Творческий проект в дополнительном образовании. Декоративное панно в технике "Тагильской росписи"
Методическая разработка. Творческий проект.
Декоративное панно «Лишь ветка тихо встрепенётся» в технике Тагильской росписи
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Образ птицы в народном искусстве России
2. Особенности традиций Тагильской росписи
3. Проектирование декоративного панно
4. Последовательность выполнения декоративного панно
5. Экономический расчёт
Заключение
Список используемых источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь каждого народа во всех её многообразиях на протяжении его развития наиболее ярко отражается в его искусстве.
В понятие «народное искусство» входят все формы искусства – музыка, танец, устное поэтическое творчество, созданные мастерами лубочные картинки, произведения декоративно-прикладного искусства, – все они служат людям в домашнем быту и трудовой деятельности.
Созданные народом сказки, песни, танцы, произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывая специфические особенности каждой местности, имеют большой познавательный и художественный интерес, свидетельствуют о созданной мастерами материальной и духовной культуре, в основе которой всегда лежат гуманистические идеи. (8)
Ещё В. Г. Белинский, говоря о национальных особенностях, отмечал, что они больше всего сохранились именно в народной среде.
В произведениях народного искусства, созданных для себя или своей среды, непосредственно выражались мысли и чувства человека, особенности его быта и природы, среди которой он жил и трудился. Поэтому произведения народных мастеров отличаются особенной непосредственностью и художественной цельностью.
А. М. Горький справедливо отмечал, что «человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту».
С древнейших времён народ художественно оформлял своё окружение, свой трудовой и домашний быт. Вся жизнь человека, начиная от колыбели и до могилы, связана с искусством. (13)
Таким образом, в произведениях народного искусства рабочее назначение предмета всегда являлось основным фактором при создании художественного образа. Создавая произведение, мастер ставит перед собой задачу его практического использования и всегда согласует с ним художественное оформление. Поэтому практическое, бытовое назначение произведений народного искусства никак не снижает их художественной значимости. (1)
Творцы народного искусства в процессе своей трудовой деятельности были всегда тесно связаны с природой. Постоянно общаясь с природой, наблюдая за всеми её проявлениями, мастера производили свой творческий замысел от живой действительности, от конкретного жизненного образа. Правдивое и осмысленное изображение действительности отражало чувства и представление человека. Непосредственная связь творцов народного искусства с природой во многом определяет и радостный, оптимистический характер их произведений, который выражается в красочности и декоративности. Смелость контрастных цветовых сочетаний делают произведения русских мастеров необыкновенно привлекательными.
Произведения русского народного искусства как в содержании, так и в оформлении отличаются стойкостью в сохранении традиций, переходящих из поколения в поколение.
К наиболее распространённым художественным видам обработки материала в русском народном искусстве относится и роспись по металлу.
В народном искусстве XVIII и XIX вв. продолжали жить и сказочные образы, но в новую эпоху они приобрели более близкие к живой природе формы, постепенно теряя черты традиционной условности, которыми характеризовались эти образы в искусстве древней Руси. Такие же изменения произошли и в трактовке изображений животных и птиц, они также приобрели черты ещё большей приближённости к живой натуре, большую детализацию в передаче художественного образа. Растительный орнамент XVIII века отличался большой живописностью пышных, сложных по узору форм. А к концу XIX века подробности при изображении растений становятся тенденцией в народном искусстве. (12)
Проблема – как раскрыть образ птицы в росписи декоративного панно.
Исходя из проблемы, была поставлена цель – создание декоративного панно «Лишь ветка тихо встрепенётся» с использованием приёмов Тагильской росписи. В соответствии с целью были сформулированы задачи:
• проанализировать информацию об образе птицы в народном искусстве России;
• разработать варианты композиции декоративного панно;
• изготовить декоративное панно.
Создание декоративного панно «Лишь ветка тихо встрепенётся» актуально в наши дни, так как профессиональные дизайнеры интерьера всё чаще обращаются в своих проектах к предметам ручной работы, ведь такие вещи способны выразить индивидуальность интерьерного решения и сформировать неповторимый стиль внутреннего пространства помещения.
