Разработка учебного занятия по спортивному ориентированию
Практическая значимость: Разработка может быть полезной для педагогов дополнительного образования,учителей географии, методистов и специалистов реализующих туристско - краеведческой направленности.
Объединение: «Пешеходный туризм»
Группа: 2 год обучения (наполняемость 15 человек)
Тема: Ориентирование на местности. Азимут
Время: 45 минут
Цели занятия: закрепить знания учащихся о рельефе местности,различных способах его изображения на спортивных картах; мотивировать действия детей на целенаправленную поисковую деятельность (поиск отличительных особенностей, характеризующих определённый вид изображения рельефа на карте).
Задачи:
1. Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить определять азимут по компасу.
2. Развивающая: Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
3. Воспитательная: Развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность.
Основные понятия и термины: азимут, рельеф местности, горизонтальное и линейное изображение рельефа, движение по азимуту, компас.
Тип занятия: комбинированное, включающее в структуру проверку, закрепление знаний и умений, знакомство с новым материалом.
Форма занятия: путешествие с элементами диалога, исследования, решения поставленной проблемы; представление лекционного материала.
Формы обучения: игровые формы (имитационные), переходящие к самостоятельным, индивидуальным, парным формам работы.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компасы, демонстрационная модель компаса, линейка, транспортиры.
Методы: объяснительно-иллюстративные,частично-поисковые,проблемно-эвристические,когнитивные.
Ход занятия
Эпиграф к уроку:
Стрелка компаса на север,
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.
1. Организационный этап.
Взаимное приветствие педагога и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности детей к занятиям, организация внимания. Формулировка темы занятия. Определение цели и постановка задач.
2. Этап актуализации знаний, настрой на восприятие нового материала.
У каждого ребенка на столе лежит спортивная карта.
Ориентирование - это, в том числе, и умение находить стороны горизонта.
- Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
-Что такое горизонт? ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)
Загадки для повторения:
Эта линия всё время,
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.
(линия горизонта)
-Что называют линией горизонта?
(педагог предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске, остальные работают в тетрадях )
Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.
Между ними – промежуточные стороны. Назовите направления промежуточных сторон?
Способы ориентирования
-Ориентироваться можно разными способами.
-Какие способы ориентирования вам известны?
-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.
-Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.
Ориентирование по Луне.
Ориентирование по местным приметам.
Ориентирование по звездам.
Ориентирование по деревьям
Ориентирование по Солнцу.
-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.
Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам ( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.
Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса.
При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.
Правила работы с компасом.
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.
Задание.
Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса.
В каком направлении находится дверь? Ваш дом?
Педагог
После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.
На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.
Азимут и его определение
- Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.
Между севером и точкой
Отсчитай по солнцу градус-
Это азимут. Он точно
Курс тебе укажет сразу.
- Что же такое азимут? Прочитайте определение.
- Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
(педагог показывает на демонстрационной модели компаса приёмы определения азимутов).
Задание.
Нахождение азимута по плану.
1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.
3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.
Рефлексия.
Нарисуйте фигуру, используя следующие данные( на доске):
1: 10 000масштаб: в 1 см -100м
1.Направление (Н)-СВ, расстояние(Р)=300м, Азимут(А)= ?
2.Н-ЮВ, Р=300м, А= ?
3.Н - З, Р=400м, А= ?
4.Н - Ю, Р=500м, А= ?
5.Н –В, Р=400м, А= ?
6. Н-С, Р=500, А= ?
Педагог
1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?
2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?
З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
4. С какой стороны на деревьях растет мох?
5. С какой стороны муравьи строят муравейник?
б. В какой стороне восходит Солнце?
Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия для юных туристов 6-8 классов
Конспект туристического занятия для детей 12-15 лет. Туристские узлы
Конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи»
Конспект – занятия по туризму для школьников «Техника пешеходного туризма»