Игра - викторина с презентацией на тему Птицы в старшей группе
Конспект игры - викторины в детском саду для детей старшего дошкольного возраста на тему: Птицы родного края
Автор: Носова Нина Владимировна, воспитатель, город Нижний Новгород Назначение: Викторина может быть интересна детям старших групп ДОУ, младшего школьного возраста, воспитателям, родителям, учителям.
Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные ранее. Задачи: Образовательные: закреплять знания о птицах разных климатических зон: отличительных особенностях, поведении в условиях природы.
Развивающие: развивать память, сообразительность, быстроту реакции, творческое логическое мышление. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам.
Предварительная работа:
Чтение В. Бианки т.1 «Рассказы и сказки», непосредственная образовательная деятельность по темам: «Птицы гор», «Птицы леса», «Птицы города», «Птицы водоемов», отгадывание загадок о птицах, прослушивание аудио записей «Голоса птиц», НОД по речевому развитию «Пословица не даром молвится», рассматривание демонстрационного материала «Птицы» (синицы, совы, воробья, соловья, фазана, чаек, тетерева, снегиря, дятла, иволги, пеликана, орла, выпи, бекаса и т.д.), подвижная игра «Совушка-сова», дидактическая игра «Подбери клюв»
Материал:
Демонстрация слайдов «Птицы родного края», фишки «снегири и синицы», аудиозапись «Узнай птицу по голосу», шапка-маска совы, дидактические игры «Подбери клюв», «Птичья столовая», «Сложи из пазлов», игрушка птица-снегирь, мешочек с фишками красного и жёлтого цвета по количеству детей.
Ход викторины:
Растения и животные, леса, горы и моря, ветра, дожди и зори — весь мир говорит с нами всеми своими голосами. Сегодня с нами хотят побеседовать птицы.
Красногрудый, чернокрылый
Любит ягодки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Кто это? Ответ: Снегирь
Снегирь держит в клюве волшебный мешочек. Вам нужно брать из него фишки.Красные фишки — команда «Снегири», жёлтая — «Синички».
1 конкурс:
«Пословица не даром молвится».
Кто больше назовёт пословиц и поговорок о птицах?
Каждая птица — хозяйка своего гнезда.
Птица не сеет, не жнёт, а сыта живёт.
Каждая птица своим клювом сыта.
Всякая птица своим голосом поёт.
К холодной зиме в гнёздах зимующих птиц много пуха, соломы, травы.
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
Птицу по перьям знать, сокола — по полёту. Подсчёт количества фишек у команд.
2 конкурс
Слайд-шоу «Назови птицу»
Самый певучий певец в роще. (Соловей)
Самый певучий певец в поле. (Жаворонок)
Самый быстрый летун. (Стриж)
Самый высокий летун. (Орёл)
Самый лучший пловец. (Гагара)
Самый пушистый птенец. (Совёныш)
Самые дружные. (Чайки)
Самый маленький. (Королёк)
Самый яркий. (Фазан)
Птица с самым смешным носом. (Пеликан)
Сегодня к нам в гости спешили разные птицы. Пока они собирались — на части растерялись.
4 конкурс- Аудио конкурс
Птицы пользуются голосом для общения между собой. Голос служит сообщением об опасности. Большинство звуков птиц мелодичны для человеческого уха. Назови голоса птиц.
Детям предлагаются голоса синицы, совы, воробья, соловья, фазана, чаек, тетерева, снегиря, дятла, иволги, пеликана, орла. Подсчитывается количество правильных ответов.
5 конкурс «Слушай и запоминай» (для капитанов)
Капитанам предлагается для прослушивания авторское стихотворение «Кто чем поёт?»
«Кто чем поёт?»
(по рассказу В. Бианки «Кто чем поёт?»)
На низких нотах песня выпи:
"Трумб-ту-ту-бумм!" - ревёт, как бык.
Водицы полный клюв - не выпьет,
Но с гулом дует без трубы.
На хвост бекаса ветер веет
Под облаками, в вышине -
И веер, как барашек, блеет
Особым звоном по весне!
Надулись пузырями лягвы -
На завтрак аист прилетел.
Забыл про голод и залязгал
Трещоткой-клювом между дел.
Талантлив каждый безголосый.
Всяк вторит музыке своей!
Поёт жук - шеей, дятел - носом,
А сердцем - только соловей!
Капитану команды «Снегири» ответить на вопрос: «Расскажи, как поёт выпь?» Капитану команды «Синицы» ответить на вопрос: «Расскажи как поёт бекас?»
6 конкурс «Подбери клюв птице»
Клюв является приспособлением для добычи и потребления пищи. С помощью клюва птицы строят себе жилища, опираются во время лазания. Для некоторых водных пернатых, например, пеликана — это цедильный аппарат. Задание. Подобрать клювы птицам.
Итак, у хищных птиц — клюв мощный, загнутый книзу, у водоплавающих - плоский или острый и длинный, у зерноядных — короткий, но мощный, у насекомоядных — острый и тонкий.
Подвижная игра «Совушка-сова»
Сова — отчаянная голова, уши крючком, нос торчком.
Сова — в гнезде, остальные — жуки, бабочки, лягушки.
По сигналу: «Ночь наступает», все останавливаются и сова выбирает того, кто пошевелился. На сигнал «День» - все двигаются. Пойманным считается тот до кого сова дотронулась.
Водящий выбирается считалкой:
«Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася.»
7 конкурс «Где вы таланты?» (для капитанов)
Капитану команды «Снегири» изобразить цаплю, ходящую по болоту в поисках пропитания. Капитану команды «Синицы» изобразить дятла, добывающего жучков.
9 конкурс вопросов и ответов «Не зевай - отвечай» (для капитанов)
Вопросы под чётными номерами задаются капитану одной команды, под нечётными - капитану другой команды.
1. Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (Пахарь вырывает плугом из земли червей, личинки жуков и других насекомых)
2. Где устраивают гнёзда скворцы, для которых не хватило скворечен? (В рощах, садах, дуплах.)
3. Какие певчие птицы прилетают к нам последними? (Птицы с ярким оперением, когда деревья покрываются яркой молодой листвой)
4. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (С синицами)
5. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева куропатки)
6. Дышит ли птенец в яйце? (Дышит через поры скорлупы)
Подсчёт фишек у команд. Заключительное слово: «Берегите птиц. Жить на Земле без птиц было бы скучно. Послушайте, как говорит о них Бианки: «В этом мире, полном чудесных тайн и тайных чудес, едва ли не больше всех земных существ полюбил я птиц. Лёгкие, они первые на Земле поднялись в воздух. Первые на Земле они стали вить красивые теплые гнёзда. Первые на Земле они запели. Умерев, я хотел бы возродиться птицей»
Добрый день, Нина Владимировна! Вы представили прекрасно разработанный конспект игры- викторины " Птицы родного края" с интересными конкурсами и красиво проиллюстрированный,закрепляющий знания о птицах ,об их отличительных особенностях. Творческих вам успехов! Голос!
Хорошее и объемное занятие. Можно использовать как итоговое занятие по пройденной теме или как итоговое мероприятие проекта. Занятие очень объемное, много разнообразных конкурсов. Прекрасно подойдет для закрепления знаний о птицах. Легко варьируются задания по сложности.