1. ОБРАЗ ПТИЦЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ
Казалось бы, художественной росписи уже не осталось места в прагматичном 21 веке, и ею можно любоваться теперь только в музеях. Однако до сих пор в России можно найти процветающие мастерские, которые сохранили древние традиции разнообразной художественной росписи и продолжают удивлять современных обывателей своим умением.
По обыкновению в центре росписи располагалась птица, которая потом дополнялась условными деревцами, веточками, реже архитектурными сооружениями.
Содержание сюжета «птица» более многозначно, чем, скажем, содержание сюжета «дерева», «медведя», «оленя» или «коника». Птицы олицетворяли собой символы божественной сущности, неба, ветра, духа неба, грома, плодородия, изобилия, наступления весны, удачного брака и материнства. (7)
Для того чтобы более подробно изучить образ птицы в декоративно-прикладном искусстве, рассмотрим несколько видов росписей народных ремёсел.
Гжельская роспись. У мастеров Гжельского промысла собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне, которые выглядят очень выразительно и контрастно.
Традиционный мотив Гжельской росписи – птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище – бутон с волнистыми краями, шея, грудь – каплевидные лепестки. Также традиционными элементами являются трава, листья, злаки, веточки, ягоды, букеты и гирлянды цветов. Прототипами цветов могут служить розы, гвоздики, ромашки, лилии, астры, маки и пионы. Форма всех цветов носит условный характер, представляя собой растительную орнаментальную роспись, которая окружает диковинную птицу цвета яркого неба. Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: лёгкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки с чередованием тонких и широких линий с точками-жемчужинами. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм. (4) (приложение 1)
Северодвинская и Пермогорская роспись. Считалось, что птица являлась защитницей Древа Жизни и Древа Познания. И если рассмотреть варианты «русской троицы», фиксирующей древний жертвенный обряд, то очень часто центральную фигуру изображения дерева, человека, солнца, окружают изображения птиц.
Особняком стоит изображение на прялках, в частности, северодвинских из Пермогорья – птицы Сирин. Очень часто, почти на каждой Пермогорской прялке, в солнечном круге или просто на поверхности прялки мастер изображал эту загадочную птицу с человеческим лицом. Некоторые владельцы прялок называли эту птицу Сирин или просто «райской птицей» или «вещей птицей». Средневековая райская птица – дева Сирин, потомок сирен, которых слушал ещё Одиссей, бытовала в европейской средневековой мифологии, откуда залетела и в наши края. Но по другой версии Сирин лишь более позднее имя русалок, которых мы встречаем в работах народных мастеров. [15]
Лебеди (утки) – наиболее почитавшиеся на Севере птицы, связанные с небом, солнцем и водной стихией. Очень часто эти образы находились в окружении знаков солярной символики (круги, розетки, ромбы). Образы парных лебедей очень устойчивы в искусстве: с ними связаны представления народа о счастливом браке, и пережитки почитания этих птиц на Севере сохранялись вплоть до начала XX века. Отношение народа к петуху и курице было как к первовестникам солнца. (приложение 1)
Павлин встречается в народных росписях в разных композициях и в разных стилевых решениях. Его изображение было известно в искусстве античного мира, Византии и Киевской Руси. В народном представлении павлин был осмыслен как птица исключительно женского рода. Очень часто образы этих птиц в росписях размещаются по разные стороны куста или дерева, стоят друг против друга или изображаются крупным планом в виде отдельной фигуры.
В росписях Севера встречаются изображения орла, который, как правило, воспроизводится сидящим со сложенными крыльями и с характерным поворотом головы (в профиль). В росписях встречаются также образы голубей. Это могут быть парные голуби, летящие вместе, а чаще всего сидящие на ветках среди цветочных узоров. Символика этих птиц – также любовная, брачная. (5)
Городецкая роспись. Работы мастеров Городецкой росписи отличаются, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», написанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочек в окружении роскошных цветочных гирлянд.
Декоративность мотивов подчёркивается декоративностью цвета и приёмов. Любимые фоны – ярко-зелёный или напряжённый красный, глубокий синий, иногда чёрный, на котором особенно сочно расплёскивается многоцветье Городецкого колорита. [14] (приложение 1)
Жостовская роспись. Основным мотивом в работах мастеров жостовской росписи является цветочный букет. Простая композиция, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, расположенная в центре и обрамлённая по борту мелким золотистым узором.
