Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игра викторина для детей подготовительной группы. Перелётные птицы

Конспект викторины для старших дошкольников "Перелетных птиц веселый пересвист"
Викторина "Перелетных птиц весенний пересвист" проводится с дошкольниками подготовительной группы вовремя весенней экологической акции "Встречай пернатых друзей". Лучше это занятие разделить на два: первое - викторин, второе занятие - практическая работа по изготовлению домиков для перелетных птиц.

Цель викторины:
- выявление имеющихся у дошкольников знаний о перелетных птицах и обеспечение новой информацией;
- развитие мыслительных способностей;
- пополнение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики;
- воспитание уважительного отношения друг к другу и к природе.

Материалы и оборудование: карта Хабаровского края, картинки перелетных птиц, цветные карандаши, пластилин, картонные буквы в конвертах, задания к раундам, клей ПВА или «карандаш», спичечные коробки, цветная бумага, раскраски перелетных птиц, пазлы, вопросы к раундам.

Подготовительный этап. Эмоциональный настрой на занятие.
Педагог приветствует ребят и спрашивает о сегодняшнем их настроении на занятии. Для этого у каждого на столах лежит конверт №1, в котором находятся три вида природных объектов – цветочек, бабочка, птичка (приложение 1). Нужно выбрать тот вид природного объекта, который ребенку больше понравился. Затем педагог объясняет: кто выбрал цветочек – будут сегодня внимательными на занятии, кто выбрал бабочку – будут аккуратно выполнять все задания, кто выбрал птичку – будут активными и помогать другим в трудностях.

Разделение группы на команды.
Заранее заготовить 4 вида птичек (приложение 2). Ребята, не глядя, выбирают себе птичку и, таким образом, формируются команды.

Основной этап. Правила викторины.
Группа делиться на четыре команды. Для каждой команды на доске висит конверт с Большими буквами – названиями перелетных птиц - ДРОЗД, ЧАЙКА, ЗЯБЛИК, ИВОЛГА (приложение 3).
В начале игры на доску вывешиваются все репродукции перелетных птиц на одну половину доски, а на другую – карта Хабаровского края. По ходу игры птицы будут «прилетать» в Хабаровский край, но только в том случае если команды выполняли правильно задания. В конце игры смотрим, сколько птиц не долетело в Хабаровский край, а остались в чужом краю. Можно попросить ребят помочь птицам, назвать их и тогда они тоже к нам прилетят.
Игра состоит из четырех раундов, в течение которых команды зарабатывают Большие буквы (буквы распечатываются на принтере на цветной бумаге, вырезаются и складываются в конверты). Из букв в конце игры составляется слово – перелетная птица - ДРОЗД, ЧАЙКА, ЗЯБЛИК, ИВОЛГА.
Таким образом, в первой части занятия учащиеся проверяют свои знания о перелетных птицах и узнают новую информацию.
Ход викторины
В начале викторины разминка:
у человека квартира, а у птицы…
у зверей шерсть, а у птиц…
у нас нос, а у птиц…
у человека ребенок, а птиц…
дом из кирпичей, а гнездо…
у человека ноги, а у птицы…
у людей ногти, а у птиц…

1 раунд. Пазломания
Командам выдается пазл (приложение 4), который они должны собрать за одну минуту, и назвать птицу. У каждой команды своя птица (кукушка, лебедь, аист, ласточка). Отгадали – находят свою птицу на доске, перевешивают ее на карту Хабаровского края и вынимают из конверта любую букву.

2 раунд. Ошибочка
Командам читается предложение с ошибкой о той птице, пазл которой они собрали. Если команда отвечает на вопрос, то вынимает из своего конверта еще одну букву. Очень важно педагогу помогать ребятам наводящими вопросами, «вытаскивать» из них ответ.
- Кипит работа в весеннем лесу – кукушки тащат в клювах прутики, сухие травинки, кусочки мха – строят гнезда, устилают их пухом и перышками, готовятся к появлению птенцов! (Ответ: кукушки не строят гнезд)
- В начале июня любопытные аистята выглядывают из гнезда, построенного на земле из прутиков и сухих листьев, и с интересом изучают открывшийся им удивительный мир. (Ответ: аисты строят гнезда высоко от земли на деревьях, столбах)
- По утрам лебеди греются на солнышке возле водоема с прохладной водой. Однако, в воду они без надобности не заходят – боятся крылья намочить, так как перья потом долго сохнут. (Ответ: лебеди не боятся намочить перья, так как смазывают перья специальным жиром)
- Однажды целая стая ласточек уселась на дерево и начала собирать с него насекомых. Они так увлеклись этим процессом, что не заметили, как к ним подкралась кошка. (Ответ: ласточки ловят насекомых на лету и не сидят на деревьях)

3 раунд. Отличалки
Каждой команде выдается две почти одинаковых картинки (приложение 5). Если команда находит все отличия на картинках, то имеет право вынуть из своего конверта любую букву.
Беседа о правильных скворечниках.

4 раунд. Отвечалки
Ведущий задает вопрос. Какая команда первая на него правильно ответит, та и вынимает любую букву из конверта.
- Что является более страшным для птиц – голод или холод? (голод, так как от холода птиц защищает перьевой покров)
- Какие птицы чаще пьют воду насекомоядные или зерноядные? (зерноядные птицы).
- Ласточка и дятел – насекомоядные птицы. Почему ласточка улетает на зиму в теплые края, а дятел нет? (ласточка ловит насекомых на лету, а дятел достает из под коры деревьев).
- Если подсчитать количество птиц в старом и в новом парке, где птиц будет больше и почему? (в старом парке, так как там корма больше).

