Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы для 10 класса с презентацией. Теория Раскольникова

Материал урока 10 класса по роману "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского.
Конспект урока литературы "Исторические, философские и нравственные аспекты теории Раскольникова. Проявление теории «сверхчеловека» в 20 и 21 веке"
Тема урока «Исторические, философские и нравственные аспекты теории Раскольникова. Проявление теории «сверхчеловека» в 20 и 21 веке
(материал рассчитан на 2 урока в 10 классе)

Цель: Раскрыть антигуманность и опасность теории Раскольникова
Задачи:
1. Образовательная: проанализировать причины возникновения теории Раскольникова и выяснить, насколько она жизнеспособна в 19-21 в.; закрепить знание материала по роману, проверить степень усвоения материала.
2. Воспитательная: утвердить мысль о высшей ценности человеческой личности и человеческой жизни, о нравственных ценностях романа и его главного героя; формировать гуманизм, социальные компетенции (умение жить в обществе).
3. Развивающая: развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, доказывать, обучать культуре ведения спора, формировать у учащихся на¬вык убедительно доказывать свою мысль.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Подготовка к уроку: выразительное чтение наизусть стихотворения «Ночь в Петербурге» (актером-учащимся в образе современного Раскольникова), подготовка актера – учащегося для исполнения роли Раскольникова 19 века (прочтения монолога), проведение учащимися опросов среди старшеклассников «Хотите ли вы быть сверхчеловеком?», «Можно ли построить счастье всего человечества ценой жизни нескольких людей?», поиск группой учащихся в Интернете материалов о современных Раскольниковых, подготовка сообщений по темам «Ницшеанство», «Терроризм в царской России 2 половины XIX века», «Диктаторы 20 века», ребята-художники с мольбертами и красками.
Раздаточные материалы: распечатки с высказываниями Ницше, тексты с романом «Преступление и наказание»
Оформление пространства: часть кабинета оформлена как каморка Раскольникова: темные шторы, стол, свеча. В этой части сидит и читает письмо главный герой (учащийся – актер), в противоположной стороне – за ноутбуком сидит современный Раскольников, вокруг него – много книг: Ницше, Ленин, Маркс, Достоевский, Библия. На доске - рисунки учащихся с изображением главного героя, фотографии политический лидеров: Гитлер, Муссолини, Наполеон, Ленин, Сталин, Нерон, Пол Пот, Петр I, Иван Грозный, Калигула, Чингисхан, Ким Ир Сен, Саддам Хусейн, Пиначет, Ади Амин, Мао Цзе Дун.
До начала урока фоном играет «Болеро» Мориса Равеля. В финале урока – 7 симфония (Ленинградская) Шостаковича
Оборудование: проектор, ноутбук, аудиоколонки
Методы и приемы: исследование, беседа
Гости урока: православный священник Отец Максим Золотухин, кандидат философских наук Юрий Босых, следователь по особо важным делам Иванов А.С., учитель истории, кандидат исторических наук Дементьев А.П.
Ход урока
Слово учителя литературы: (слайд 1, приложение 1) Здравствуйте, ребята. Наша сегодняшняя встреча и тема, которую мы выбрали для этого необычного урока, очень актуальна. События, происходящие в мире вокруг нас, заставляют задуматься о том, что пророчество великого русского писателя Ф.М. Достоевского об идейном убийце все еще продолжает сбываться. Теория Раскольникова нашла реальное воплощение в истории человечества в 19, 20 и 21 веках, но последствия для человечества оказались катастрофическими. Обо всем этом сегодня мы и поговорим и постараемся выяснить исторические, нравственные и философские аспекты возникновения теории «сверхличности» Раскольникова (слайд 2, приложение 1).
Играет музыка. Ученик, сидевший в образе современного Раскольникова, читает стихотворение (на экране - слайд 3, приложение 1, текст стихотворения - приложение 2)
Слово учителя (слайд 4, приложение 1): «Что выше - счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием - только идеями или идеями и тоже насилием?» - спрашивает своих современников русский философ конца 19 века Д.С. Мережковский. Время, в которое живет Раскольников, требует от личности немедленного решения социальных и политических проблем, даже если для этого потребуется топор и появятся жертвы. Что творилось в умах молодых людей в тот период, когда жил Раскольников? Ведь он был не одинок. И его преступление – это не просто шаг к убийству. Это пример будущего пути многочисленных убийств. Давайте узнаем, какое общественное явление стало набирать силу в ту пору среди молодых и образованных людей.
Просмотр видеофрагмента из фильма «Статский советник» (эпизод с террористическим взрывом)
Сообщение учащегося «Терроризм в царской России 2 половины XIX века» (приложение 3)
Слово учителя (слайд 5, приложение 1): Вот такое приближалось время. Вот что творилось в умах молодежи. Давайте обратимся к нашему гостю, кандидату исторических наук. Каковы были исторические причины возникновения подобных явлений?
(комментарий Дементьева А.П., кандидата исторических наук)
Слово учителя: Итак, давайте обратимся к образу Раскольникова. Как мы уже знаем, этот герой разработал собственную теорию, в которой все сложилось арифметически просто. Есть люди, имеющие право, есть твари или вши. Сильные мира могут принести остальным благо. Им дозволено убивать и они не испытывают при этом мук совести: ведь совершенное ими деяние (даже если это убийство) сделано на благо человечества. Живет Раскольников в период активной борьбы революционных сил и резко обострившихся социальных противоречий. Сразу после опубликования романа появилась масса споров: одни считали Раскольникова революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. А как считаете вы? (слайд 6, приложение 1)
(ответы учащихся: Раскольников проявляет индивидуалистическое бунтарство, пока он еще не революционер в том смысле слова, в котором мы привыкли воспринимать такую личность. Все его действия – это социальный протест)
Слово учителя: (слайд 7, приложение 1) Раскольников абсолютно уверен, что его идеи принесут благо, разделив людей на обыкновенных и необыкновенных. Ведь «необыкновенные» - это те люди, которые способны правильно управлять миром - Ликург, Солон, Наполеон), они достигают высот в науке - Ньютон), технике и астрономии - Кеплер , религии - Магомет. Давайте послушаем самого героя.
Ученик, в образе Раскольникова 19 века, в своей импровизированной каморке читает монолог (приложение 4)
Слово учителя: Итак, «избранные» могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. По сути, это гениальные и талантливые люди. Неужели они не достойны управлять миром? (слайд 8, приложение 1)
(ответы учащихся: в основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Нет никакого толка в гениальном человеке, если он негодяй. Во имя своей теории и власти он уничтожит других талантливых людей, не говоря уже о массах).
Слово учителя: На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала? Какое подтверждение этому возможному будущему есть в тексте? (слайд 9, приложение 1)
(ответы учащихся, анализ третьего сна Раскольникова: теория Раскольникова бесчеловечна, антигуманна, она приведет к гибели всего человечества. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление, для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова обрекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие за¬хотели бы доказать, что и они «наполеончики».
Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Свидетельством тому является третий сон героя на каторге. В болезни ему снится сон, что "весь мир осужден какой-то моровой язве". Он видит чудовищные картины разлада между людьми, войн, революций, насилия. Все это, как ответ, всплывает в подсознании Раскольникова, чтобы он окончательно отказался от своей теории).

