Педагогический проект: «Сказки в костюме» (внеурочная деятельность в предметной области технология для 8- 11 классов)
Участники: обучающиеся средних общеобразовательных школ и лицеев 8-11 классов
Замысел и содержание:
Народная сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. В ней скрыто мудрое поучение, побуждающее читателя задуматься над своим поведением и поступками. В сказках перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности и представления о счастье и справедливости. Народные сказки многообразны по своему характеру. Определенная специфика проявляется в образе героя, в языке, бытовых подробностях, в характере пейзажа, в изображении социальных отношений и уклада жизни. Главная традиция в народных сказках – сохранение правдивого слова, также важна эмоциональность, сохранение мудрости намека на древние знания. В сказках четко прослеживается образ одежды русского человека, являющийся ниточкой, соединяющей вымысел и реальность. На территории Удмуртской республики проживают удмурты, русские, татары, и другие народы которые читают свои сказки, им хочется поделиться о прочитанном, не только рассказать словами, но и рассказать с помощью костюма. Таким образом, родился конкурс «Сказки в костюмах», в котором участники получают призы по номинациям за воспроизведение костюмов из сказок своего народа и защиту своей коллекции. Тем самым учащиеся приобщаются к миру чтения сказок и истории костюма своего народа.
Опыт реализации:
Ежегодно организуется на базе МАОУ СОШ № 74 Республиканский конкурс «Сказки в костюмах», где принимают участие учащиеся средних общеобразовательных школ и лицеев Удмуртии с 8 по 11 класс. Участвовать может в конкурсе как группа обучающихся (класс, творческое объединение, школа) так и обучающийся, который индивидуально может представить коллекцию. При подготовке к конкурсу шьется коллекция моделей по сюжетам сказке, необходимо продемонстрировать ее, передав смысл данного произведения. В 2014 г. победителем стал творческое объединение театр мод «Весенние фантазии» МАОУ СОШ № 74. Коллектив выполнил анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» во время показа костюмов учащиеся цитировали произведение и анализировали его: Захотела быть старуха столбовою дворянкой: «В дорогой собольей душегрейке, / Парчовая на маковке кичка,/ Жемчуги огрузили шею,/ На руках золотые перстни,/ На ногах красные сапожки». Как видим, наряд довольно богатый: в мехах и в золоте встретила старика старуха. Костюм знатной женщины отличался богатством тканей. На голове у старухи парчовая кичка - головной убор замужней женщины. Кичка — шапочка, полностью скрывавшая волосы, делалась из разного материала, в зависимости от сословной принадлежности и достатка. У старухи она из парчи — материала, прошитого золотой ниткой. цепочками, ожерельями из бисера, серьгами и браслетами из золота и серебра. На ногах у старухи красные сапожки, что тоже Знатные женщины украшали себя золотыми и серебряными является признаком богатства и достатка. Коллектив предоставил несколько нарядов старухи.
Каждого конкурсанта отмечают грамотами по номинациям, дарят подарок оберег - кукла в национальном костюме. Коллектив, занявший первое место, получает денежное вознаграждение.
Данный проект можно реализовать на территории отдельной республики и в масштабах все страны, так как сказки являются образцом национального искусства, уходящие своими корнями в культуру и язык народа.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии
Элементы развития критического мышления школьников на уроках технологии
Предметно - развивающая среда в швейной мастерской
Мастер - класс. Пошив платья