Конкурсное сочинение, посвященное юбилею Федора Михайловича Достоевского.
Тема сочинения: «Теория Родиона Раскольникова и её крушение».
Тут дьявол с Богом борется,
а поле битвы – сердца людей
Ф.М. Достоевский
«Братья Карамазовы».
Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из сложных творений, но не менее самое читаемое произведение мировой литературы.
Погружаясь в идейный мир этой книги, находишься в некотором напряжении, в какой – то неизвестности, невольно ощущаешь запутанность действий от быстрой смены сюжетных картин. Достоевский заставляет нас прочувствовать и пережить все эти события, выступая в роли психолога, чуткого знатока человеческой души. Силой своего таланта он создает довольно противоречивого героя, но, несомненно, плод его трудов – настоящая личность, сильный и гордый характер. Автор проводит его через страдания, тягостные размышления, душевные терзания, носителем которых может быть только глубокий ум, яркая личность, способная задуматься о проблемах человечества вообще и постараться их решить, хотя это может привести к самым непредсказуемым последствиям.
Так кто же Родион Раскольников на самом деле: сильная натура или потерянный человек, лишенный будущего?
Какие авторские мысли, идеи мы связываем с историей героя ?
Знакомя с Раскольниковым, писатель сразу же погружает нас в мрачную пучину его проблем: уход из-за безденежья из университета, бедность семьи, его нищенское существование. Внешность Родиона, его убогая одежда, походившая более на жалкое истлевшее тряпье, побуждают нас проникнуться сочувствием. Так, даже незначительная деталь в его «наряде» раскрывает всю тягость его положения: «Шляпа эта была, вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»
Достоевский намеренно заостряет наше внимание, описывая «каморку» героя, вводя в душную атмосферу безысходности, нищеты: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид, со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями до того низкая, что чуть – чуть высокому человеку становится в ней жутко...»
Довольно мрачные впечатления навевают эти строки. Совсем маленькая комнатка, больше похожая на шкаф или гроб, в котором нет свободного пространства, нет воздуха, а значит, нет и жизни. Человек не может здесь жить, так как задыхается от унизительного чувства собственного ничтожества.
Теперь, действительно, понимаешь состояние Раскольникова, для которого эта каморка – постоянное место обитания, ощущаешь гнетущую обстановку.
Эти стены наводят тоску на человека, давят, доводят до отчаяния.
Духота, безжизненность, отсутствие свежего воздуха, а значит, и чистоты нравственной и духовной, смысла настоящей, содержательной жизни, совершенного общества, лишенного безобразия и мерзости. Подобные мрачные мысли с особенной силой и навязчивостью рождаются у героя именно в этой комнате. Но автор верит в затаённую, внутреннюю силу героя, которой так необходим воздух, жизнь. Вот почему дверь всегда приоткрыта для проникновения слабых потоков света, наполнявших Раскольникова живительной силой. Символичны и желтые, отодранные обои, ведь этот цвет у Достоевского ассоциируется с людскими мучениями, грязью, может быть, даже отчаянием от ощущения безысходности, всё больше захватывающей в свою бездну.
Комната Родиона – это всего лишь маленький островок огромного города Петербурга, с его длинными и узенькими улочками, « вонючими дворами домов», « каменными стенами и холодностью Невы» Это бездушие, безразличие, мерзость являются естественными декорациями внутренней жизни города и его жителей. Яркий пример – случай с пьяной девочкой на бульваре. Раскольников наполнен ненавистью и презрением к людям, считающим себя светскими франтами. Он оставляет девочку одну, потому что полон отчаяния от бессилия, изменить это общество: «А пусть, это говорят, так и следует». Но все – таки, несмотря на внешнее безразличие, его душа наполнена чувствами, которые не позволяют спокойно переживать подобные события, а требуют помочь страданиям беззащитных детей, так как именно в них заложена вся чистота, доброта и надежда на светлое будущее.