Слово учителя: Откажется сам Раскольников от своей идеи или нет – вопрос открытый. Фактом остается то, что идея не исчезла, а даже нашла свое воплощение сначала в философских трудах, а потом в исторических событиях.
Сообщение учащегося (слайд 10, приложение 1) «Ницшеанство» (приложение 5), чтение учащимися материала с высказываниями Ницше
Сообщение учащегося (слайд 11, приложение 1) «Диктаторы 20 века» (приложение 6)
Слово учителя: Как мы видим, все эти люди – оставили свой след в истории, стали популярны. Их называют диктаторами, для кого-то они – герои. А Хотите ли вы стать сверхчеловеком?
(ответы учащихся)
Сообщение учащегося о результате опроса «Хотите ли вы быть сверхчеловеком?»
Слово учителя (слайд 12, приложение 1): Почему идея сверхчеловека так привлекательна для людей? С таким вопросом давайте обратимся к нашему гостю, кандидату философских наук Соболеву В.Ю.)
(комментарий гостя, вопросы и ответы учащихся)
Слово учителя (слайд 13, приложение 1): Ф.М. Достоевский – писатель с православным мировоззрением. Для него, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В романе «Преступление и наказание» автор ставит невероятный эксперимент: он трансформирует библейскую идею Мессии, Спасителя человечества. Объясните, как? Возможно ли соединить в себе абсолютную власть и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным? А как тогда вести человечество, если не обладаешь властью? Какой силой обладает истинный Спаситель?
Ответы учащихся: теория Раскольникова противна самой человеческой природе и разуму, человек может быть счастлив только когда свободен и над ним нет никакой власти и диктата, идеи героя противоречат Божественному мироустройству, роль образа Мессии не предполагает смертей и гибели, деления на тварей и властелинов, она несет собой исключительную гуманность и человеколюбие.
Слово учителя литературы: Давайте послушаем комментарий по этой проблеме нашего гостя, православного священника отца Максима.
Вопросы к гостю по материалу романа «Преступление и наказание», например, почему счастье и прощение можно заслужить только страданием? Ответы гостя, версии учащихся.
Слово учителя: Мы с вами все здесь приходим к выводу, что никакое благо не стоит того, чтобы принести в жертву человека. Но так ли думают ваши сверстники? Давайте послушаем результаты опроса.
Сообщение учащегося о результатах опроса «Можно ли построить счастье всего человечества ценой жизни нескольких людей?»
Слово учителя: (слайд 14, приложение 1)19 век породил Раскольниковых, 20 век принес нам идеологов-диктаторов. Что же происходит в 21 веке? Рядом с нами?
Сообщение учащегося о результатах исследования видео и СМИ в Интернете «Раскольниковы 21 века».
Слово учителя: Идея Раскольникова в 21 веке обросла человеконенавистничеством, эгоизмом, злобой. Она приобретает размах. Молодые Раскольниковы не похожи на того, что был в 19 веке. Давайте послушаем нашего гостя, который не раз сталкивался с подобным.
(комментарий следователя по особо важным делам Иванова А.С., вопросы учащихся)
Слово учителя: (слайд 15, приложение 1)Античеловечность теории Раскольникова не вызывает сомнения. Ясно и очевидно, что никакая цель не может оправдывать средства, и тем более, «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель». Чтобы ни происходило, мы, люди, можем попытаться сделать мир лучше и в духовном, и в материальном плане. Главное не забывать, что самое святое на земле, высшая ценность – это человеческая жизнь, и никто не вправе покушаться на неё. “Не убий!” – гласит заповедь Закона Божия, согласно которому мы и должны выстраивать свою жизнь.
В течение урока наши художники рисовали рисунки, в которых попытались отразить свое эмоциональное состояние, свои мысли по тем вопросам, которые мы обсуждали. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Демонстрация работ, комментарии авторов рисунков, вопросы и ответы учащихся.
Слово учителя: Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь отданная ей,- напрасно прожитой. Самое страшное, что теория Раскольникова – это не вымысел великого гения Ф.М. Достоевского. Это реальное явление, имеющее под собой исторические, философские и нравственные аспекты и растущие из века в века в новой прогрессии. Остановить зло теории «сверхчеловека» может только лишь добро, искренность, вера и милосердие, которые люди должны хранить в своих сердцах.

