Конспект занятия по лепке в подготовительной группе. Лепка из пластилина «Пьеро»
Конспект организации непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Лепка из пластилина «Пьеро»
Автор: Иванова Елена Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №34» г. Иваново. Назначение: конспект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, родителям, самостоятельно занимающимся с детьми. Возраст: 6-8 лет Описание: ребята, познакомившись с произведением А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», проявляют интерес к героям сказки. Герои сказки разноплановы, имеют разный характер, отличаются внешним видом. Одежда подчеркивает их внутренний мир, состояние души. Одним из ярких образов сказки, полюбившийся читателям, является кукольный мальчик Пьеро.
Цель: формирование умения лепить из пластилина образ сказочного героя Пьеро. Задачи приоритетной образовательной области:«Художественно-эстетическое развитие»:
• Продолжать обучать работе с пластилином, использовать различные приемы при работе с ним;
• Вызвать интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения;
• Закреплять умение раскатывать пластилин в руках и на доске, придавая ему нужную форму;
• Развивать воображение, творческую активность, аккуратность; Образовательные задачи в интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»:
• Развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
• Развивать эмоциональную отзывчивость, закрепить знания об эмоциях;
• Воспитывать умение понимать чувства других людей;
• Формировать самооценку, умение давать оценку своей и чужой деятельности; «Познавательное развитие»:
• Развивать познавательные интересы детей;
• Продолжать знакомство с художниками-иллюстраторами детских книг; «Речевое развитие»:
• Развивать умение подбирать точные слова для выражения мысли;
• Упражнять в выражении своих мыслей законченными предложениями; «Физическое развитие»:
• Способствовать снятию мышечной напряженности;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук; Планируемые результаты НОД: Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет любознательность. Владеет устной речью, активно использует речь для построения речевого высказывания при общении. Развита крупная и мелкая моторика. Интегративные качества: любознательный, общительный, активный, эмоциональный, трудолюбивый, обладает умениями работы с пластилином, может самостоятельно применять полученные знания при выполнении новых заданий. Предпосылки УУД: Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью; Познавательные: умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира; Регулятивные: умение осуществлять действия по заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; Личностные: умение осознавать свои возможности, качества, переживания, воспитывать нравственные ориентиры. Демонстрационный материал: иллюстрации к книгам «Приключения Буратино» А.Н.Толстого разных художников-иллюстраторов (Л.Владимирского, А.В.Кокорина, А. Кошкина, М.Соловьева) Раздаточный материал: пластилин, стеки, доски, салфетки Предварительная работа: чтение сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», рассматривание иллюстраций в книгах, беседы о художниках-иллюстраторах. Пояснение: поскольку в детских наборах находится пластилин по одному небольшому кусочку конкретного цвета, мы использовали для лепки Пьеро три цвета: белый для колпака и рубашки (уходит весь кусочек), черный для штанишек и обуви, мелкие детали (примерно половина куска), розовый для головы (примерно половина куска).
Ход занятия
1. Вводная часть. Воспитатель:
Посмотри наверх и вниз.
Вправо, влево повернись.
Все на месте?
Молодцы!
Улыбайтесь!
И за дело принимайтесь!
Ребята, посмотрите, здесь на картинке собрались сказочные герои. Из какой они сказки? Дети: Это герои сказки «Приключения Буратино» Воспитатель: Кто автор этой сказки? Дети: Автор сказки - А.Н.Толстой. Воспитатель: Назовите этих героев. Дети: Буратино, Карабас Барабас, Мальвина, Пьеро, Артемон.
Воспитатель: Сегодня у нас пойдет речь об одном из этих героев. Он стоит не первым и не последним, после Мальвины, но впереди Артемона. Кто это? Дети: Пьеро Воспитатель: Правильно, это Пьеро.
2. Основной этап. Беседа. Воспитатель: Ребята, что вы знаете о Пьеро? Какой он? Дети: это кукла в белой одежде, он пишет стихи и влюблен в Мальвину. Он грустный, добрый. Воспитатель: Пьеро – одна из кукол в театре Карабаса Барабаса, самая грустная кукла. Пьеро-поэт, он сочиняет стихотворения о Мальвине и для Мальвины.
Можно ли назвать Пьеро смелым, отважным? Почему? Дети: можно, он помогает Мальвине убежать от Карабаса Барабаса. Воспитатель: Пьеро – смелый кукольный мальчик. Он сумел убежать из театра, узнав секрет Карабаса. Он вступает в драку с Карабасом Барабасом, чтобы защитить Мальвину. Читает ему «самые гадкие стишки», чтобы разозлить его. Пьеро – верный друг, он не бросил в беде своих товарищей. Воспитатель: Как выглядел Пьеро? Вы поможете мне создать образ этого героя?
Давайте поиграем с вами в игру «Да-нет».
У него колпак в полоску? (Нет)
Носит шляпу и матроску? (Нет)
Любит белый цвет в одежде? (Да)
Юбки, банты, кружева? (Нет)
А длиннющие рукава? (Да)
У него костюм в горошек? (Нет)
Или белая рубашка? (Да)
Носит красные галоши? (Нет)
Молодец, кто постарался! (Да) Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь иллюстрации из разных книг про Буратино и его друзей.