В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи. Наряду с традиционным многоцветьем можно встретить интересные тональные разработки (букеты в синей, голубой, зелёной гамме, изображение красных роз на красном фоне). Букеты чётко и компактно составленные, – так называемые "собранные", а также более лёгкие и свободные "букеты в раскидку", с широкими просветами красиво поблёскивающего лакового фона – чёрного, золотистого, цветного. Среди пышной цветочной красоты можно встретить и изображение птиц в её привычном окружении, где она гармонична и счастлива. Это и павлины, и глухари, и красочные огненные петухи, и лесные птицы. Цветы и птицы на жостовских подносах напоминают о райской красоте мира небесного и хрупкости мира земного, который нужно беречь. (6) (приложение 2)
Хохломская роспись. Для изделий, выполненных мастерами Хохломской росписи характерна образная выразительность и декоративность. Символ хохломы – огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон.
Деревья, ягодные ветки, растения с плодами и ягодами были в известной степени и символами достатка. Предметы, наполненные росписью с мотивами цветущих деревьев, связывались с пожеланиями счастья. Почти все мотивы хохломского орнамента имели свои названия, которые были связаны с поэтическими представлениями мастеров о природе.
Строгие сочетания цвета и яркий блеск золота придают изделиям сходство с драгоценной посудой. Хохломская роспись – самый праздничный и нарядный пример росписи изделий из дерева. (6) (приложение 2)
2. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ ТАГИЛЬСКОЙ РОСПИСИ
Считается, что Тагильская роспись – это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из «брендов» русской культуры, известным далеко за пределами России.
Тагильская роспись является уникальным народным промыслом, где каждое изделие – самостоятельное произведение искусства. Эту роспись с другой не спутаешь: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов, законченность композиции, утонченная вязь орнаментов.
Наибольшей популярностью пользовались цветы, «королевой» являлась «русская роза» или хорошо знакомый народным мастерам, живущим в сельской местности, кустовой шиповник, цветы которого напоминают розу. (3)
Мифологические, сказочные, природные образы помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом: сказочные пышные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, спелые кисти винограда, сочные ягоды, – уголки формы чётко фиксируют вазоны с пышными букетами.
Букет как основной мотив для росписи Тагильских подносов, традиционно создаётся из трёх крупных роз, дополняемый более мелкими цветами, которые могут быть не существующими – фантазийными.
Летящая скоропись – «маховое» письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья, приводит к отказу от кропотливо выполняемых деталей, упрощает, предельно стилизует и обобщает форму. Остаётся только всё самое выразительное, простое, доступное стремительно порхающей кисти – яркое, броское, нарядное". (2)
Фон тоже выразительный, он нежно просвечивает сквозь цветочные букеты и узоры, дополняя и украшая весь поднос. Чаще всего мастера использовали нежные оттенки фона – сине-голубые, зелёные или наоборот яркие и выразительные – малахитовые, красно-коричневые, «под черепашку» (иначе можно назвать – «подкопчённые на свечке», такой вариант оформления фона выполняется при помощи аэрографа), но гладкость чёрного зеркала подноса было и остаётся любимым во все времена.
В старину тагильчане придумали особый способ украшения фона, который назывался «поддув», для этого на лист бумаги насыпали немного металлического порошка и сдували его на сырую краску фона, легкий порошок создавал на поверхности таинственную мерцающую игру, а букет на таком подносе выглядел по-особому привлекательным и нарядным.
Широко было распространено в Нижнем Тагиле украшение металлических подносов золотыми узорами – геометрическими и растительными. Такое красивое сочетание золотого узора с красочными цветочно-ягодными мотивами превратилось в особенную местную традицию. Делалось это с помощью специальных шаблонов – «трафареток». «Трафаретки» делали остро заточенными ножами из тонкой плотной бумаги. Но современные мастера росписи по металлу трафаретным орнаментом почти не пользуются, декоративный ажурный геометрический и травный узор выводятся ими от руки. [16]
Узоры и орнаменты в виде «солнышек», «цветочков», «витых веревочек», «цепочек», «рябинок» и «веточек» использовались для украшения бортиков подноса, внутренних обрамлений фона деления подноса на сектора. (9)
В Тагильской росписи также существует характеристика элементов росписи. Например, на расцветающем «Древе жизни» (родовом дереве), на прогретой солнцем земле и окруженным водой, цветут цветы. Где цветок символизирует и солнце, дающее жизнь всему живому, и взрослые поколения. Бутоны и ягоды на цветущем Древе – это символ детей; листья - символ изобильного хорошего урожая, постоянного возрождения и роста. «Древо жизни», изображающее древние и молодые поколения, венчает пара птиц – символ счастливой супружеской пары. Магические мотивы присутствуют и в красном цвете – символе очага и жизни; в голубом и зелёном цветах – символ растений, наполненных живительной влагой. Вся композиция в росписи трактуется благопожелательными функциями и несёт в себе пожелание счастья и благополучия.
Гамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, синих, жёлтых, зелёных оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый цвет – для моделировки форм и чёрный оттенок – для приписок графических элементов. Сама техника росписи была очень простой. После определения предварительного размера мотива и композиции, прописывали подмалёвок, которым обозначали основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производили их моделировку белилами, если «подмалёвок» был цветной, или какой-либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета, и вращая её вокруг оси, за одно движение превращали подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей, XVII-XVIII век создавались мягкие переходы от цвета к цвету. (11)
В процессе развития росписи моделировку белильными оживками заменили разбелом, во время которого на один край кисти брали белила, а на другой край краску основного цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые не всегда гармоничные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности. Заканчивали роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали чёткие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном. Особенностью этих росписей стал живописный мазок, выполненный одним махом, мазком. Для выполнения такого мазка на кисть (плоская или круглая) одновременно набирали сразу две краски, при их смешении получался живой, динамичный и красочный переход. Основателями маховой росписи являются мастера Худояровы, Перезолов и Дубасниковы. Сегодня многие мастера используют эту технику и привносят в неё свои изменения.
Таким образом, цветочная роспись остаётся основным мотивом. Постепенно роспись Тагильских подносов менялась, её дополняли новые цветочные, ягодные мотивы и композиции. Фон для росписи мог быть как нежных, так и ярких тонов, но гладкое зеркало подноса остаётся наиболее традиционным.
Расписные Тагильские подносы – обычные железные предметы каждодневного использования и в то же время – настоящие произведения искусства. Благодаря своей изысканности, богатству красок, повышенной декоративности, законченности композиции они получили известность по всему миру и стали памятниками культуры. (10) (приложение 2)
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО
На создание декоративного панно «Лишь ветка тихо встрепенётся» меня вдохновило стихотворение Андрея Дементьева «В саду».
Вторые сутки
Хлещет дождь
И птиц как будто
Ветром вымело.
А ты по-прежнему
Поёшь,—
Не знаю,
Как тебя по имени.
Тебя не видно —
Так ты мал.
Лишь ветка
Тихо встрепенётся...
И почему в такую хмарь
Тебе так весело поётся?
Во время чтения стихотворения мне сразу представился образ семьи, гнездо которой от дождя спрятано среди гостеприимных ветвей, а родители-птицы радуются и весело щебечут о том, что их деткам ничего не угрожает.
Задумавшись над образом птицы, я остановила свой выбор на Тагильской росписи. Традиционной, характерной для Уральского региона, росписи, которая сохраняет традиции Нижнетагильской лаковой живописи, развивает новые направления, создавая уникальные произведения.
Вертикально ориентированная композиция является типовой в Нижнетагильской росписи подносов, поэтому я выбрала классическую прямоугольную форму. Мне удалось приобрести фабричный, полностью подготовленный к росписи поднос. Прямоугольная форма, которая меня полностью устроила, была с насыщенным тёмным фоном в центре и фиолетовыми «подкопчёными» разводами по бокам подноса. Данный оттенок как раз отражает хмурую дождливую погоду.
Работать над созданием образа птичьего семейства было интересно. Мною было подготовлено шесть эскизов, на которых было изображено гнездо с птенцами, укреплённое ветвями, и разные расположения родителей-птиц относительно гнезда. Из представленных эскизов комиссией был выбран вариант со свиристелями, которые находятся близко к гнезду. Такое расположение гармонично смотрится с ветвями яблони, расположенными по бокам от птиц. В такой композиции присутствует ритмичность и история. Среди буйного цветения – силуэты птиц. Это очень традиционный образ для уральской домовой росписи, несущий в себе народные представления о счастливой полноценной жизни.
