Тематическая беседа для старших дошкольников по картине «Синица на ветке рябины»
Автор: Носова Нина Владимировна. Воспитатель высшей категории, стаж работы 21 год.
Аннотация: Вопросы беседы, следующие в определённой последовательности, способствуют овладению рассказыванием по картине ( описанием и рассуждением, труднейшим формам овладения связного текста).У детей развиваются навыки чётко и ясно выражать свои мысли.
Назначение: Материал в помощь воспитателям детских садов, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям.
Возрастная аудитория: Дети — дошкольники старших и подготовительных груп, начальные классы школы.
Цель: Систематизировать знания о зимующей птице — синице, углублять знания о взаимосвязях, существующих в природе.
Задачи:
Закрепить представления о птице — синице через ознакомление с картиной и из собственного опыта: узнавать по внешнему виду,
Уточнять представления о роли птицы в природе и жизни человека;
Развивать связную речь, внимание, память;
Воспитывать гуманные чувства к птицам, зимующим рядом с человеком, желание помогать им.
Вопросы:
1. Внимательно рассмотрите картину.Какое время года изображено на картине? Докажите. (Много снега, серое небо. Это — снежная зима.)
2. Сколько в году зимних месяцев? Назовите их по порядку.
(3 месяца. Декабрь — студёный, январь — просинец, февраль - бокогрей)
3. Какая погода изображена на картине? ( Падает снег — снегопад)
4. Как летит снег: хлопьями или крупкой? ( Одиночными снежинками)
5. Как вы думаете: это ветреный день? Почему?( Безветреный, снежинки летят ровно сверху вниз)
6. Какие приметы зимы вы знаете?(Много орехов и мало грибов — к снежной зиме; Богатый урожай ягод рябины — к холодной зиме; Синица с утра пищит — к морозу и т.д)
7.Снежная зима — это хорошо или плохо? Для кого хорошо? Для кого плохо? ( Для детей — хорошо. Дети любят зимние забавы. Для рябчиков, куропаток, глухарей — хорошо, снег служит им постелью. Для птиц — плохо. Корм спрятан под снеговой подушкой)
8.Какие деревья изображены вдали — лиственные или хвойные? (Хвойные, это ёлочки, большие и маленькие)
9. Как называются еловые иголки? (Хвоя)
10. Какие ещё хвойные деревья вы знаете? (Сосна, лиственница,пихта, кедр, можжевельник)
11. Ветки какого дерева на переднем плане видны под снегом? ( Это — рябина)
12 Рябина -лиственное или хвойное дерево?(Лиственное)
13. Где листья у рябины? (Опадание листьев рябины начинается с 1 октября, а к 1 ноября облетают все листья. Наступает предзимье)
14.Как вы догадались, что это рябина? ( По гроздьям ярких ягод)
15. Какие птицы питаются ягодами рябины? (Снегирь, дрозд, свиристель, клёст, серая ворона, голубь, синица)
16. Как называется птица, прилетевшая на ветку рябины? Опиши её. ( Синичка — небольшая птичка, с чёрной головкой, белыми щёчками, с жёлтой грудкой, крылья — серовато — голубые, спинка с синеватым отливом).
17. Как поёт синица? ( Тинь, тинь, тинькает)
18. Что подвешено на ветке дерева? ( Деревянная кормушка)
19. Какие бывают кормушки? (Разные. Кормушки можно сделать самим, из коробок, пластиковых бутылок, из фанеры)
20. Что лежит в кормушке? Расскажи (В кормушке лежат семена подсолнечника, кусочек сала, кусочки моркови)
21. Какой пище особо обрадуется синичка? (Салу. Это — источник энергии.)
22. Кто принёс еду в кормушку? (Человек. Взрослый или ребёнок)
23. Что ест синица в лесу в зимнюю пору? (Личинки насекомых под корой деревьев, семена берёзы, сосны)
24. Чем может кормить синичку человек? (Отварным рисом, гречей, перловкой, сыром, сваренным вкрутую яйцом)
25. Зачем люди подкармливают птиц зимой? ( Птичкам трудно зимой, холодно и голодно, под снегом трудно отыскать корм. Человек проявляет заботу, помогает выжить в суровые морозы)
26. Вы подкармливаете птиц? Как вы ведёте себя у кормушки? ( Вести себя у кормушки нужно спокойно, заполнить и отойти, чтобы птички не волновались и могли взять корм)
27. Как ведут себя птицы у кормушки? ( По-разному. Одни садятся и клюют корм, находясь в кормушке, другие — подлетают, чтобы взять корм и улететь, третьи — собирают корм под кормушкой)
28. Игра « Подбери словечко». Подбери слово — определение к слову синица. Синица какая? ( Желтогрудая, яркая, резвая, любопытная, непоседливая)
29. Какую пользу приносят синицы? ( Синицы защищают сады от вредителей)
30. Найди на картине предметы, в названии которых есть звук (Р) . (Зёрна, кормушка, морковь)
31. Найди на картине предметы, в названии которых есть звук (Рь). ( Рябина, перья, деревья, верёвочки)
32. Объясни поговорку: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе» ( Лучше обладать малым, чем не иметь ничего)
Рекомендуем посмотреть:
Беседа о зимующих птицах в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Друзья для воробья
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Зимующие птицы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (подготовительная к школе группа). Тема: Зимующие птиц