Первую иллюстрацию нарисовал художник А.В.Кокорин
Вторую создал художник - иллюстратор А.Кошкин
И третью нарисовал М.Соловьев
На каждой из них нарисован Пьеро. Давайте посмотрим, чем отличаются герои, по их мнению, и в чем схожи. Дети: У первых двух нет на голове колпака. Пуговицы разного цвета. Общее: он похож на настоящего мальчика. У него есть голова, туловище, руки, ноги. У всех – белая одежда, длинная рубашка с очень длинными рукавами, воротник. Воспитатель: молодцы, вы все верно подметили.
Давайте и мы попробуем изобразить Пьеро.
Физкультминутка Воспитатель:
Наш Пьеро высоким был, (Встают на цыпочки, тянут руки вверх)
За Мальвиною ходил. (Маршируют на месте)
Посвящал стихи и песни, (Наклоны из стороны в сторону)
С ним ей было интересно.
Он сбежал от Карабаса, (Бег на месте)
И за ним гнались собаки.
Ну а с другом Буратино (Повороты из стороны в сторону, показывая руками длинный нос (Буратино дразнится)
Спас он девочку Мальвину! (Развести руки широко в стороны и хлопнуть в ладоши) Повторить два раза.
Воспитатель: Скажите, ребята, а Пьеро всегда был грустным? Дети: Нет Воспитатель: Мы с вами рассматривали иллюстрации замечательного художника Л.В.Владимирского. Он изобразил кукольного мальчика с разным настроением.
Давайте посмотрим еще раз и назовем эмоции Пьеро в конкретной ситуации. Дети:(рассматривают иллюстрации) На первых двух иллюстрациях: Пьеро радуется, улыбается. Он встретил Буратино. Нашелся золотой ключик.
На третьей: Пьеро испуган. Его преследуют собаки.
На четвертой: Мальчик удивлен рассказу Буратино.
На пятой – Пьеро грустит.
На шестой – Пьеро серьезен. Он поддерживает Мальвину. Читает ей стихи.
Воспитатель: ребята, что помогло вам узнать настроение героя? Дети: жесты, мимика, поза. Воспитатель: Правильно. Попробуйте изобразить одну из эмоций Пьеро, а мы попробуем отгадать ее. Игра-этюд (По желанию, несколько человек) Воспитатель: Вы большие молодцы, у вас замечательно получается. Теперь мы видим, каким разным может быть герой, когда у него определенное настроение.
Практическая работа Воспитатель: Сегодня мы с вами будем лепить Пьеро из пластилина по образцу. Наши герои будут немного похожи, но будут и отличаться. Вы можете изобразить его грустным, веселым, радостным, удивленным.
Итак, приступим к лепке.
Напомните, пожалуйста, правила работы с пластилином. Дети:
- лепим за столом на доске;
- пластилин не роняем на пол, а если уронили, тут же поднимаем;
- стеком пользуемся аккуратно, не размахиваем, не направляем в глаза, после использования, сразу убираем в коробку;
- руки и доску при необходимости вытираем сухой салфеткой;
- брать пластилин в рот запрещено, это опасно. Воспитатель: Отлично! Вы все знаете! Ребята, что у нас написано на доске? Дети: «Все у нас получится!» Воспитатель: Что для этого нужно делать? Чтобы получилось? Дети: нужно стараться, не отчаиваться, не бояться просить помощи у взрослых и друзей. Воспитатель: Все правильно! Приступим. Пластилин какого цвета нам понадобится? Дети: белый, черный, розовый. Воспитатель: Да так. Для лепки нам понадобится пластилин, а именно: розовый цвет, белый и черный. А также стек, доска и салфетка, деревянная зубочистка.
Выполнение работы
От черного кусочка мы отделим чуть меньше половины. Возьмем примерно такой же кусочек от пластилина розового цвета. И весь кусочек белого. Белый мы разделим на несколько частей: половину отделим на туловище (рубашку). Другую часть разделим на три равные части – для рук (рукавов) и колпака.
Круговыми движениями ладоней скатаем шар.
Движениями вперед-назад раскатаем «колбаску». На доске, слегка нажимая на один конец «колбаски» пальцем и совершая движения вперед-назад, придать ей форму морковки с тупым концом.
Далее надавить на пластилин, слегка сплющивая его, придавая форму треугольника. Нижний край поставить на доску, выравнивая его. Туловище-рубашка готово.
Слепим рукава-руки. Из двух одинаковых кусочков пластилина белого цвета скатаем шарики (в руках круговыми движениями).
Далее сформируем из них «колбаски» (движениями вперед-назад).
Затем, как и при лепке туловища, заузим один край колбаски, нажимая на него пальцем и катая вперед-назад.
Поставим их на доске, чуть надавливая, выравнивая нижний край.
Прилепим рукава узким краем к рубашке по бокам. Примазываем пальцами.