Тёмно-фиолетовый цвет подноса располагает к выбору холодного цветового решения в композиции росписи. Но, пробуя различные оттенки, остановила свой выбор на соединении холодных и тёплых тонов. Эскизы композиции разрабатывала сначала на бумаге, а потом стала пробовать на файлах, чья гладкая поверхность напоминает фактуру металла. Также продумывала согласованность цветов между собой, их светлоту, тональность, насколько они светло или темно смотрятся. Например, цвет, который будет выпадать из общей тональности, станет казаться чужим, разрушит целостность композиции. Примером может быть пара синего и жёлтого, при одинаковой светлоте они плохо гармонируют между собой, а вот если изменить их тональность, взять, например, светло-жёлтый и насыщенный тёмно-синий, то их сочетание окажется весьма приятным глазу.
Таким образом, для росписи птиц была выбрана разбелённая малиново-синяя гамма, для цветов яблони бледно-жёлтая, для листвы и «травки» тёмно-зелёный и бирюзовый цвета. Для выполнения декоративного панно «Лишь ветка тихо встрепенётся» были выбраны такие художественно-стилевые направления, как «маховое» письмо в один мазок и многослойная роспись. Несложный рукописный орнамент по краю подчеркнёт форму подноса-панно.
4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО
После того, как выбрано цветовое решение композиции, можно приступать к росписи подноса-панно.
Перед тем, как начать расписывать, нужно подготовить необходимые материалы и инструменты.
Для выразительности и фактуры красочного нижнетагильского мазка требуются художественные масляные краски. Разбавила краски льняным маслом до сметанообразного состояния с помощью металлической линейки, заточенной под углом с одной стороны. Сразу смешала необходимое количество цветов, чтобы во время работы не отвлекаться. Мною была взята определённая цветовая гамма для росписи композиции и для финального акцента, орнамента – золотой акрил.
Подготовила ветошь для протирания кистей. Кисти являются основным рабочим инструментом для росписи. Поэтому я выбрала из синтетики № 0, 1, 3, 4, 5. Такие кисти не подведут в росписи – из них не выпадают волоски. Произвела необходимые манипуляции с кистями. Кисть № 4 и № 5, так как они были круглые, а не плоские, сплющила плоскогубцами в месте металлического крепления.
Также понадобилась палитра из оргстекла для смешивания красок и проведения «дорожки» мазка, деревянная линейка или длинная узкая дощечка для того, чтобы во время росписи не коснуться ладонью уже расписанные места и не смазать нанесённые детали росписи.
Выбрала место для просушки подноса и подготовила рабочее место, удобное, хорошо освещённое, максимально приближенное к дневному свету. Правильная организация рабочего места художника – залог успешной работы. Необходимое для работы условие – хорошо проветриваемое помещение. Если это условие не соблюдено, то долгое общение с красками, растворителями и лаками способно вызвать аллергические реакции. Также важен порядок в расположении красок, кистей и прочих необходимых для работы предметов.
Роспись начала с разметки штрихом, белым цветом, по контуру элементов композиции и нанесения основных пятен («подмалёвка»). Крупные пятна нанесла губкой. Окунула её в краску и с небольшим нажатием приложила к необходимому месту. Для того чтобы показать объём и выявить свет в композиции, добавила «бликовку» также при помощи губки. «Бликовка» создаёт настроение и колорит. Таким образом ощущается освещённость множеством независимых источников света.
Далее приступила к росписи птиц и гнезда, которые выполняются в одной технике. Так как роспись маховая, то изображение нужно выполнять определёнными мазками. Движения резкие, быстрые. Для прорисовки птиц и листьев дерева использовала приём «змейка». Чтобы выполнить такой элемент, нужно поставить кисть вертикально широкой плоскостью к себе. Выполнять шажки таким образом, чтобы вести на себя то один, то другой край кисти. В зависимости от величины шага получается разный рисунок «змейки». Дополнить этот элемент можно ещё одним движением, шагая левым краем кисти плавно влево и вниз, правым – вправо и вниз. В зависимости от величины шага и величины движения кисти в сторону можно получить другой вариант росписи. Приём «змейка» используется в Уральской росписи для таких мотивов, как «цветок», «птица», «листок» и других.
