Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Инновационная деятельность педагога

Выступление на педагогической конференции "Инновационная деятельность педагога"
Цель: показать целесообразность применения передовых педагогических технологий с ИКТ-поддержкой и использованием «облачных» технологий.
Задачи:
1. Рассмотреть вопрос совмещения нескольких педагогических методов в рамках одной технологии;
2. Показать практическое применение «облачных» технологий на примере урока информатики;
3. Обобщить результаты применения инновационного обучения.
Описание применения материала в учебно-воспитательном процессе.
Свои рассуждения об инновациях в образовании хотелось бы начать с рассмотрения самого понятия иннновация. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
Инновационная педагогическая деятельность раскрывает творческий потенциал каждого педагога.
В своей работе я использую методы и приёмы, хорошо классифицированные и описанные Дугом Лемовым в книге «Учи как чемпион. 49 методик, открывающих ученикам путь к обучению в колледже». Одной из моих самых любимых методик является методика под названием «КПД когнитивной работы». Цель этой методики – дать возможность ученикам как можно больше самостоятельно думать, искать пути решения проблем, анализировать и размышлять, учитывая их готовность к когнитивной деятельности. Ведь известно, что чем больше когнитивной деятельности приходится на долю каждого ученика – тем выше КПД образовательного процесса. Есть несколько приёмов, позволяющих реализовать эту методику. Я пользуюсь, например, приёмом «распутывание» клубка вопросов на «нити». Это подразумевает разбиение задания на более мелкие части с целью распределения работы среди как можно большего числа учеников и создания взаимодействия между ними. Здесь органично вплетается методика взаимообучения учащихся. Группы, на которые делится класс, состоят их учащихся с разной степенью теоретической и практической подготовленности. Взаимообучение в группе заключается в обмене информацией, в совместной отработке умений и навыков и взаимопроверке. Групповое взаимообучение ставит одного из учащихся в позицию консультанта по одному или другому вопросу. Взаимообучение активно способствует закреплению знаний. Одновременно идет процесс обогащения друг друга дополнительной информацией. В чём же состоит инновация, ведь перечисленные выше методы давно известны и щироко применяются учителями? Моё «ноу-хау» состоит в том, что взаимообучение учащихся происходит с применением «облачных» технологий. На Google drive я создала свой аккаунт. Завела папку проекта и открыла доступ к ней всем ученикам класса. Каждая группа создавала свой «кусочек» проекта и выкладывала его на диск в общий документ. Так происходил обмен информацией между группами. В результате собиралась общая работа, которая потом демонстрировалась на каждом компьютере (конечно, со своими ньюансами).
Приведу пример открытого урока по теме: «Создание модульной программы с параметрами на примере рисования улицы». Урок сконструирован с применением технологии РКМЧП.
Краткое описание урока.
Ученикам даётся задание создать в программе Логомиры улицу, состоящую из домов и деревьев. Эту работу делим на более мелкие части: создание непосредственно домика, создание дерева, создание перехода между рисованием домика и рисованием дерева (то есть создание программы «дом с деревом»), создание улицы (то есть создание перехода между двумя рядами домов с деревьями). Класс делится на группы (по количеству частей в задании).В принципе, задание можно ещё усложнить, задавая рисование разных предметов: фонарного столба, урны, цветка и т.п. Каждая группа учеников (можно пара) делает свою часть работы, а общая программа собирается обменом между учениками отдельных частей программы.
Предмет, возраст учащихся: информатика, 6 класс
Тип урока: обобщение, повторение
Тема урока: «Создание многоблочной программы на примере рисования улицы в программе «Логомиры».
Цель урока: закрепление правил составления программы с параметрами при работе в программе ЛогоМиры.
Обучающая задача: актуализировать, расширить, обобщить знания учащихся о правилах написания программы, закрепить навыки использования «облачных» технологий.
Развивающая задача: развивать способность анализировать, комбинировать, планировать свои действия, умение работать в группе, развивать исследовательскую и познавательную деятельность;
Воспитательная задача: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность за порученное дело, упорство в достижении поставленной цели.
Ход урока:
1. Стадия вызова.
Цели:
а) актуализация знаний учащихся по теме урока;
б) пробуждение интереса к изучаемой теме, мотивация каждого ученика к учебной деятельности.
Приём: игра «Верите ли вы в то, что…», организация работы с текстом.
Форма работы: фронтальная, групповая.
«Верите ли вы в то, что…»
1…можно написать программы, выполняя которые черепашка нарисует сначала дом, потом дерево и раскрасит их в любой цвет?
2…используя программы, рисующие дом и дерево легко можно получить целую улицу, где дома похожи друг на друга по форме, но различаются цветом стен и крыш?
3…даже летом может пойти снег?

