Педагогическая статья на тему «Сотрудничество семьи и детского сада»
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Автор: Зинина Елена Васильевна, учитель-логопед ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №1858 ЮВАО г. Москва.
Описание статьи: данная статья предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей-логопедов, родителей. Так же элементы данной статьи можно использовать при разработке оздоровительных программ на летний период.
Цель: показать роль сотрудничества семьи и детского сада в коррекции недостатков речевого развития.
Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации, как взрослых, так и детей. Очевидно, отклонения в развитии речи ребенка дошкольного возраста отрицательно влияют на всю его психическую жизнь в целом. Они затрудняют общение со сверстниками и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, в дальнейшем затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого – и других необходимых навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера: появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на психику ребенка.
Приходится констатировать, что в последние годы наблюдается устойчивый рост количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. В летнее время такая помощь, как правило, не оказывается дошкольникам. Для оказания именно такой услуги на базе ДОУ «Сказка» ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №1858 был открыт логопедический лагерь «Солнышко» с дневным пребыванием. Лагерь распахнул свои двери не только для воспитанников нашего образовательного учреждения, но и для ребят из близлежащих районов. Была проведена широкая рекламная кампания среди населения нашего района и составлена Программа деятельности летнего логопедического лагеря «Солнышко».
Зачисление в лагерь производилось на основании заявлений родителей.
Обязательным являлось вовлечение в лагерь детей: из многодетных семей. Продолжительность смены составила 21 день. В течение смены дети находились в лагере с 07.00 до 19.00, в соответствии с утвержденным режимом дня. В режиме летнего лагеря было предусмотрено четырёхразовое питание, оздоровительные мероприятия, образовательно-оздоровительная программа.
Задолго до открытия лагеря творческая группа педагогов во главе с директором Стрельцовым В.Н. разработали положение об организации лагеря программу, план-сетку мероприятий. Программа работы лагеря включала в себя разноплановую деятельность, объединяя различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей. В течение дня были организованы спортивные и досуговые мероприятия. Именно летний период удачно сочетает в себе возможности не только для полноценного отдыха детей, развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, но и для проведения коррекционно-развивающих занятий, позволяющих выявить и скорректировать отклонения в развитии речи детей. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, способен дать детям определенную целостную систему через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка для выявления и коррекции отклонений в его речевом развитии.
Основные направления работы по организации отдыха и деятельности воспитанников в летний период:
1.
Коррекционно-развивающее
(занятия с логопедом и педагогом-психологом);
Спортивно-оздоровительное
(физкультурные занятия на свежем воздухе и воде, сеансы оздоровительного массажа, приём кислородного коктейля);
3.
Творческо-познавательное
(развивающие занятия с воспитателем);
Основной состав лагеря – дети в возрасте 5-7 лет, имеющие проблемы в звукопроизношении, фонетико-фонематическом восприятии, нуждающиеся в логопедической помощи, а также будущие первоклассники. Лагерь вмещает от 20 до 30 детей одновременно.
Основная деятельность лагеря направлена на развитие личности ребенка и коррекцию недостатков устной речи, на профилактику дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте, а также на развитие межличностного общения со сверстниками.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в различные виды деятельности:
Коррекционно-развивающая
– предусматривает проведение логопедических игр, систему развивающих занятий, способствующую коррекции недостатков;
Оздоровительная
– способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье. Физические нагрузки, свежий воздух, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона;
Культурно-досуговая
– состоит из общелагерных и групповых мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Основными методами организации деятельности являются:
• метод игры (игры отбираются логопедом в соответствии с поставленной целью);
• методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
• метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Связующим звеном между воспитанниками лагеря и воспитателями являются родители. Результаты деятельности каждого ребёнка фиксировались в «Табеле мероприятий воспитанника лагеря», который на выходные выдавался родителям на руки.
На досуги и развлечения приглашались родители, бабушки и дедушки. Ежедневное общение с родителями осуществлялось также в форме рассылки фотоматериалов за прошедший день посредством электронной почты. Результаты анкетирования родителей в конце смены показали, что они отмечают положительную динамику в речевом развитии своих детей, развитие кругозора, всем детям понравилась жизнь в лагере, что все нашли новых друзей, каждый смог чему-то научиться сам и научить других. На празднике по случаю закрытия смены лагеря каждый воспитанник получил сладкий подарок.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая газета для родителей детского сада "Здоровая планета"
Занятие с родителями в детском саду. Конспект
Методическая разработка по проектной деятельности во второй младшей группе
Развитие психических процессов у детей 5-6 лет в домашних условиях
Похожие статьи:
Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями»