Применение социо-игровой технологии в организованной образовательной деятельности образовательной области физическая культура.
Игры на свежем воздухе в детском саду
Дошкольный возраст характеризуется развитием всех двигательных способностей: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Средством развития этих способностей являются подвижные игры.
Актуальность: на сегодняшний день ДОУ качественно меняют весь воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС. Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволяют реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у дошкольников положительные эмоции от общения с миром знаний, обеспечивая всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.
Проблема: состояние здоровья детей, малоподвижность образа жизни, скудность познания содержания подвижных игр, утрата осмысления нравственно-культурного значения игр.
В связи с этим возникла идея о необходимости создания «игрового часа» с детьми на свежем воздухе.
Цель: внедрение и использование специально подобранных подвижных игр на улице для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста и, как следствие, повышение интереса к игре.
Задачи:
образовательная - совершенствовать двигательные действия и физические качества через подвижные игры (быстрота, выносливость, ловкость, ориентировка в пространстве, координация, сила). Способствовать развитию творчески мыслящего человека, умеющего ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности.
оздоровительная – укреплять морфофункциональные системы организма, формировать высшие психические функции организма (логическое мышление, воображение, память, слух, и т.д.) способствовать накоплению положительных эмоций.
Воспитательная – воспитывать эмоционально-волевую сферу дошкольника, сознательно действующего в меру своих возможностей, коммуникативные качества. Воспитывать потребность в организации и проведении подвижных игр.
Основные понятия:
Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей, характерной особенностью которого является комплексное воздействие на организм и на все стороны личности ребенка.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.
Технология – это система методов создания, применения, определения всего воспитательно-образовательного процесса с учётом возрастных особенностей детей.
Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, не бояться ошибок.
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, общаются в деловой обстановке.
Классификация подвижных игр:
1. По двигательному содержанию (игры с бегом, с прыжками, метанием, лазаньем, ползанием, перелезанием, ловлей и передачей мяча, с различными предметами);
2. По возрасту детей;
3. По степени подвижности (малой, умеренной, тонизирующей, тренирующей);
4. По степени сложности их содержания;
5. По форме организации (линейные, круговые, врассыпную);
6. По месту проведения игры (летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе);
7. По пособиям, используемым в подвижных играх.
По содержанию игры делятся на сюжетные и бессюжетные; игры с пением, хороводные игры, игры с музыкальным сопровождением; спортивные игры и игровые упражнения («сбей кеглю», например); игры с элементами соревнований. Спортивные упражнения также могут включаться в содержание подвижных игр.
Подвижные игры находят своё отражение в различных видах деятельности и способствуют развитию познавательных способностей и психических функций: сенсомоторных (зрительное и осязательное восприятие, величина, пространственные отношения), активизации мышления (сравнение величин), памяти и внимания (слуховое и зрительное восприятие игры, название инвентаря, частей тела), развитию речи и грамматических знаний (дифференциация звуков и букв, правильного произношения, подбор признаков к предметам), закреплению элементарных математических представлений (о счёте, ориентирование в числовом ряду, сравнение количеств), расширении знаний об окружающем мире (дорожное движение, одежда, посуда, электроприборы), формированию общения и взаимоотношений (согласование движений в парах, команде, оказание помощи, совместные действия).
Успешность проведения игры зависит от профессиональной подготовки воспитателя, учёта индивидуальных особенностей детей, от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.
Необходимо учитывать, что дети младшего возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего, находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.
На пятом году жизни характер игровой деятельности меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.
Подбор игр также зависит от условий работы каждой возрастной группы. Важно учитывать подбор подвижных игр на уже освоенные двигательные действия детей, дозировку, безопасность, соответствие инвентаря и оборудования. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребёнку понять себя, своих друзей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое действие.
Рекомендуем посмотреть:
Подвижные игры для детей дошкольного возраста
Игры для младших дошкольников по теме Животные
Организация и проведение подвижных игр в разных видах деятельности
Подвижная игра с элементами сюжетно-ролевой игры для детей 4-6 лет
Похожие статьи:
Что такое сюжетно – ролевая подвижная игра?
Подвижные игры для ребёнка от 1, 2, 3 лет
Подвижная игра для детей «Перелетные птицы»
Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду
Подвижные игры для дошкольников в детском саду