Сегодня на уроке речь пойдёт о правилах составления программы с параметрами. Мы вспомним как, пользуясь командами движения, поворота и повторения заставить черепашку рисовать простые геометрические фигуры, как переходить от рисования одной фигуры к рисованию другой, как пользуясь командой «случайный цвет» раскрасить нарисованные объекты «случайным цветом». Давайте зайдём на Google drive, в папку проекта «рисование улицы» и посмотрим презентацию. См. приложение.
2. Стадия осмысления
Цель: получение новой информации, её осмысление, отбор.
Форма работы: групповая.
Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа в папке проекта на Google drive сидя за компьютерами читает общий для всех групп текст. Он составлен таким образом, что включает в себя как информацию уже известную учащимся, так и абсолютно новую информацию. Вместе с текстом учащиеся находят в папке проекта вопросы (для каждой группы свои), ответы на которые необходимо в этом тексте найти.
Текст.
Программы. Правила составления программ.
Каждая программа состоит из трех частей: заголовка программы, тела программы и конца.
Заголовок программы начинается со слова ЭТО.
Название программы пишется одним словом после слова ЭТО. (Если название программы состоит из двух или более слов, то между ними используется нижнее подчёркивание).
После названия программы перечисляются используемые в теле программы параметры.
Перед названием параметра обязательно нужно поставить двоеточие.
Если используются несколько параметров, то, перечисляя их, запятые ставить не нужно.
Чтобы нарисовать квадрат нужно воспользоваться командой ПОВТОРИ 4 раза.
В квадратных скобках после команды ПОВТОРИ нужно записать команду движения с параметром и команду поворота. Пример: ПОВТОРИ 4 [вп :д пр 90].
Чтобы нарисовать треугольник нужно воспользоваться командой ПОВТОРИ 3 раза.
Чтобы повернуть черепаху на требуемый угол при рисовании крыши нужно воспользоваться командой поворота пр 30.
Чтобы нарисовать 6-угольник нужно воспользоваться командой ПОВТОРИ 6 раз.
Чтобы определить угол поворота при рисовании многоугольника нужно воспользоваться формулой 360 / K, где K – количество углов.
Если посмотреть на номера цветов в графическом редакторе, то можно заметить, что их номера меняются от 5(серый) до 135(алый) с шагом 10. Это значит, что самое маленькое значение цвета для нас будет 5. Чтобы получить все остальные цвета, надо умножить на 10 некую случайную величину со значениями от 0 до 13 и прибавить её к 5. Вот как будет выглядеть команда случайного выбора цвета: нц 5 + 10 * сл 13.
Чтобы закрасить фигуру нужно войти внутрь замкнутого контура, затем воспользоваться командой КРАСЬ.
После закрашивания замкнуто контура фигуры нужно возвращаться в исходное положение с поднятым пером.
Если мы хотим выполнить написанную программу, нужно в личной карточке черепахи написать её название, а затем перечислить численные значения всех используемых параметров.
Для рисования снегопада надо много раз повторить рисование снежинки в случайно выбранном месте. Для этого переместимся вперёд на случайное число шагов и повернёмся на случайное количество градусов:
пп пр 10 + сл 350 вп 10 + сл 200 – переход к следующей снежинке.
Прежде чем рисовать снег, нужно составить процедуру рисования одной снежинки. Назовите её снежинка. Используйте три параметра: к – количество лучей, д – длина луча, ц – цвет снежинки: снежинка 5 + сл 10 10 + сл 30 5 + 10 сл 13 – рисование снежинки.
Чтобы нарисовать снегопад достаточно повторить рисование снежинки 200 раз.
Строка рисования одной снежинки может выглядеть так:
По повтори :к[ вп :д пр 360 / :к]
Вопросы и задания.
1 группа (Домик)
1. С какого слова начинается заголовок программы?
Напишите его и озаглавьте свою будущую программу.
2. Как записываются все используемые в программе параметры?
Запишите их.
3. Как ввести новый цвет?
Введите новый цвет, воспользовавшись параметром.
4. Какими командами надо воспользоваться, чтобы нарисовать квадрат? Напишите строчку программы для рисования стен домика (длина стороны домика должна быть примерно равна 100 шагам черепахи).
5. Как осуществить переход из положения черепахи в нижнем левом углу квадрата в левый верхний угол квадрата? Напишите его.
6. Как повернуть черепаху в исходное положение для рисования крыши домика. Напишите этот поворот.
7. Как нарисовать треугольник?
Напишите команды для рисования крыши.
8. Как с помощью команд движения и поворота осуществить переход черепахи в правый нижний угол квадрата?
Осуществите этот переход.
9. Как отступить от домика 60 шажков черепахи для подготовки к рисованию дерева?
Осуществите это.
10. Каким словом надо закончить написание программы?
2 группа (Дерево)
1. С какого слова начинается заголовок программы?
Напишите его и озаглавьте свою будущую программу.
2 Как записываются все используемые в программе параметры?
Запишите их.
2. Как ввести новый цвет?
Введите новый цвет, воспользовавшись параметром.
3. Какими командами надо воспользоваться, чтобы нарисовать квадрат? Напишите строчку программы для рисования ствола дерева. (Используйте для этого небольшой квадрат. Длина стороны квадрата должна быть задана с помощью параметра и составлять примерно 50 шагов черепахи).
4. Как закрасить ствол дерева?
Напишите команды для захода внутрь контура ствола и воспользуйтесь командой КРАСЬ.
5. Как вернуться в исходное положение?
Воспользуйтесь обратными командами и вернитесь в исходное положение.
6. Как осуществить переход черепахи в левый верхний угол квадрата?
Осуществите этот переход.
7. Как поменять цвет пера на новый?

