композиции, разбор выполненных набросков и зарисовок. Выполнение творческой работы в технике станковой композиции «Коллаж».
В классе на уроке рассматриваем с детьми выполненные зарисовки и наброски архитектурных сооружений, выбираем объекты для дальнейшей работы над композицией. Начиная работу, необходимо задуматься над тем, как согласовать различные элементы композиции между собой, как организовать элементы в единое целое. Все начинается с замысла, прежде всего он определяет характер композиции. При воплощении замысла дети работают над художественным образом. Основой для создания художественного образа являются зрительные образы. Выполненные в музее зарисовки тренируют память, идет работа над формой и конструкцией. Форма архитектурных сооружений должна быть разнообразной, чтобы обыграть композицию. Хорошая композиция это равновесие частей масс, расположенных на картине. Умение расположить части, элементы изображения приводит к выразительности композиции.

Каждый педагог в художественной школе знает, что при работе над станковой композицией, чтобы добиться её выразительности, приходиться выполнять множество эскизов. Дети нетерпеливы и не очень хотят долго работать над эскизами, переделывать их и быстро теряют интерес к работе. Преподаватель идет на «педагогическую хитрость» и выполняет с детьми работу в технике «Коллаж». Элементы композиции мы будем рисовать по отдельности, в общую композицию будем их собирать в конце работы. Чтобы работа получилась гармоничной, откажемся от цвета и будем работать графическими материалами.

Берем крафт бумагу формата а4, а5 и на каждом листе отдельно выполняем рисунки линером или гелиевой ручкой разных архитектурных сооружений (домов крестьян, деревянный храм, часовню острога и т д), используя свои зарисовки из музея или по памяти. Далее вырезаем их, оставляя по контуру примерно 5 мм чистой бумаги.
Подготавливаем кальку, на ней делаем фактуру при помощи копирки и утюга (сминаем копирку в комок, потом расправляем ее, прикладываем к кальке, сверху газету и проглаживаем горячим утюгом, получается фактура, напоминающая по узору фактуру земли, леса). Из кальки мы будем делать элементы фона.


На кальке гелиевой ручкой рисуем деревья и так же вырезаем их, оставляя контур. Хочется добавить, что элементы для композиции могут добавляться по ходу работы.
Детская работа

Ход работы над коллажем мы можем рассмотреть на детской работе.
Как мы видим, на работе фоном служит бумага для пастели серого цвета (размер 50х65). Чистый фон мы можем рассмотреть в верхней части работы. Первый слой коллажа это горы из Крафт бумаги (некоторые дети используют бумагу для выпечки). Нижняя часть фона пейзажа это слой кальки с фактурой, под который используется черная бумага, которой мы наметили дорогу для глубины пространства. Далее берем ранее нарисованные архитектурные сооружения, располагаем их на подготовленном фоне. Двигаем их по плоскости листа пока не найдем самое удачное расположение масс композиции. Согласно законам композиции более сложные по форме и более крупные объекты должны находиться на втором плане, более мелкие - на переднем. Когда мы нашли удачную композицию листа, то клеим элементы композиции на небольшой рельеф. За счет темного тона и сложной формы у нас получился центр композиции. Обогащаем работу деталями: это раскидистые пластичные деревья, стайка птиц, плывущие облака, задающие динамику в работе.

4. Подведение итогов работы, подготовка к выставке
В результате выполненной работы, с применением многослойности, случайных эффектов фактур, получаются удивительные поэтичные работы, пейзажи родного края. Работая в такой технике с ребятами, я добилась достойного результата.

Это задание я проводила несколько раз, пробуя его в разных детских группах, и результат был хорошим. Дети с удовольствием участвовали в творческом проекте, ощущали свою силу, значимость в коллективе. Работы получили высокую оценку преподавателей на просмотре (форма аттестации учащихся в художественной школе).

Мы организовали выставку в классе. Работы учащихся участвовали в городских, региональных и международных выставках и конкурсах, печатались в журналах, прославляя наш любимый родной край.
Фото работ учащихся




Рекомендуем посмотреть:

Творческий проект в дополнительном образовании. Декоративное панно в технике "Тагильской росписи" Коллективный творческий проект в дополнительном образовании. День Рождения Творческий проект в дополнительном образовании детей Творческий проект по хореографии в ЦДТ
Участник №37 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2020 года
План конспект занятия в художественной школе
Опубликовано: 1317 дней назад (11 сентября 2020)
Просмотров: 1953
+6
Голосов: 6
Ольга Станиславовна Средина # 13 сентября 2020 в 12:39 0
Лариса Анатольевна, здравствуйте! С огромным удовольствием познакомилась с Вашим материалом! Детские работы завораживают. Особенно понравилась вторая, (с гнездами на деревьях).
Голосую двумя руками!