Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие, 3-6 классы. Письма в Великой Отечественной войне

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для 3-6 классов
Внеклассное мероприятие по теме "Письма в Великой Отечественной войне"
Автор: Ёлгина Елена Степановна, учитель начальных классов, НОУ "Русская гимназия полного дня", г. Чита
Описание: мероприятие рассчитано на учащихся 3-6 классов, направлено на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Материал будет полезен учителям начальных классов, классным руководителям 5-6 классов, внеклассное занятие прошло апробацию в 3-4 и 5 классах, рассчитано на 45 минут- 60 минут.
Цель: помочь учащимся осознать важность полевой почты во время Великой Отечественной войны, способствовать формированию чувства патриотизма через знакомство с письмами Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Помочь вспомнить период 1941-1945 годов в Отечественной истории методом ассоциации;
2. Организовать беседу о Великой Отечественной войне, используя письма как источники информации;
3. Научить делать конверт, провести мастер-класс;
4. Записать видео-письмо - благодарность ветеранам.
Планируемые результаты
- личностные: воспитание патриотизма и любви к Родине и народу, формирование чувства гордости за свою Родину, историю России, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
-метапредметные: ставить учебную цель, общение в группе, использование устной речи для своих выводов и умозаключений, овладение навыками смыслового чтения текста (эпистолярный жанр), готовность слушать собеседника и вести диалог, определение общей цели, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
- предметные: улучшение техники чтения, понимания и осознания текста, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
Оборудование: проектор, монитор, конверт с датами 1941-1945, бумага для складывания треугольников, фронтовые письма для чтения в группах, стихотворение Валентина Савина для каждого ребенка, фотоаппарат для записи видео со словами благодарности ветеранам, георгиевская ленточка на груди учителя, фото треугольных конвертов времен Великой Отечественной войны
Ход мероприятия.
1.Постановка цели.
Учитель:
Я принесла с собой конверт. Посмотрите на него внимательно. На нем есть подсказка. О чем мы будем сегодня с вами говорить? Что это за годы?
1941-1945. (Записываю на доске). Сколько лет длилась эта война? Началась она когда? Когда закончилась? (подписать к дате). Сколько лет прошло после того, как она закончилась?
Письмо, Великая Отечественная война. Значит, мы поговорим ...
Вы верно догадались, мы поговорим о письмах, написанных в годы Великой Отечественной войны и их значении для людей.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
Война...Что вы себе представляете, когда слышите это слово. (Записать на доску ответы детей)
Во время Великой Отечественной войны люди сполна испытали страха и боли, было много смерти и страданий.
Кто знает, как называлась наша страна в то время? (Советский Союз)
Наша страна была не готова к войне, поэтому немецко-фашистские войска быстро продвигались по нашей территории, захватывая город за городом, деревню за деревней, убивая наших людей, в том числе детей. До того, как фашистские войска напали на Советский Союз, ни одна страна не оказала им должного сопротивления. И их армия считалась непобедимой. У Гитлера был план захвата нашей страны. Кто такой Гитлер? (Глава фашистской Германии). Он планировал захватить нашу страну за несколько месяцев. Но в течение первых же дней стало понятно, что этот план не сработает.
3. Учитель: С первых же дней войны была организована военно-полевая почта. Такая почта организуется во время войн. У каждой войсковой части свой, обычно пятизначный номер, так как воинское подразделение постоянно передвигается и у части нет постоянного адреса. Почте придавалось большое значение. Почему?


Люди писали друг другу письма. Полевая почта ВОв в месяц доставляла в армию 70 млн писем.
Кто разносит письма?

Работа почтальона на фронте была опасна и трудна. Почтальоны под пулями с риском для жизни доносили письма бойцам в действующую армию.

Попросить прочитать желающего
Какое настроение у письма?
Тем не менее войска мужественно сражались, а что делали в тылу? Что такое тыл?