Домашнее задание: мини-сочинение «Опасность «блуждающих» во времени идей Раскольникова»
Приложение 2
Ночь в Петербурге. Одиночество. Боль.
Сбросить с себя б надоевшую роль…
Сонмы идеищ бурлят в голове.
Вкрадчивый ветер шипит на Неве.
В убогой каморке дырявое время.
Книги струят типографское семя,–
Отравлен Европою девственный ум:
Весь вечер течет в копошении дум.
В грязном окне притаилась луна,–
Преступна, коварна, мутна и пьяна.
На грязном полу – ошметки, окурки,–
Тротуара не чище в кривом переулке.
Трущобный философ мысль вперил в планету,
Мучимый жаждой познания света –
Извечным вопросом проклятья времен:
Клоп он ничтожный иль Наполеон?..
Ведь рассудить ежели объективно,
То вывод напрашивается очень противный:
Как песчинка на пляже, как капелька в море –
Вот вес человека в мировом просторе.
Сему возмущается гордость сознанья,
Всемогущества алчущего, воли, признанья!
Надо вселенную силой согнуть,
В бездну противящийся мир сковырнуть!
Чтоб затряслися от страха людишки, –
Нужно быть грозным, а не мальчишкой!
Только тогда покорятся желаньям
Душ легионы всего мирозданья!
Замыслив такое великое дело,
Топорик припрятанный выудил смело,–
За никчемность свою найдет он ответчицу,–
В клочья изрубит Старуху-Процентщицу!

