Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект для младших школьников с презентацией "Русская березка – символ родины моей", 3 класс

Проектная деятельность "Русская березка – символ родины моей"
Учебные дисциплины: окружающий мир, литература, изо.
Авторы проекта: учащиеся 3-го класса.
Цель: формирование у учащихся способностей к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность как перспективного средства воспитания творческой личности.
Задачи:
• формировать патриотические чувства младших школьников на примере русской березки как символа России;
• развивать речь, память, наблюдательность, артистические способности, расширять кругозор учащихся, их представления об окружающем мире;
• воспитывать любовь к прекрасному, экологическую культуру младших школьников.
Оборудование:
• мультимедийный проектор;
• мультимедийная презентация «Русская березка – символ Родины моей»;
• музыка «Во поле берёза стояла», «Растет в Волгограде березка»;
• проект учащихся о берёзе
• изделия из березы;
• репродукции картин русских художников: А.И. Куинджи “Берёзовая роща”, А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Весна – большая вода», И.И. Левитан «Золотая осень», И.И. Грабарь «Зимний пейзаж», А.А. Пластов «Сенокос»;
• костюмы для девочек «берёзок».
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя. Музыка. (Слайд 1-2)
– У каждого государства есть свои символы герб, флаг, гимн. А ещё каждое государство символом выбирает дерево. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии – священное дерево – сакура. Символ Канады – клен. А у нас в России – береза. Почему именно береза? Мы с ребятами задумались над этим и решили создать план-проект, по которому изучали достоинства березы.
Проект назвали «Русская берёзка – символ Родины моей». (Слайд 3)
Цель нашего проекта: показать образ русской берёзы как символа России. (Слайд 4)
Для работы над проектом были созданы творческие группы: (Слайд 5)
1. Наблюдатели.
2. Художники.
3. Исследователи.
4. Аналитики.
Каждая группа сейчас расскажет о своей работе. Слово предоставляется «наблюдателям». (Слайд 6)

Выступают 2 учащихся:
1: Мы наблюдали, как сезонные изменения в неживой природе влияют на жизнь березы.
2: В сентябре на березе появляются желто-лимонные листья.
1: Старые берёзы меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
2: Первыми сбрасывают листву старые и больные берёзы, березы в парках.
1: Листопад у березы продолжается около двух месяцев.
2: В результате наблюдения сделали вывод: чем холоднее осень, тем быстрее сбрасывают листву березы. (Слайд 7)
– Слово предоставляется «Xудожникам». (Слайд 8)
Они расскажут нам о знаменитых картинах русских художников, которые запечатлели красоту русской берёзы в разное время года. Обратите внимание, каждый художник видел в березке свою красоту.

Выступают учащиеся. (Слайд 9)
1. Вот репродукция картины А.И. Куинджи «Берёзовая роща». Смотришь, и, кажется, вот-вот из-за белых берёз выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.
2. Эта картина И.И. Левитана «Золотая осень». Белоствольные берёзки в ярком осеннем убранстве сияют в лучах солнца. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
3. Эта картина И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж». Здесь изображены зимние березки, они в розовом цвете. Нежные, хрупкие, беззащитные.
4. А эта картина А.А. Пластова «Сенокос». Белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!
5. Вот картина И.И. Левитана «Весна – большая вода», какие здесь стройные березки, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу.
– Писатель Всеволод Михайлович Гаршин, глядя на картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», сказал «Я бы назвал эту картину «Чувства Родины». И действительно, и весенняя звонкая капель, и дымок, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое и родное. Эта удивительная картина рождает любовь к Родине. (Слайд 10)
– Это репродукции картин, а сами картины находятся в Москве, в музее «Третьяковской галереи».
– Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор жил за границей, и когда возвращался домой, остановил экипаж, вышел и низко поклонился берёзке и обнял её – он на Родине. (Слайд 11)
Итог. Все картины художников объединяет одна мысль – образ России немыслим без русской березы. Ни в одной стране нет такого количества берёз, как у нас. Кто не восхищался красотой русской берёзки! (Слайд 12)
– Однажды прилетела к берёзе Жар-птица, села у берёзы и стала хвастаться. Музыка. (Слайд 13)
Театральная постановка «Жар-птица и Берёза»
Жар-птица: Я – жар-птица, рода царского, из сада райского! Нечета тебе – дереву!
Берёзка: А я простого народа. Мой батюшка – месяц ясный, он мне ночью светит. Моя матушка – красное солнышко, она меня греет, мой брат – соловей в лесу, он мне песни поет. Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.
Жар-птица: А мои перья золотыми лучами сияют!
Берёзка: Моей лучиной избу освещают!
Жар-птица: А я вся огнём пылаю!
Берёзка: Я в печи всех жаром согреваю!
Жар-птица: Мои перья царские одежды украшают!
Берёзка: А я в лапти всех обуваю!
Жар-птица: Ради меня за тридевять земель отправляются!
Берёзка: А моим соком по весне угощаются!
Жар-птица: А я хвост веером распускаю!
Берёзка: А моим дегтем в тележных колёсах скрип унимают.
Жар-птица: Я – Жар-птица! Моей красоте весь свет дивится!
Берёзка: А вокруг меня девушки хороводы водят, венки плетут, красавицей называют.
Жар-птица: Заслушалась я тебя, берёзка. Вижу и впрямь мне делать нечего в русских лесах. Вернусь-ка я в сады райские. А ты радуй людей своей красотой!
– Так и улетела жар-птица в сады царские, а берёзка – символ России радует нас своей красотой. (Слайд 14)