В тылу были заводы и фабрики, люди самоотверженно трудились для фронта, для победы, не жалея себя, поддерживали своих родственников письмами.
Как вы думаете, какой город хотел Гитлер завоевать больше всего?
Действительно, немецко-фашистские войска двигались к Москве. Все люди очень переживали, по радио регулярно объявляли о положении дел на фронте. К ноябрю 1941 г. враг был уже под Москвой. 7 ноября 1941 года в Москве состоялся парад войск.

Наши воины сразу с парада шли на передовую, то есть там, где идут бои. И защищали Москву.

Давайте встанем, представим, как себя чувствовали воины и так же красиво, как защитники Москвы, промаршируем под песню "Прощание славянки", автор музыки Василий Иванович Агапкин.

Впервые немецко-фашистские войска потерпели поражение и все поняли, что их можно победить. Это осознание было очень-очень важно для всех советских людей. Люди поняли, что они могут выиграть эту войну. По сохранившимся письмам можно отследить, как поменялось настроение бойцов, они стали уверены в своей победе. Вот одно письмо бойца маме. Это письмо переложил на стихи поэт Валентин Савин.
(У вас на парте текст этого письма, вы можете его прочитать вместе со мной).
Ты спрашиваешь, что со мной,
Здоров ли, жив и что молчу?
Ну что сказать тебе, родной.
Я жив, здоров, домой хочу.

Ты знаешь, немец под Москвой.
Он рвется праздновать победу.
Мы с ним ведём жестокий бой.
Вот победим, и я приеду.

Порой здесь хуже, чем в аду.
Ты верь, мамуленька моя,
Не сгину я, не пропаду.
Меня хранит любовь твоя.

Будь проклята сия война!

О чем еще тебе писать?
Одно и тоже, день и ночь.
Одно могу тебе сказать,
Мы гоним оккупантов прочь.

Вы видите, на стенде вот такие треугольники? Кто знает, что это такое?
Почему эти письма не в конвертах? Все объясняется просто: не хватало конвертов, марок. Письма из дома имели огромное значение для поддержания боевого духа солдат. Они являли собой единственную связующую нить с родными и близкими бойцам людьми. Бойцы писали, что письма для них, как хлеб.
Как вы думаете, когда бойцы могли писать письма?

Если раненый солдат попадал в госпиталь и писать не мог, то что делал? Кто мог под его диктовку писать?

Конечно, не все письма дошли до адресата. Почему?
У каждого письма своя судьба. Чаще всего сохранились письма, авторы которых погибли на войне. А вот если человек пришел живым, то писем, как правило, не осталось. Не так много сохранили солдаты писем из дома. Почему?
У них просто не было условий для хранения, письма шли подолгу, а потом от постоянного чтения и лежания где-нибудь в нагрудном кармане постепенно истирались.
4. Складывание бумаги в виде "солдатского треугольника"
Учитель:
Вы бы хотели научиться складывать такой солдатский треугольник?
Давайте поучимся складывать бумагу таким образом, чтобы получился солдатский конверт. Может, кто-то умеет делать. Положим лист вертикально. Верхний правый угол подтягиваем к противоположной стороне, ближе к низу листа. Теперь верхний угол подтягиваем. Нижнюю часть как клапан вставляем внутрь треугольника.
У всех получилось? Если захотите, то ко дню победы сможете сделать такой треугольный конверт, красиво его оформить, написать пожелания и вручить участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.
5. Работа с письмами участников войны.
Учитель:
Сейчас мы прочитаем несколько писем. Для этого разделимся на группы по 5 человек. Каждая группа получит конверт. В нем лежит письмо. Вам нужно ознакомиться с ним, отметить, кто пишет и кому, дата написания, потом выбрать одного из группы, который бы зачитал письмо всем нам. (1-2 минуты).
Готовы? Кто будет в вашей группе читать вслух? Остальные внимательно слушают. Что самое важное в строках? Что вас заинтересовало? или взволновало?
5. Минута молчания.
Учитель:
Мы уже говорили, что в сохранились письма погибших. Давайте почтим их память минутой молчания.