Из розового пластилина скатаем два маленьких шарика для кистей рук.
Прилепим их внизу к широкому краю рукавов.
Добавим к рубашке две черные пуговицы. Скатаем маленькие шарики и сплющим их между большим и указательным пальцем. Прилепим в центре одну под другой.
Из кусочка пластилина розового цвета будем лепить голову. Скатайте в ладошках круговыми движениями шар.
Из маленького кусочка скатайте шарик-носик между большим и указательным пальцем. Аккуратно прилепите в середине головы.
Из малюсеньких кусочков скатайте шарики-глазки таким же образом, при помощи пальчиков. И аккуратно прилепите их к голове Пьеро. Рот нарисуйте стеком или выложите при помощи черного пластилина. Подумайте, каким будет ваш Пьеро – веселым или грустным.
Начинаем лепить колпак. Возьмем кусок белого пластилина, и скатаем «морковку» с тупым концом, как для туловища (шар-овал-заузить один конец)
Поставить на доску, слегка прижимая – выровнять низ колпака.
Прилепить колпак к голове Пьеро.
Скатать из пластилина черного цвета один шарик для помпона, два поменьше – для пуговиц. Прилепить помпон сверху, пуговицы в середине одну под другой.
Прилепить голову к туловищу, слегка примазать пальцами.
Приступаем к лепке ног в штанишках. Возьмем пластилин черного цвета. Поделим его на четыре равные части: две части – это штанишки, две другие – ботиночки. Скатаем шары, а затем сформируем из них «колбаски».
Прилепим к штанишкам ботиночки.
Разломим зубочистку напополам и вставим в каждую ногу по центру.
Присоединим к туловищу.
В процессе работы воспитатель наблюдает, помогает детям, советует, отвечает на вопросы. 3. Заключительный (рефлексивный) этап. Воспитатель: Пьеро готов. Мой Пьеро - веселый, забавный. Я приподниму ему ручки и разверну ножку, как будто он танцует.
А какой Пьеро получился у вас? Покажите скорей, расскажите о нем. Дети показывают своих героев, рассказывают, какой Пьеро получился у них. Хвалят друг друга, поддерживают.
Воспитатель в каждой работе находит что-то хорошее и хвалит детей (например, тебе удалось показать, какой Пьеро бывает веселый; у тебя так хорошо получился колпак; у тебя получились очень аккуратные маленькие пуговки на рубашке, и так далее) Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте поставим наших героев, пусть ими полюбуются родители. Выставляют работы на демонстрационную доску.
Подробный конспект, где прописаны деятельность воспитателя и деятельность детей, цели каждого этапа представлен в таблице.
Скачать Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Лепка из пластилина «Пьеро»
Прекрасное занятие, и чудесные Пьеро у всех вышли. Здорово, когда после знакомства с книгой, ребята воплощают свое видение литературных героев. Всегда интересно, что получается, какие разные выходят персонажи.
Елена Владимировна, спасибо! Думаю, многие возьмут на заметку ваше занятие!
Здорово, что знакомство с произведением А.Толстого Вы продолжили и в практической деятельности через лепку. Очень доступно показали процесс "рождения" Пьеро. Замечательные работы ребят появились на выходе. Голос!
Елена Владимировна, здравствуйте! Благодарю Вас за приглашение на знакомство с конспектом организации непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Лепка из пластилина «Пьеро».
Тематическая лепка - просто яркое и запоминающееся мероприятие! Здорово, что интерес детей поддерживается к произведениям А. Толстого. Разработка грамотно оформлена, качественно проиллюстрирована. Мой голос +5, желаю ВАМ ПОБЕДЫ в конкурсе!
Елена Владимировна, здравствуйте.
Прочитала Ваш материал "Конспект организации непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Лепка из пластилина «Пьеро».
Какой шикарный Пьеро у вас получился!
Грамотно, ярко и интересно оформлен материал.
Творчества Вам!
Приятно, что Елена Владимировна обращает внимание детей к художникам-иллюстраторам сказки "Золотой ключик". Это формирует представление детей о характерных особенностях иллюстраций разных художников, развивает эстетический вкус.
При обучении детей лепке Пьеро использованы различные приемы: объяснение, показ способов и последовательности лепки. Показ сопровождается доступным, четким пояснением. Методы и приёмы соответствуют возрасту детей.
Выставка работ показывает, что цель достигнута.
Добрый день, Елена Владимировна!
Как замечательно, что вы первым делом обращаете внимание детей к живой книге. Учите сравнивать, анализировать, подмечать мелкие детали. Интересная логическая загадка позволяет ребятам самим догадаться о ком, пойдет речь на занятии. Соблюдены все этапы занятия, есть динамическая пауза и она напрямую связана с темой. Ну и как итог - вылепленные детскими ручками фигурки Пьеро. Спасибо большое! Голосую.
Елена Владимировна, здравствуйте! Благодарю Вас за приглашение на знакомство с конспектом организации непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.Тематическая лепка - это яркое и запоминающееся мероприятие! Какой шикарный Пьеро у вас получился! Голос!