Но не только жизнь Петербурга заставляет героя понять, что жить так невозможно, но еще и личные проблемы: обстановка в его семье укрепляют давно созревшие убеждения.
Письмо матери Родиона рождает чувство гнева от мысли о том, что нищета и безденежье не оставляют иного выхода, кроме как продать себя, предать свои убеждения для спасения родных.
Жертва Дуни не может оставить Раскольникова спокойным, равнодушным, потому что он понимает всю обратную сторону этого брака. Герой восстает против решения сестры, видя ту грань, когда человек уже не имеет право «переступить». Материальное богатство не должно стоять выше внутренних сокровищ человека.
Рассказ Мармеладова о дочери укрепляет веру Родиона в том, что случай с его сестрой - пример далеко не единственный., Чтобы накормить голодных детей, Соня забывает о себе, о своих внутренних ощущениях. Но она и не может распорядиться собственной жизнью. Раскольников совершает свое преступление, стремясь помочь таким, как Соня, избавляя тем самым от унижения людей, достойных и благородных. Но он считает, что пока будут люди, подобные Соне, - ничего не изменится. Мармеладовы будут пользоваться ими: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются! Поплакали и привыкли».
Сон Родиона становится подсознательным толчком к убийству старухи – процентщицы, символизирующей собой, но его мнению, весь Петербург, грязь, зло. Во сне герой сталкивается с кровью, символом людей, обездоленных и беззащитных,
постоянно испытывающих на себе силу кнута и ненависти со стороны общества, лишенного каких – либо человеческих чувств и нравственности.
Разговор о трактире, подслушанный Раскольниковым, еще более наводит его на мысль о ничтожности, бессмысленности жизни старухи, укрепляя решение совершить убийство: «…Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь
... десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата… - и все это на её деньги» Несомненно, Родион услышал те слова, которые соответствовали его выводам, стали подтверждением верности замысла.
Но только ли благие намерения, бескорыстные цели, желание помочь руководили героем? Может быть. Это не стоит забывать и про его теорию, своеобразное разделение всего человечества на «тварей дрожащих» и «творцов истории», «сильных мира сего». Родион считал, что мир устроен на подчинении «тварей дрожащих» «наполеонам», которые для достижения своей цели готовы перешагнуть через страдания других, даже через человеческую жизнь.
Именно они, по его рассуждениям, смогут осуществить прогресс, изменить общество, искоренить старые порядки. Раскольников восхищался подобными людьми, но в тоже время мучился, не зная, к какому разряду отнести себя.
Поэтому истинной причиной убийства, я думаю, и стала попытка убедиться «… вошь ли я, как все, или человек? Смогу я переступить или не смогу: «Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Его благие намерения послужили лишь ширмой эгоистическому желанию, которое не остановила даже кровь людей. Раскольников хотел почувствовать себя «наполеоном», властелином над «тварями дрожащими», мечтал самоутвердиться.
К сожалению, коварный замысел сыграл с ним злую шутку.
Раскольникова с первого же шага постигает непредвиденное: он совершает поступок, который уже дает трещину его убеждением, положив начало краху.
Убийство Лизаветы противоречило замыслам, которые он так долго вынашивал. Эта женщина и была напоминанием обо всех страдающих и угнетенных, о тех, кому он пытался принести добро, спасти от зла, нищеты.
Но на самом деле топор освобождения превратился в топор палача, а он – в несправедливого владыку, который, осуществляя свой план, исполнял всего лишь прихоть, проверяя себя в деле. И это действительно так, потому что Раскольников не воспользовался добром, якобы так ему необходимым, а спрятал его под камень. Родион постоянно обращался к себе с вопросом, «… каким же образом ты до сих пор даже и не заглянул в кошелек… все муки, принял я на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел?» А ответ здесь может быть только один: им руководила мысль о самоутверждении, а все, что совершал, он делал для себя, а не ради помощи бедным и несчастным.