Цветы дерева выполнила «пропиской». Для этого на кисть набирается сразу два необходимых цвета, возможно и три, но не более, иначе будет грязный мазок. На палитре проводится дорожка для лучшего наполнения кисти краской. И длинным непрерывным мазком, то есть, не отрывая руку, выполняется каждый лепесток. Толщина лепестка варьируется нажимом кисти. Так как в процессе работы краски на кистях остаётся всё меньше, она становится прозрачнее, темнее и лепестки зрительно выглядят дальше, поэтому краску по мере необходимости добавляла на кисть.
Так как в композиции присутствуют ягодки, я выполнила их в той технике, в которой расписывается круглая форма. Мотив «ягодка» напоминает подмалёвок в Городце. Для выполнения этого элемента нужно набрать на кисть краску одного цвета. Уложить ворс кисти лопаточкой. Поставить кисть вертикально к плоскости и, вращая её в пальцах, описать круг, как циркулем. Таким образом, выполняется подмалёвок на крупную «ягодку». Затем набрать краску на один край кисти (если цвет фона тёмный, то моделирующий цвет должен быть светлее, чем подмалёвок, и наоборот) и прописать внешний край «ягодки» моделирующим цветом. В случае если ягодка имеет небольшой размер, можно обойтись без подмалёвка.
Плавность движений я выработала во время тренировок. Кисть можно поворачивать «на ребро» во время движения. Такой приём возможен во время рисования травы и листьев. Он создаст эффект переломленного листа. Приём «травка» имеет различную толщину, длину и изгиб. По сравнению с городецкой и хохломской травкой он более груб, но это не мешает ему быть очень пластичным. Для написания «травки» нужно поставить кончик кисти на поднос, и, медленно ведя кисть на себя, прижимать её к плоскости. Заканчивая мазок, постепенно снимать кисть с плоскости, продолжая вести её на себя. Для выполнения «травки» с поворотом, выполняя мазок, можно немного вращать кисть в пальцах в ту сторону, в которую идёт изгиб травки.
После того, как высох первый слой, приступила к «оживке», детализированию. Прорисовка, тончайшая работа, выполняется кистью № 0 или № 1. Для прорисовки я использовала технику «завитков». Их нужно научиться делать на одном дыхании. Начинается писать мазок по спирали, вращая кисть в пальцах в ту сторону, в которую закручивается элемент. Во время написания «завитка» постепенно опускала кисть на поверхность, а к концу выполнения элемента медленно снимала с плоскости. Так выполняются элементы, повернутые в правую и левую стороны.
Также понадобился приём «капелька». Такой элемент выполняется таким же способом, как в Хохломской и Городецкой росписи. Кисть ставится кончиком на поверхность и ведётся на себя, постепенно прижимается к плоскости, затем резко отрывается от поверхности. Если «капельку» нужно написать с изгибом, то при выполнении мазка кисть следует вращать в пальцах в ту сторону, в которую будет загибаться «капелька».
Предпоследний этап – это нанесение орнамента золотым акрилом. И последнее, что осталось – это залакировать поднос-панно после тщательной просушки. Для этого я выбрала акриловый лак в виде аэрозоля марки «HOLEX». Лак наносила с расстояния – 15 см, в 3 тонких слоя, с межслойной выдержкой в 20 минут.
Для выполнения росписи на подносе потребовались сиккативы – классические средства ускорения высыхания масляных красок. По своему составу они различны, но обладают свойством ускорения полимеризации жирного масла:
• льняное масло, которое служит разбавителем масляных красок для росписи и способствует краске сохранять эластичность в течение длительного времени. При высыхании льняное масло образует твёрдую, прочную, эластичную плёнку, нерастворимую в органических растворителях.
• «Уайт-спирит» (очищенный, без запаха) для смывания краски с кистей. Как и все органические разбавители, он токсичен, опасен и поэтому требует соблюдения мер предосторожности при использовании, то есть хранение в плотно закрытом и не прозрачном флаконе.
Во время росписи соблюдала правила работы с масляными красками. При необходимости, когда мазок становился прозрачным, добавляла на кисть краску. Перед набором на кисть необходимых цветов для следующего элемента росписи протирала кисть ветошью. Во время работы художественным маслом краски периодически перемешивала с льняным маслом, чтобы не подсыхали. После окончания росписи, оставшиеся краски собрала в тубы и плотно закрыла. Кисти промыла в «Уайт-спирите», а затем в тёплой мыльной воде, протёрла насухо ветошью и выровняла волоски пальцами, чтобы кисть не потеряла свою форму и порадовала живописными мазками в следующей росписи.