Поменяйте цвет пера для рисования кроны дерева с помощью параметра.
8. Как нарисовать шестиугольник?
Нарисуйте контур кроны дерева, используя параметр.
9. Как закрасить крону дерева?
Напишите переход черепахи внутрь шестиугольника и закрасьте его.
10. Как вернуться в исходное положение?
Осуществите это.
11. Как написать переход черепахи на нижнюю грань квадрата-ствола + 50 шажков черепахи вправо и установить её вертикально?
Осуществите это.
12. Каким словом надо закончить написание программы?
Напишите его.
3 группа. (Снег)
1. С какого слова начинается заголовок программы?
Напишите название программы для рисования одной снежинки.
2. Как указать используемые параметры в строке заголовка?
Напишите используемые параметры в строке заголовка (1 параметр – количество лучей снежинки, 2 параметр – длина луча, 3 параметр – цвет снежинки)
3.Как задать новый цвет снежинки с помощью параметра.
Задайте его.
4. Как написать строку рисования одной снежинки?
Напишите её.
5. Как закончить программу?
Напишите это слово.
6. Как составить программу рисования снегопада?
Напишите название программы снег.
Напишите строку рисования снега, используя программу для одной снежинки и повторив её 200 раз.
7. закончите программу снег.

Учащиеся работают с текстом, выделяя разными цветами ответы на поставленные вопросы (каждая группа имеет свои вопросы) и выполняют задания. В результате найденных в тексте ответов на вопросы у каждой группы получается своя программа для рисования одного из объектов ( дома, дерева, снега)
Это дом :д :ц :к
нц :ц
по повтори 4[вп :д пр 90]
пп вп 2 пр 90 вп 2
по Крась
пп нд 2 лв 90 нд 2
вп :д пр 30
нц :к
по повтори 3[вп :д пр 360 / 3]
пп вп 5 пр 30 вп 5
по Крась
пп нд 5 лв 30 нд 5
пп лв 30 нд :д пр 90 вп :д
вп 60 лв 90
конец

Это дерево :а :в :с
нц :в
по повтори 4[вп :а пр 90]
пп вп 2 пр 90 вп 2
по Крась
пп нд 2 лв 90 нд 2
вп :а
пр 90
нц :с
по
Повтори 6[вп :а лв 360 / 6]
пп вп 5 лв 30 вп 5
по Крась
пп нд 5 лв 30 нд 5
лв 30 нд :а пр 90 вп :а + 50 лв 90
конец

Это снежинка :л : е :ш
нц :л
по повтори :л[вп :е пр 360 / :ш]
конец

Это снег
повтори 200[снежинка 5 + сл 30 5 + 10 * сл 13
пп пр 10 + сл 350 вп 10 + сл 200]
конец
2.Стадия рефлексии.
Цель:
А. Оценка своих знаний, вызов к следующему шагу познания;
Б. Осмысление и присвоение полученной информации.
Приём: исследовательская работа.
Форма работы: индивидуальная – групповая.
Каждая из групп обменивается программами (в папке проекта) и строит свои улицы, повторяя программы несколько раз. Дети экспериментируют со значениями параметров, в результате чего при одинаковых программах у них получаются разные улицы.
Хочется закончить свою работу выводами, которые я сделала, работая с разными классами над этим проектом. Раньше я выдавала ученикам задания и тексты на листах бумаги. Возникали сложности при организации групповой работы. Ребята бегали по классу, передавая друг другу части программ. Какая-то группа делала работу быстрее, других приходилось ждать. Работа с применением «облачных» технологий во многом решила эти вопросы. Кроме того, ученикам очень нравится наблюдать как возникает общий документ, идёт активное взаимоконсультирование. Итоговую картинку (улицу) каждый ученик выкладывает на совместную презентацию. Все видят у кого что получилось. Думаю, что в своей работе я буду всё больше и больше применять «облачные» технологии и пользоваться «инновационными наработками» своих коллег.
Использованная литература:
1. Г.В.Белова «Программирование в среде ЛОГО. Первые шаги». Элективный курс. Профильное обучение. Издательство М: Солон-Пресс. 2007 г.
2. А.Ю. Коджаспиров. Словарь по педагогике.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики и ИКТ Информационная безопасность в сети Интернет Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном уроке в условиях реализац Психолого-педагогические технологии сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Из опыта работы учителя информатики. Проектная технология в школе
Опубликовано: 3019 дней назад (17 августа 2016)
Просмотров: 1105
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!