Проектная технология. Интегрированные проекты: информатика и литература, информатика и МХК, информатика и история.
Сегодня мы живём в информационном обществе и видим, как изменяется процесс обучения в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий. Не учитывать воздействие информационно-образовательной среды на участников процессов обучения нельзя.
Как известно, частью педагогической науки является дидактика. Эта наука о процессе обучения возникла ещё в XVII в.. Её появление связывают с именем известного чешского учёного Я.А.Коменского. Если задаться вопросом: отличается ли дидактика информационного общества от дидактики общества индустриального, то ответ будет положительным. И прежде всего это связано с изменением характера процесса обучения в информационно-образовательной среде, со всё возрастающей активностью наших учеников, которые во многом самостоятельно выстраивают свою деятельность в процессе обучения. Однако, дидактика информационного общества не отрицает все накопленные дидактические знания, а лишь изменяет их и дополняет.
Одним из основных дидактических понятий является метод обучения. Он определяется как способ целенаправленной совместной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение поставленных целей. В структуре метода выделяются три составляющие: деятельность ученика, деятельность учителя и содержание образования, на которое направлены эти деятельности. При обучении в информационно-образовательной среде по-прежнему действуют и учитель и ученики, реализуя свои цели и задачи. Однако само содержание образования – это уже не чётко структурированный учебный материал, а безграничное информационное поле. Следовательно, нужны новые методы обучения, которые помогут ученикам ориентироваться в этом информационном поле и работать только с той информацией, которая им необходима на данном этапе. Эти новые методы обучения должны учитывать специфику обучения в условиях информационно-образовательной среды, то есть желание каждого ученика получить индивидуальные образовательные результаты. Другими словами, новые методы обучения должны содержать этапы деятельности по достижению цели, но сама цель определяется учеником.
В связи со всем вышесказанным, хочется выделить одну из новых технологий, которая уже доказала свою эффективность на практике. Это проектная технология. В чём я вижу её явные преимущества? Во-первых, она позволяет создать условия деятельности очень близкие к реальным, помогая учащимся приобрести универсальные информационные и исследовательские умения. Во-вторых, эта технология нацелена на получение конкретного результата, который можно увидеть и применить в реальной жизни. В-третьих, проектное обучение является личностно-ориентированным.
Мои ученики разработали интересные проекты по информатике и литературе с использованием программы «Живая родословная». При изучении произведения Льва Николаевича Толстого «Война и Мир» они составляли генеалогическое древо семей героев произведения, что позволило им лучше структурировать информацию о взаимосвязях героев.
Большой проект сделали учащиеся 5-го гимназического класса, исследовав историю семьи русских меценатов купцов Мамонтовых. Они посетили усадьбу купца Саввы Мамонтова Абрамцево и многое узнали о художниках, которые в разное время гостили и работали в этой усадьбе. Также в программе «Живая родословная», они проследили историю становления этого прославленного рода и узнали о многих выдающихся людях – художниках, артистах и т.д., - имевших родственные связи с Мамонтовыми.
Ученик 7 класса сделал проект о выдающемся русском инженере В.Г. Шухове, авторе знаменитой телевизионной башне на Шаболовке. В своей работе он использовал программу «Хронолайнер», которая помогла ему проследить этапы жизни и творчества великого человека. Коллаж, составленный по его проекту, получил специальный приз окружного конкурса «Окно в мир».
Так же ученики 7 класса сделали проект на тему «Немые свидетели пребывания французов в Москве в сентябре 1812 г.» Они прошли по всей Москве, посещая места, связанные с пребыванием французов во время оккупации города. Многие, выявленные ими исторические памятники уже безвозвратно утеряны, а многие нуждаются в реставрации. Проект занял первое место на конкурсе «Дети – творцы XXI века». В ходе работы над проектом использовали программы: для работы с текстом – MS Word, для создании презентации – MS Power Point, для обработки изображений – MS Office Picture Manager.
В своей работе я стараюсь руководствоваться древней китайской мудрость. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму.
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект урока английского языка в 6 классе
Социальный проект в школе
Проектная деятельность в 4 классе
Проект для школьников по домоводству
Похожие статьи:
Проектная деятельность на уроках английского языка
Проектная деятельность в школе
Проект: Наше будущее, 7-9 класс
Семинар практикум для учителей школы. Проектная деятельность
Семинар практикум для педагогов школы. Учебное исследование