Во время работы над росписью систематически проветривала помещение, сиккативы предохраняла от воздействия солнечных лучей.
При лакировании подноса воспользовалась марлевой повязкой, чтобы вредные токсические вещества не попали в органы дыхания.
После работы вымыла руки тёплой водой с мылом и привела в порядок рабочее место.
5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ
При изготовлении декоративного панно «Лишь ветка тихо встрепенётся» были израсходованы денежные средства и определена полная стоимость по формуле: С=См+Ср, где
1. См – стоимость материалов и средств
Для выполнения изделия были израсходованы материалы и использованы средства, указанные в таблице:
№ Материалы Кол-во Цена (руб.) Сумма (руб.)
1 Нижнетагильский фабричный поднос прямоугольной формы 1 шт. 500,00 500,00
2 Художественные масляные краски «Ладога» 1 уп. 650,00 650,00
3 Ветошь для протирания кистей 50 см. 60,00 30,00
4 Картон для эскиза (чёрного цвета) 2 шт. 4,00 8,00
5 Акриловый лак-аэрозоль «HOLEX» 1 шт. 200,00 200,00
6 Акриловая краска (золото) 1 шт. 49,90 49,90
7 Губка 1 шт. 15,00 15,00
8 Палитра из оргстекла 1шт. 70,00 70,00
9 Льняное масло «Невская палитра» 120 мл. 150,00 150,00
10 Уайт-спирит «Таир» 75 мл. 214,00 214,00
№ Средства Кол-во Цена (руб.) Сумма (руб.)
1 Кисть круглая, синтетика № 5 1 шт. 100,00 100,00
2 Кисть круглая, синтетика № 4 1 шт. 80,00 80,00
3 Кисть круглая, синтетика № 3 1 шт. 75,90 75,90
4 Кисть круглая, синтетика № 2 1 шт. 50,90 50,90
5 Кисть круглая, синтетика № 1 1 шт. 40,00 40,00
6 Кисть круглая, синтетика № 0 1 шт. 40,00 40,00
Итого 2273,70
2. Ср – стоимость работы с красками и лаком
Ср = Т1 * Т2 * Ц, где Т1 – время изготовления росписи декоративного панно, Т2 – время работы с лаком, Ц – стоимость одного часа работы
Ср = 10 ч. * 1 ч., 9 мин. * 150 руб. = 2850 (руб.)
Полная стоимость работы:
С = 2273,70 + 2850 = 5123, 70 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целый ряд предметов, которые столетиями были необходимы в домашнем обиходе, отжили свой век. Всё это вполне закономерно, и мы справедливо радуемся улучшающимся бытовым условиям.
Но это не значит, что мы должны забыть старое народное искусство, отказаться от опыта, накопленного народом более чем за тысячу лет. Всё, что было ценного в многовековом опыте народных мастеров, изучается и переносится в современную промышленность. Десятки учёных-специалистов по народному искусству прилагают свои усилия к тому, чтобы мы не забывали своего художественного наследства, а помня и любя его, на основе всенародного творческого опыта создавали современные бытовые предметы декоративного искусства.
Вообще разнообразие промыслов необычайно. Образы природы сохранялись постоянно в народном искусстве, поскольку мастера жили в её окружении и зависели от её сил. Это многозначные символы народного творчества, помогающие художникам воплощать замыслы путём сопоставления многих природных явлений и событий жизни человека. Они появляются, по сути дела, там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определённая художественная идея.
В процессе выполнения дипломного проекта была изучена и проанализирована научная и методическая литература об образе птицы в народном искусстве России. В итоге можно прийти к таким выводам:
• народное искусство помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту и богатство декоративно-прикладного искусства.
• народное искусство, как никакое другое, умеет создавать праздничную радость. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция.
• народное искусство – это живой организм, которому нужен приток свежих сил. Такими силами в настоящее время является молодёжь, воспитываемая на традициях народных ремёсел.
• у каждого народа – своя художественная культура. Её особенности связаны с тем, что ценится, культивируется на том или ином этапе их истории.
• изображение птиц – широко распространённый мотив в народном искусстве. В большинстве народных художественных промыслов эта тема так или иначе просматривается.
• знание специфики преображений окружающего мира позволяет нам гармонично подходить к прочтению народных росписей.
• народные мастера создают свои авторские произведения из разнообразных материалов.
• кистевая роспись очень эффективный способ для творческого самовыражения
• большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.
• полностью завершённое изделие представляет собой вполне самостоятельное произведение изобразительного искусства и способно передать зрителю определённые мысли, идеи, чувства, настроение.
• Нижнетагильская роспись является культурным наследием русского народа. Она впитала в себя эстетические, художественные традиции наших предков и заняло достойное место в современном мире, став национальным достоянием.
В ходе проектирования и изготовления декоративного панно с композиционным решением сюжета, цветовым решением и орнаментом в технике Нижнетагильской росписи, я столкнулась с непривычностью как материала – художественное масло, так и основы для росписи, потому что фактура металла отлична от любой другой знакомой мне поверхности.
Полученные навыки при создании росписи подноса обязательно пригодятся в практике моей профессиональной деятельности.
Декоративное панно, по сути, расписной поднос можно использовать как наглядное пособие для изучения отдельного вида росписи в рамках определённой темы; как выставочный экспонат; как активное цветовое пятно в интерьере; как украшение праздничного стола; как подарочный вариант на любое торжество.
Каковы перспективы выбранной темы? Простые цветочные сочетания, цветной фон, крупные мотивы расписного промысла на Урале подсказывают развивать и воплощать идеи в создании новых декоративных вещей, которые помимо своей практичности могли бы стать отличным украшением любого помещения. Уральская роспись как нельзя лучше этому соответствует.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бадаев В. С. Русская кистевая роспись: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразит. искусство". - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005.
2. Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала / В. А. Барадулин. – Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1987. – 128 с. с ил.
3. Барадулин В. А. Уральская народная живопись / В. А. Барадулин. – Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1982. – 112 с. с ил.
4. Бирюков В. Г. Уральские узоры: ст. / В. Бирюков// Известия. – 1981. – 23 дек.
5. Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X — XX веков. / В.М. Василенко – М., 1974. – 293 с.
6. Голубева А. Н. Основы производственного мастерства (двухцветная маховая роспись): учеб.-метод. пособие для бакалавров, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись (нижнетагильская)» / под науч. ред. О. П. Рыбниковой. – СПб.: ВШНИ, 2014. – 80 с.
7. Максяшин А. С. Уральский орнамент на расписных изделиях из металла: учеб. пособ./ А. С. Максяшин. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. ун-та, 1994.
8. Максяшин А. С. Уральский орнамент: традиции и современность: учеб. пособ./ А. С. Максяшин. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ин-та, 1993.
9. Мурзина И. Я. Художественная культура Урала / И. Я. Мурзина. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999.
10. Петрухина Т. Н. // Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу: сб. трудов НИИХП. – М., 1990
11. Петрухина Т. Н. Уральская лаковая живопись XIX—XX вв. / Т. Н. Петрухина. – Екатеринбург: Внешторгиздат, 1992.
12. Русское народное искусство. Л., Учпедгиз, 1959., 95 с., 96 с. с илл.
13. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. М., «Просвещение», 1968, 296 с. с илл.
Приложение
Скачать Творческий проект в дополнительном образовании. Декоративное панно в технике "Тагильской росписи"
Олеся Алексеевна, здравствуйте. Мне понравился ваш проект "Декоративное панно в технике "Тагильской росписи"". Весьма познавательно. Образы птиц часто встречаются в творчестве народов разных национальностей, в том числе, проживающих на территории нашей страны. В вашем проекте описаны особенности тагильской росписи, ее традиций. Представлен проект панно, описана последовательность его выполнения, есть экономический расчет стоимости панно. Материал оформлен в соответствии с требованиями сайта. Нижнетагильская роспись является культурным наследием русского народа. Знакомство с традициями, истоками народного творчества - часть сохранения наследия предков, накопленного за тысячелетия нашей истории. Примите голос.
Олеся Алексеевна, здравствуйте!
Зацепили великолепные фото пошагового процесса росписи подноса.
Вступление и теоретическую часть прочту обязательно. Но все вместе - это большой труд.
ГОЛОС, безусловно, ГОЛОС!