5 раунд. Отгадай птицу.
Каждой команде показывается по одной птице. Если они отгадывают птицу, то перевешивают ее и вынимают из конверта любую букву (журавль, соловей, утка, жаворонок). На доске можно вывесить дополнительных птиц и дать команде, затруднившейся с названием первой птицы, еще одну попытку. Отгаданную птицу команда перевешивает на карту Хабаровского края.
Команды СОСТАВЛЯЮТ СЛОВО – название птицы – из собранных букв. Если букв не хватает, то командам необходимо додумать слово.
Итоги викторины: педагог обращает внимание участников викторины на доску. Ребята смотрят – все ли птицы перелетели на территорию Хабаровского края. Если какие то птицы остались за пределами карты, то педагог вместе с ребятами называет их и переселяет на карту.
Все участники викторины получают медальки «Знатоки пернатых».

Практическая работа Проект «Домики для птиц»
После викторины ребята изготавливают «домики» для перелетных птиц из спичечных коробков (приложение 6) . Для этого:
- спичечный коробок оклеивается цветной бумагой, приклеивается крыша, рисуется леток;
- в сам коробок вклеивается пружинка, сделанная из двух полосок бумаги;
- на пружинку наклеивается раскраска перелетной птицы (приложение 7);
- перелетную птицу ребята, по желанию, могут раскрасить или обклеить пластилином;
- все «домики» приклеиваются на ватман с нарисованным лесом.
В процессе изготовления «домиков» и вклеивания перелетных птиц, педагог ведет беседу с ребятами о видах птиц, которых они раскрашивают, их особенностях, просит перечислить прилагательные, подходящие к этой птице.

Заключительный этап.
На данном этапе подводятся итоги занятия, рефлексия. Ребята отвечают на такие вопросы как: какая птица вам запомнилась больше всего? Почему? Сложно ли вам было изготавливать «домики» для птиц? Самый интересный момент на занятии? Педагог просит ребят закрыть глаза и представить в руках воздушный шар. Педагог задает вопрос: какого цвета у вас в руках воздушный шар?

Методические рекомендации.
Для того, чтобы занятие проходило на высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне, необходимо, чтобы каждый из ее участников был хорошо подготовлен.
Участники викторины должны знать наиболее распространенные виды перелетных птиц, их экологию и биологию, а также иметь опыт работы в группе.
Ведущий (педагог, воспитатель) должен хорошо владеть информацией о перелетных птицах и знать ответы на вопросы викторины в более развернутом виде, чем они там представлены. Перед началом викторины ведущий должен представить членов команды, поэтому ему необходимо владеть интересной информацией о них.
Во время работы команды над заданиями желательно включать бодрую, но не отвлекающую внимание игроков музыку. Тогда состязания будут проходить веселее и интереснее.
Желательно, чтобы информация о перелетных птицах была представлена видеосюжетами. Кроме того, за несколько дней до викторины, можно попросить учащихся (членов команды или кого-то из болельщиков) подготовить небольшие сообщения о перелетных птицах, которые они представляют во время проведения викторины по знаку ведущего.
В викторине представлены лишь некоторые представители перелетных птиц. Но по желанию, можно вырезать из картона и другие буквы – названия птиц, тогда данную викторину можно проводить несколько раз.
Выполнение проекта «Домики для птиц» - это наиболее интересная часть занятия. Поэтому, постарайтесь уделить ей больше времени и внимания.
Во время занятия можно сделать две динамические паузы и попросить ребят полетать как ласточки, попрыгать как воробьи, походить как индюки, покивать головам как дятел и т.п.




Список использованной литературы
1. Животный мир Уссурийской тайги. Полевой атлас – определитель животных юга Дальнего Востока России. – Фонд «Феникс», WCS, ДВГУ. – ISBN5-7311-0333-Х.
2. Пукинский, Ю.Б. Птицы уссурийской тайги. Путешествие по р. Бикин / Ю.Б. Пукинский. - Хабаровск: Хаб.-ое кн. изд.-во. - 1984.
3. Росляков, Г.Е. Птицы Хабаровского края. Справочное издание / Г.Е. Росляков. - Хабаровск: Хаб.-ое кн. изд.-во. - 1995.
4. Шлотгауэр, С.Д. Времена года: Хрестоматия дальневосточной природы / С.Д. Шлотгауэр. – Хабаровск: Изд. дом «Приамурские ведомости». - 2002. – ISBN 5-8003-0072-0.
5. Яхонтов, В.П. Страна птиц / В.П. Яхонтов. - Хабаровск. - 1979.
Приложения к викторине


Рекомендуем посмотреть:

Игра - викторина с презентацией на тему Птицы в старшей группе Интеллектуальный конкурс знатоков «Птицы нашего края» в детском саду. Старшая группа
Кейс для учащихся 4-6 класса. Фантазии на городскую тему | Мультимедийная игра викторина с ответами на тему Весна для учащихся начальной школы
Опубликовано: 1761 день назад (27 января 2020)
Просмотров: 1045
Рубрика: Дошколята
+3
Голосов: 3
Ольга Васильевна Яковлева # 29 января 2020 в 14:50 +1
Здравствуйте, Елена Валерьевна! Интересная, познавательная, увлекательная викторина! Творческих успехов! голос
Елена Валерьевна Горелова # 2 марта 2020 в 17:38 0
Спасибо большое за отзыв!
Нина Васильевна Соболева # 17 февраля 2020 в 16:06 0
Здравствуйте, Елена Валерьевна!Очень интересная викторина! Беру себе в закладки и с удовольствием голосую!
Елена Валерьевна Горелова # 2 марта 2020 в 17:38 0
Спасибо большое за отзыв! Ребятам очень нравится это занятие.