Русские поэты С. Есенин, А. Прокофьев, Н. Рубцов и многие другие написали очень много стихов о русской красавице берёзе. Я приглашаю вас на «Поэтическую полянку». (Слайд 15) Музыка.

Слово предоставляется «исследователям» (Слайды 16–17)
1. Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз. (Н. Рубцов)
2. Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы. (П. Балацкий)
3. На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка –
Символ Родины моей. (М. Ероха)
4. Хороша ты любою порою.
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.
5. С какой любовью к берёзке писал Сергей Есенин: (Слайд 18)
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
6. Чуть пригрело солнце откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы,
Развесила с тонких ветвей.
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Наряд её легкий, чудесен,
Нет дерева сердцу милей. (В. Рождественский)
7. Стихотворение А. Прокофьева «Берёза» – читает ученик.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
– Какое милое дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. (Слайд 19)
Итог. Из отрывков стихотворений, мы узнали, что не только художники, но и поэты восхваляли русскую березку.
– А теперь я приглашаю вас на следующую полянку «Познавательную». (Слайд 20)

Учащиеся.
1. А вот, что мы узнали из энциклопедии о березе. Всего насчитывается более 140 видов берёз. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры. Возраст берёзы достигает порой 120 лет.
2. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берёз из-за неразумных вырубок исчезают. Занесены в красную книгу четыре вида дальневосточных берёз и мегрельская, растущая на Кавказе.
3. Растёт берёза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за тёплые летние сутки до сорока вёдер влаги.
4. А вот какими целебными свойствами обладает береза. В медицине используют березовые почки, березовый гриб – чагу – в онкологии, в банях используют березовые веники. Целебной силой обладает живительный березовый сок.
5. Берёзовый деготь используют для лечения кожных болезней, ожогов, ран. Берёзовый уголь применяют при пищевых отравлениях.
6. Всё из берёзы идёт в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётлы и веники. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.
7. Из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. (Слайды 21, 22)
8. Ещё берёзу называют деревом – пионером, а пионер значит «первый». Берёза первой «заселяет» заброшенные пашни, откосы у дорог, даже пожарища.
9. Уже в 10 веке люди писали на берестяной коре. Прочитав берестяные грамоты, учёные-историки смогли многое узнать о жизни предков.

– Сегодня в моде берестяные украшения: браслеты, серьги, кулоны. Это защитные амулеты. Они защищают человека от болезней и зла. Обратите внимание на нашу выставку. На ней представлены предметы, сделанные из березы.

Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в грозные годы войны она – воин.
Деревья тоже воевали
И нас спасали от войны:
Стволы под пули подставляли
И гибли гордыми они. (А. Голицын) (Слайд 23) Песня «Берёзовый сок».
Послушайте воспоминания солдата – воина.
За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых, едва заметных троп,
Я узнал знакомые берёзки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех берёзок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры остались на берёзках
Чёрные глубокие рубцы,
С той поры с любовью о берёзках
Говорили часто мне бойцы:
– Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берёз…

– Тихо стоят березы у солдатских могил. На экране фото Мамаева кургана. (Слайды 24, 25)
Растет такая береза и на Мамаевом кургане в городе Волгограде. Откуда она – эта березка? Было их Рыкуновых пять братьев: Степан, Иван, Фёдор, Сергей и Василий. Все пятеро ушли на фронт, а вернулся один Фёдор. Он и посадил на Мамаевом кургане эту березку. Сейчас она высока и у неё много дорогих веточек, каждая из которых рассказывает о подвиге народа.

– Послушайте песню «Растет в Волгограде березка». Слова написала наша волгоградская поэтесса Маргарита Агашина, муз. Георгия Пономаренко тоже волгоградский композитор.
Итог: Любили на Руси берёзу и относились к ней, как к человеку. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано! И всё, кажется, мало! (Слайд 26)

– Не случайно в честь берёзки на Руси отмечали с давних времен березкин праздник. Раньше его называли Семик, а сейчас праздник русской березки называется Троица. Девушки выбирали самую стройную берёзу, украшали её венками и ленточками, водили хороводы, плели венки, бросали их в воду и загадывали желание.
Наши девочки тоже научились водить хоровод. (Слайд 27)

Группа девочек исполняетхороводный танец “Во поле берёзонька стояла”

– Поэты посвящают стихи березе, русский народ слагает о ней песни. Но в жизни же часто бывает по-другому. Вот послушайте письмо, которое недавно пришло на наш адрес. (Слайд 28)
«Здравствуйте, ребята!
Десять лет прожила я на свете и считала, что я Берёза. Но прошлой весной подошел ко мне юный турист и на боку у меня вырезал «Ваня». Летом дачник подошел и вырезал «Лёня». Осенью грибник пришёл отдохнуть. Посидел, подумал и вырезал на коре «Миша». А зимой подкатил лыжник, прочитал на мне все имена, воткнул палки в снег, вытащил огромный ножище и вывел – «Эдуард». Так кто же я, наконец, Береза или Эдуард?! И почему все, кому не лень, вырезают у меня куски кожи.
Берёза-инвалид.»
– Жалко березку? Да. Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно – живое!

Послушайте стихотворение о том, как дети защитили березу от гибели. (Слайд 29)
У красы-березки
Платье серебрится.
У красы-березки
Зеленые косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали гнуть березку,
А березка в слезы.
Защитить берёзку
Мы бежим гурьбою,
Чтоб краса-берёзка
Выросла большою.
– Слово предоставляется «аналитикам», которые проанализировали все сказанное про березу и сделали вывод. (Слайд 30)

Выступление «аналитиков»:
– Мы прослушали все исследования про березу и поняли, за что русский народ выбрал березку символом России:
• за её красоту;
• за её нежность;
• за её белизну и свет;
• за её полезность;
• за то, что она – воин. (Слайд 31)

– Где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно! (Слайд 32)
И не найти её красивей
На радость нам она цветёт.
В ней образ матери-России
Неувядаемой живёт.
– Многие ребята тоже очень любят красавицу-берёзку. Своё отношение к этому дереву они выразили в своих рисунках (Слайд 32)

Подведение итога
– Что интересного вы узнали о березе?
Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси…
(В. Васильев) (Слайд 34)
И я люблю тебя по-русски,
Моя берёзовая Русь!
– Спасибо за внимание. А ребят, за проделанную работу над проектом, береза угощает березовым соком.
Презентация на тему: Русская березка – символ родины моей

Рекомендуем посмотреть:

Проектно - исследовательская работа в 3 классе Исследовательский проект о выращивании клубники, 3 класс с презентацией Проект математическая сказка, 3 класс Проект в 3 классе на тему: Ласточка
Проект на тему "Профессии", 2 класс
Опубликовано: 1746 дней назад (13 февраля 2020)
Просмотров: 2254
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Татьяна Дмитриевна Смирнова # 15 февраля 2020 в 21:02 +4
Здравствуйте, Елена Витальевна!
С интересом и удовольствием прочитала материалы Вашего проекта "Русская берёзка - символ Родины моей". До чего же грамотно и толково он составлен! Познавательный материал полностью соответствует возрасту детей. В нём осуществляется интеграция образовательных областей: литература, окружающий мир, ИЗО, музыка.