Приложение 3
Сообщение учащегося «Терроризм в царской России»
Роман "Преступление и наказание" был написан в 1866 году. Шестидесятые года девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень широко проповедовалась теория Наполеонизма. Молодые люди думали, что им позволено всё. "За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!". Сама эта пора подталкивала к переменам, протестам, бунтам. Наверное, каждый молодой человек тогда (да и сейчас!) считал себя спасителем мира.
Во 2 половине 19 века время в России существовало много проблем, которые накопились в ходе исторического развития страны: и внешнеполитические и внутриполитические проблемы. Среди молодых и жаждущих реформ людей активным действием против самодержавия становится терроризм. Осмысливая опыт Великой французской революции, европейских революций, Парижской коммуны, опыт конспиративной организации «Молодая Италия», вдохновляясь подвигами Гарибальди, теоретики будущей революции нащупывают эффективные организационные и тактические формы насильственного изменения общественного строя в России. Начинаются систематические террористические акции. Член группы Ишутина Д.Каракозов в 1866 совершает неудавшееся покушение на Александра II. В 1878 был убит жандармский генерал Мезенцев. В 1879 – харьковский губернатор Кропоткин. Появились многочисленные прокламации, пошла усиленная пропаганда, местами вспыхивали беспорядки. Охотились не только на царя, но и на «дичь» поменьше: министров, губернаторов, градоначальников, жандармов и их агентов. Чаще террористы охотились на конкретного человека, приговаривая его к смерти за конкретные действия, но бывало, человек становился мишенью и просто «по должности». Смертный приговор был вынесен Дмитрию Милютину, одному из самых порядочных и умных людей в царском правительстве, политику либеральных взглядов, реформатору. Его вина состояла лишь в том, что он являлся военным министром.
Вскоре терроризм приобрел широчайший размах, поскольку это стало делом не одиночек, а дисциплинированной революционной партии «Народная воля».
Приложение 4
Монолог Раскольникова
- Это не совсем так у меня. Впрочем, признаюсь, вы почти верно ее изложили, даже, если хотите, и совершенно верно... Разница единственно в том, что я вовсе не настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда всякие бесчинства, как вы говорите. Мне кажется даже, что такую статью и в печать бы не пропустили. Я просто-запросто намекнул, что "необыкновенный" человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. Вы изволите говорить, что статья моя неясна; я готов ее вам разъяснить, по возможности. Я, может быть, не ошибусь, предполагая, что вам, кажется, того и хочется; извольте-с. По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан... устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству. Из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или воровать каждый день на базаре. Далее, помнится мне, я развиваю в моей статье, что все... ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано. Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенный, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, - это заметьте. В этом только смысле я и говорю с моей статье об их праве на преступление. (Вы припомните, у нас ведь с юридического вопроса началось.) Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее). Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют, и - vive la guerre eternelle, - до Нового Иерусалима, разумеется!

Приложение 5
НИЦШЕАНСТВО
Реакционное философское направление, проповедовавшее крайний индивидуализм, волюнтаризм, культ "сверхчеловека", выступавшее против демократии и социализма. Ницшеанство один из главных источников фашистской идеологии. Названо по имени основателя, немецкого писателя 19 века Фридриха Ницше. Ницше являлся нигилистом, отрицающим светские и религиозные нормы, считая, что человек должен их превзойти. Конечной же целью существования ставил идею сверхчеловека, превзошедшего себя и обретшего абсолютную власть над собой и являющимся творцом по своей сути. В своих трудах он часто критиковал идею Бога и ставил под сомнение все религиозные учения, считая их шарлатанством. Основным стремлением человека считал волю к власти, выражающуюся в обычной жизни чувством собственной важности. Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога.
Основные положения ницшеанства:
1) Концепция сверхчеловека (Идеальный человек, свободный от слабостей, стереотипного мышления и предрассудков)
2) Стремление превзойти себя, как единственный правильный жизненный путь.
3) Стремление к власти, не к разрушающей, но созидающей.
Цитаты Ницше.
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
Я должен быть ангелом, если только я хочу жить: вы же живете в других условиях.
Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть.
Заблистать через триста лет -- моя жажда славы.
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА? " "СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ! " "ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ. " "ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.

Приложение 6
Американский журнал Parade опубликовал список "худших диктаторов" года. Рейтинг тиранов был составлен на основе отчетов правозащитных организаций. Составители рейтинга прежде всего обращали внимание на соблюдение в стране прав человека и свободы слова, печати, распространения информации. Среди тиранов оказались правитель Судана Омар аль-Башир, 63-летний Ким Чен Ир, правитель Бирмы Тан Шве. Роберт Мугабе, 81-летний правитель Зимбабве, Президент Узбекистана Ислам Каримов. Ху Цзиньтао, 63-летний Президент Китая, Седьмым стал 82-летний Король Саудовской Аравии Абдалла.
В возрождении культа личности Parade обвинила 67-летнего Сапармурата Ниязова В нее вошли руководитель Ливийской Джамахирии полковник Муаммар Каддафи, Король Свазиленда Мсвати III, Президент Эритреи Исайяс Афеверки, "Батька" Лукашенко, занявший 14 место в списке, назван "последним европейским диктатором", кубинский лидер Фидель Кастро, сирийский президент Башар Асад. Руководитель Пакистана Генерал Мушарраф был удостоен 17 места в рейтинге.
Далее идут Лидер Эфиопии Мелес Зенави, Буннан Ворачит — лидер коммунистического движения Лаоса. Завершает список "худших диктаторов мира" коммунист Тран Дук Луонг из Вьетнама.
Лидирующие позиции по традиции занимают Нерон, Пол Пот, Ленин, Сталин, Гитлер, Петр 1, Иван Грозный, Наполеон, Калигула, Чингис хан, Муссолини, Ким ир сен, Саддам Хусейн, Пиначет, Ади Амин, Мао Цзе Дун, Фидель Кастро.
Презентация на тему: Исторические, философские и нравственные аспекты теории Раскольникова. Проявление теории «сверхчеловека» в 20 и 21 веке

Рекомендуем посмотреть:

Тест с ответами на тему: Медицинская подготовка Тест с ответами для школьников "Правила пожарной безопасности" Тест для школьников «Противопожарный режим в школе» с ответами Конспект интегрированного урока. Достоевский "Преступление и наказание"

Похожие статьи:

Литературный спектакль для старшеклассников. Сценарий

Урок литературы, 10 класс. Творчество Достоевского

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

Участник №105 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Сценарий детского кинофестиваля, посвященного Дню Великой Победы для 8-11 классов | Сочинение ученицы 6 класса ко Дню Победы
Опубликовано: 3474 дня назад (22 мая 2015)
Просмотров: 15889
+2
Голосов: 4
Марина Геннадьевна Низенькова # 8 июля 2015 в 09:30 +1
Анна Петровна! Я в восхищении, какая большая работа по подготовке и проведению урока была проведена! Вам удалось раскрыть философский смысл произведения и провести параллель с сегодняшним днем. Такой подход очень ценен, т.к. современные ученики не всегда могут соотнести события, описанные в классической литературе, с собой, со своими переживаниями. На мой взгляд, вам это удалось сделать. Жаль, что Вы не опубликовали диаграммы анкет учащихся. Интересно было бы узнать их мнение по проблемным вопросам, затронутым на уроке.
Мария Анатольевна Гановичева # 14 июля 2015 в 12:26 +1
Здравствуйте, Анна Петровна! Конспект очень качественный, интересный, нравственно воспитывающий. Читала увлеченно, аналогии с сегодняшним днем напрашиваются. Гости, которых Вы пригласили, наверняка обогатили и урок и мировоззрение учеников. Урок получился интегрированным. Вопросы, которые Вы затронули - спорные, но этим они и интересны.
+1!