6. Видео-письмо с благодарностями ветеранам.
Учитель:
Про Великую Отечественную войну можно говорить много. Нельзя забывать, скольким мы обязаны тем людям, которые победили фашизм, не позволили нам стать рабами, благодаря им мы вообще родились. К счастью, не все погибли. Тех, кто участвовал в Вов, все меньше и меньше остается. 70 лет уже прошло с тех пор. Давайте поблагодарим наших ветеранов. Любой желающий из вас может сказать слова благодарности. А я запишу ваше видео-письмо. Наше видео-письмо я передам в Совет ветеранов г. Читы, его покажут ветеранам на мероприятии, посвященном 70-летию Великой Отечественной войны. Подумайте, что вы скажете ветеранам, как поблагодарите, какими словами.
7.Рефлексия.
Учитель:
Наше занятие подходит к концу. Мысленно вернитесь к тому, о чем мы говорили. Что вы запомнили, что было для вас интересным? Были ли письма нужны на войне?
Помогали ли письма побеждать?
Спасибо всем за занятие. Желаю вам никогда не узнать в реальной жизни, что такое война.

Рекомендуем посмотреть:

Выставка «Поклонимся великим тем годам» для младших школьников Воспитательное мероприятие к 70 летию Победы для 4 классов. Сценарий Сценарий утренника «День Победы» для начальной школы Классный час о Великой Отечественной войне для учащихся начальной школы

Похожие статьи:

Классный час ко Дню Победы для 4 класса

9 мая День Победы для младших школьников. Сценарии

Дети - герои Великой Отечественной войны 1941-1945 и их подвиги. Рассказы

Устный журнал ко Дню победы, 4 класс

Литературно музыкальная композиция ко Дню Победы для начальных классов

Участник №17 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Опубликовано: 3545 дней назад (18 февраля 2015)
Просмотров: 15771
+5
Голосов: 5
Людмила Алексеевна Гаврилова # 18 февраля 2015 в 21:14 +1
Стихи не мои, нашла, но в тему, думаю:
Бумага, видавшая столько бед
Уже пожелтела очень,
И складки-изгибы оставив след,
На тексте давно промелькнувших лет,
Истёрли неровный подчерк.