Очень ценно то, что в нём отражается народный пласт, традиции русского народа. Чётко поставлены цели и задачи занятия, которые реализованы в ходе его проведения. На фоне музыки звучит вступительное слово учителя, на котором представлены 4 творческие группы, реализующие данный проект. Каждая группа отчитывается о своей работе, проделанной ДО проведения занятия.

Замечательно то, что дети учатся наблюдать сезонные изменения в природе. "Художники" рассказывают о знаменитых картинах русских художников. Ученики делают свои сообщения, развивая свою фантазию, внимательность. Их сообщения лиричны. А учитель учит воспитанников видеть "невидимое" в этих творениях.Уместны воспоминания В.М. Гаршина о картине И. Левитана "Весна. Большая вода".

Очень интересен факт о композиторе М.И. Глинке, вернувшемся из-за границы и обнимающем берёзку у себя на Родине. От них щемит сердце. Великолепна театральная постановка "Жар - птица и Берёзка", у детей развиваются артистические способности. Ученики - исследователи читают стихи разных поэтов о берёзке. Так развивается навык публичного выступления, оттачивается выразительность речи.

Я обратила бы внимание на то, что стихотворение "Белая берёза" написал не А. Прокофьев, а С. Есенин. Но думаю, что это техническая ошибка. Вы умело учите детей работать с энциклопедиями, искать ценные сведения в них.

Представлена замечательная выставка изделий из бересты. Очень актуальны сведения о том, что деревья тоже воевали. Вы продумали разные формы: и воспоминания старого солдата - воина, и изображения Мамаева кургана, и слушание легенды о берёзке, посаженной здесь. Это напоминание о страшной войне, и забывать о ней нельзя.

Чудесен рассказ о берёзкином празднике - Троице. Очень поучительны письмо, которое пришло на адрес ребят, и стихотворение о том, как дети защитили берёзу от гибели. Ученики рассуждают о бережном отношении человека к дереву, учатся состраданию, жалости.

В конце занятия учащиеся - "аналитики" проанализировали всё сказанное про берёзку. Учителем грамотно подведены итоги проекта. Детей поблагодарили за активную работу. Каждый ребёнок был занят в ходе занятия: выполнял свою роль в творческой группе, читал стихи, рисовал. У детей развивалось творческое воображение, речь, память, внимание, мышление, креативные способности. Учитель шёл от ученика, формировал у него способности к саморазвитию.

Замечательна презентация о берёзке: яркая, творческая, с показом нарисованных детьми рисунков о берёзке. Прекрасно то, что Вы воспитываете неравнодушных, любящих природу и свою Родину детей, воспитываете творческую Личность. Русская берёзка в Вашем и детском исполнении действительно получилась Символом России.

Спасибо Вам огромное за этот замечательный проект. С удовольствием отдаю свой голос Вам!
Елена Витальевна Курицына # 15 февраля 2020 в 22:54 +2
Спасибо!Детям очень понравился проект.
Тамара Александровна Новичкова # 18 февраля 2020 в 19:49 +2
Проект "Русская берёзка - символ Родины моей" имеет познавательную ценность, формирует патриотические чувства детей, воспитывает экологическую культуру, любовь к окружающей природе. Мероприятие хорошо продумано, используются разнообразные приёмы и методы. В процессе проведения данного проекта дети узнали много интересной информации о русской берёзке. Елена Витальевна, вы творчески подошли к составлению данной публикации. Оставляю голос и желаю удачи в работе на сайте.
Ольга Ивановна Кабанова # 1 марта 2020 в 09:01 0
Здравствуйте, Елена Витальевна!
Качественный, последовательный, познавательный проект для младших школьников с презентацией "Русская березка – символ родины моей" вы представили. Голос!
Софья Владимировна Юхнина # 1 марта 2020 в 18:36 0
Елена Витальевна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с проектом: "Русская березка – символ родины моей". Грамотно! Интересно!
Через проектную деятельность Вы создаёте условия для воспитания экологической культуры младших школьников, это замечательно!
Мой голос +6, УСПЕХОВ ВАМ!!!