Герой хотел всего лишь узнать: «…вошь ли я, как все, или человек?»
Мне кажется, он понял это довольно скоро, почувствовал, кто он есть на самом деле.
Я долго колебалась, какую выбрать позицию по отношению к поступкам героя: осудить его, или наоборот, пожалеть, почувствовать тому, к кому судьба, отнеслась не благосклонно, наделяя подобным умом и мышлением? Происшествие на Николаевском мосту раскрывают истинные убеждения, противоречащие его теории. Удар кнутом, унизительная сцена с двугривенным помогают ему почувствовать, кто он есть на самом деле. Родион не может не признать того, что он простой петербургский нищий, за которого его все и принимают, но вместе с тем не желает с этим мириться. Он мнит из себя Наполеона, но заслуживает только жалости: «Прими, батюшка, ради Христа»
Как довело его до бешенства это понимание своей беспомощности и бесполезности, которую еще раз подтверждали золотые купола соборов и великолепные дворцы богатого города, служащие декорациями другой жизни, где царят грязь и разврат.
Он с яростью бросает двугривенный в воду, стараясь огородиться от этих мыслей, но они дают начало новым испытанием: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в минуту»
Бесконечные терзания, борьба с самим собой, разоблачение замыслов, пустых и неосуществимых, приводят Родиона к болезни, болезни не тела, а души. Мы видим, что в нем восстает истинный человек, личность: «Войду, стану на колена и все расскажу… »
. Его борьба с самим собой, душевные муки приводят к мысли о том, что он такая же «тварь дрожащая», как и все, не имеющая право господствовать над миром, править чужими жизнями.
Внутренние терзания, угрызения совести настолько велики, что герой отдаляет от себя всех близких и родных людей, пролагая пропасть. Считает, что, совершив преступление и переступив через жизнь человека, он утратил право находиться рядом с родными. «Да, замочился…я весь в крови!» - говорит он, чувствуя в себе палача. А это еще раз доказывает, что он не Наполеон: смерть пусть даже ничтожных людей приносит ему и окружающим только горе, разрушая его желание быть хладнокровным и безразличным. То, что, казалось, он делал во благо, оказалось губительным для семьи: страдание сестры, мучения матери стали слишком большой платой за убеждения, пустой догмат, обреченный за поражение, потому что наполнен лишь эгоистическими соображениями автора, не сумевшего предугадать все тяжелые последствия.
Раскольников все еще хватается за ниточку своей теории, пытается найти оправдание перед людьми и перед самим собой, но, сам того не желая, чувствует, что он виноват. Эта борьба не дает ему покоя. Сон о расправе над хозяйкой указывает ему на то, что все в этом мире наказуемо, ничего не проходит бесследно.
Его сознание подсказывает, что, суд, основанный на крушении человеческих заповедей, неизбежен. Он виноват, как обыкновенный преступник. Его утверждение права на преступление уничтожает все благие намерения, превращая в убийцу, который не должен безнаказанно жить дальше.
Все та же старушонка, являясь во сне, признает бессилие Раскольникова над этим миром, дает почувствовать бессмысленность этого убийства, тем самым подчеркивая, что Родион не тот, кому «все разрешается».
Но это слабый голос его сознания. Сам же он убежден, что «… задуманное им – «не преступление…»
Его гордость не дает ему признать поражение, причислить себя к обыкновенным людям. И это резко отличает его от Аркадия Ивановича Свидригайлова, но оба героя живут по принципу «все дозволено».
Но Раскольников в отличие от Аркадия Ивановича не желает признавать, что он преступник, наоборот, требует к себе уважение, мнит из себя настоящего героя и освободителя. Рассуждая о своей теории, герой намеренно смешивает такие понятия, как убийство и добродетель.