Но было понятно почти без труда,
Что, не смотря на разлуку,
Люди любимы были тогда,
Старались выжить, чувства храня,
И поддержать друг друга.
Елена Степановна Ёлгина # 19 февраля 2015 в 13:18 +1
Людмила Алексеевна! Спасибо за стихотворение. Можно вставить в конце мероприятия.
Надежда Павловна Панфилова # 18 февраля 2015 в 21:21 +1
Здравствуйте,Елена Степановна!С вашего разрешения ознакомилась с классным часом о полевой почте.Мне было интересно. Вы провели очень большую подготовительную работу. Дать представление о солдатской почте-треугольнике, о значении письма на фронте, помогали документальные фотокадры.Все виды работы носили развивающий и воспитывающий характер.Примите мой голос.
Елена Степановна Ёлгина # 19 февраля 2015 в 13:15 +1
Надежда Павловна! Спасибо за отзыв. Действительно, поработать пришлось. Старалась к 70-летию Победы. Надеюсь, коллеги воспользуются.
Любовь Георгиевна Селякова # 19 февраля 2015 в 18:13 +1
Здравствуйте! Мероприятие на серьёзную тему, но в такой доступной форме. Спасибо за помощь, потому что я его хочу провести в своём классе. Ребята принесли вот такие же письма солдат в треугольниках в класс. Мы их читали, как будто окунулись в прошлое.Деды писали своим семьям, родным.Письма пожелтевшие, но хорошо сохранившие.
Татьяна Александровна Толстикова # 22 февраля 2015 в 23:47 +1
Здравствуйте, Елена Степановна! Какая интересная тема! Действительно, роль полевой почты в годы войны огромна, а о ней совсем мало говорят. Во многих музеях есть такие экспонаты, но редко заостряем на них внимание. Обязательно использую ваш материал в своей работе. Для ребят эта тема будет открытием. Спасибо.
Наталья Александровна Вдовенко # 28 февраля 2015 в 19:14 +1
Благодарю за публикацию. Я нашла томик с письмами с фронта. Думала как пристроить на урок. теперь знаю))
Елена Степановна Ёлгина # 1 марта 2015 в 16:29 +1
Спасибо, уважаемые коллеги за отзывы. Пользуйтесь на здоровье. Прошу заметить, что к занятию не требуется дополнительно готовить детей. Мне кажется, иногда так нам проще:)
Елена Алексеевна Малышева # 5 марта 2015 в 21:37 +1
Здравствуйте. Елена Степановна! Вчера мы с моими восьмиклассниками писали письма ветеранам, а Ваша идея видео письма меня очень заинтересовала. Конечно, это очень актуально в современном мире, но и эпистолярный жанр - как средство вневременного общения не хочется отодвигать назад. Поэтому есть вариант: написать письмо по его законам, а потом сделать видеозапись - так получится два продукта творчества.
Мне понравилась логика Вашего урока: хорошо и последовательно отобран материал о войне и роли писем на ней, конспект грамотно проиллюстрирован - материал можно целиком брать для реализации в своей пед.деятельности коллегам, работающим с соответствующим возрастом. Естественно, что при грамотно простроенной логике и отобранном содержании, и результат будет соответствующим. А результат этот - отклик детского сердца.
единственный момент: цель, пожалуйста, формулируйте в форме имени существительного: не "способствовать формированию", а "формирование"
Спасибо!
Елена Степановна Ёлгина # 20 апреля 2015 в 14:23 +1
Спасибо, Елена Алексеевна, за позитивный отзыв. Замечание учту.
Ольга Николаевна Францева # 22 марта 2015 в 12:54 +1
Доброго времени суток, Елена Степановна!!! Спасибо за очень интересный, познавательный, отлично проиллюстрированный материал.
Письма - литература документов. Это обжигающие, набатные свидетельства самой жизни. Это следы крови на камнях, живое, опаляющее дыхание жизни.
Трудно рассказывать о войне. Трудно потому, что она потрясает до глубины души, и руки тянутся сразу ко всем книгам и письмам, и страницы кажутся не просто квадратами бумаги с оттиснутыми типографскими знаками, а теми вырванными из школьных тетрадей листками, теми страничками из комсомольских билетов, теми досками лагерных нар и даже шероховатыми кирпичами, на которых герои оставляли свои последние слова, обращенные к тем, кто останется жить.
В этой теме все значительно. Здесь великое равенство мысли и дела, равенство идеала и мужественного подвига, подвига очень личного, в каждом случае индивидуального.
Десятки раз мысленно пробегаешь и собственную жизнь, чтобы еще и еще раз проверить, что же в ней было достойного, заслуживающего человеческого уважения, что было отдано людям, отдано самоотверженно, без тайного расчета на воздаяние и славу.
Вероятно, так и должно действовать на слушателей это мероприятие, рожденное не прихотью и даже не литературным талантом, а высшим мужеством и ценою всей жизни.
Желаю дальнейших творческих успехов!
Елена Владимировна Санникова # 1 апреля 2015 в 18:03 +1
Добрый вечер, Елена Степановна!Ваш материал очень актуален, доступен и интересен. Он затрагивает нравственное воспитание наших детей. Материал изложен последовательно, доступно и хорошо иллюстрирован. Спасибо! Творческих успехов!
Ирина Васильевна Мельникова # 11 мая 2015 в 02:02 +1
Елена Степановна, здравствуйте. Спасибо за актуальный материал и интересную тему. Грамотно выстроена работа, подобраны хорошие иллюстрации и , к тому же, есть практическая часть.Доступно, понятно, трогательно. Удачи Вам.
Наталья Яковлевна Михайлюк # 22 декабря 2015 в 11:17 +1
Елена Степановна! Огромное спасибо за интересный подход к теме патриотического воспитания школьников. Материал доступен. Будет интересен и для младших школьников, и ребятам средних классов. Благодарна за творческие идеи!