Аркадий Иванович удивляется, что Родион не считает себя преступником, являясь человеком, не признающим какие – либо моральные нормы, бесполезность своего поступка. Поражает его и то, что Родион не причисляет себя к обычным людям, не признает свою способность править миром, но самое главное в том, что Раскольников, считая Свидригайлов «тварью дрожащей», ставит его гораздо ниже себя, не задаваясь вопросом: чем же он лучше него?
По-моему, Аркадий Иванович, будучи подлецом, на самом деле превзошел Родиона, пытаясь наполнить свою жизнь благими деяниями: покровительство над бедными сиротами, помощь Дуне Он не раскаивается в своем пожертвовании столь большой суммы, напротив, этому даже рад, так как чувствует некоторое очищение своей души, тогда как Раскольников всегда спрашивает сам себя: «И чего я ввязался тут помогать?»
Доказательством ничтожности и бесполезности идей Родиона стали жизненные убеждения Сони Мармеладовой. Для Сони делать добро – это не стремление глобально перестроить весь мир в целом, а желание помочь. Пусть добро, которое она делает, обыденно и незаметно, но оно нужно людям. Чтобы принести немного пользы, подарить теплоту, она способна пожертвовать своими личными интересами, тогда как Родион, наоборот, для достижения своей цели жертвует лишь жизнями других: «…кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властями!» «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезно гадкую, зловредную»,- говорит он ей, которой не суждено понять, как можно называть человека «вошью», как можно уничтожать, наказывать людей своим судом: «И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Единственное, в чем она не сомневается, на что уповает – это бесконечная вера в Бога, питающая ее, в надежду на избавление, на чудо, описанное в Евангелии. Это дает ей внутреннюю силу. Она продолжает жить. Раскольников же, читая Библию, истолковывает ее по – своему, сравнивая себя с Иисусом, считая, что сила – это он сам, он властелин над миром: «…а главное власть! Над всей дрожащей тварью и над всем муравейником»… Вот цель!
Подобные убеждения, возвышение себя над другими воздвигают между ним и народом, носителем христианской морали, стену непонимания
Но Раскольников – человек, способный не только ошибаться, он тот, в ком еще не угасли до конца светлые нравственные начала. Родион признается Соне в совершенном преступлении, думаю, не только для того, чтобы переложить всю тяжкую ношу на кого – то, но и для исцеления своей души. Ему нужен был человек, который смог его понять, простить, помочь признать свою неправоту. И он нашел её: «Огарок уже давно погасал…, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу…». Она заставила его признаться, хотя бы самому себе, осознать весь этот вздор, победив в нем гордость: «…я такая же точно вошь, как и все!»
Это доказывает, что Раскольников - сильная личность. Он не сумел жить с тяжелым грузом на душе, с нравственной болью. Да и его признание Порфирию - избавление от внутренних мучений, угрызений совести, которые не должны проявляться у «властелина», переступившего через тысячи жизней. А ведь он убил всего лишь жалкую старуху, смерть которой круто перевернула всю его жизнь: «Я себя убил, а не старушонку!» Итак, схватка с жизнью у Раскольникова закончилась и личными страданиями и переживаниями любящих его людей. И, как мне кажется, все это произошло из-за непонятного стремления к власти, гордости и эгоизма. Всеми этими чувствами был охвачен Родион, который, я думаю, должен был предугадать столь тяжелые последствия. Его теория – пустой догмат, не ищущий далее пламенных речей. История героя и его теория, действительно, помогают понять всю суть авторского замысла: всякое преступление не может дать развитие каким – то благим началам. Неважно, во имя чего оно совершается, так как насилие над человеком уже безнравственно. Люди по своей природе должны нести только добро, потому что изменить общество можно только духовным очищением в нём живущих.
Автор работы: Маслакова Дарья, ученица 9 класса.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного урока. Достоевский "Преступление и наказание"
Урок-лекция по литературе в 10 классе. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова
Конспект урока литературы для 10 класса с презентацией. Теория Раскольникова
Сочинение о выборе профессии, 9 класс