Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по курсу "Библейская история и христианская этика" на тему "Что такое моё «Я»"

Что такое моё «Я». Совесть, ум, воля – свойства души. Как насытить душу добром?
Цель: продолжить формирование понятий: «совесть», «разум», «воля»; продолжить формирование понятий «душа», «богатая душа», «пустая душа», «внешняя красота – следствие внутренней», «ближний», «Любовь Божия к человеку и любовь наша к ближнему – лучшее лекарство для его души; воспитывать христианские отношения к окружающим; развивать понимание выразительных средств, применяемых различными видами искусства: музыке, изобразительном искусстве, литературе – для изображения различных чувств и состояний души человека.
Оборудование: Библия, Б. Ганаго «Мой гриб! Мой!», «Прозрение», изображение двух старушек; музыка: П.И. Чайковский вальс из балета «Спящая красавица», М.П. Мусоргский «Баба-Яга»
Ход урока
I. Организационный момент
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому -то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

II.Актуализация знаний (повторение изученного материала)
1. Беседа
- Ребята, что вы можете сказать о человеке, который может в любую минуту прийти на помощь? (Этот человек добрый, милосердный, отзывчивый.)
- У такого человека душа насыщена добром.
- А какие свойства имеет душа? (Совесть, ум, воля.)

ІІІ. Сообщение темы занятия. Работа над новым материалом
Сегодня мы с вами продолжим разговор о душе человека и узнаем, почему люди такие разные. Узнаем о свойствах души и о том, как насытить душу добром.

1. Работа со словарем
Чувства – чувствуем наши состояния и желания, радость и боль другого, можем сочувствовать ближнему;
разум – наши мысли, можем думать, размышлять правильно ли мы поступаем;
воля – помогает нам совершать поступки, о которых мы думаем и которые хотим совершить, т.е. осуществить наши желания и мысли;
совесть – способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

2. Слово учителя
Во всем, что было сказано до сих пор о нашей ответственности в деле святости – о необходимости убеждений и чувства долга, упорства и дисциплины, святости плоти и духа, во всем этом подразумевалось участие нашей воли. Ибо, в конечном счете, именно волей принимается индивидуальное решение согрешить или послушаться Бога. Воля выбирает, поддаться ли искушению или противостоять ему. Нашей волей определяется, в конечном итоге, наше моральное поведение.

Поэтому чрезвычайно важно понять, как действует наша воля, что побуждает ее обратиться в ту или иную сторону, почему нами принимается то или иное решение. И самое главное, мы должны научиться приводить свою волю в подчинение и послушание воле Божьей в нашей повседневной жизненной практике.

Для того, чтобы лучше понять, как действует наша воля, вернемся к определению понятия «сердце», данному в 6-й главе. В этом определении Оуэн отметил, что понятие «сердце» употребляется в Библии для обозначения совокупности свойств души, действующих во взаимодействии с добром или злом. Это – разум, чувства, совесть и воля.

Все эти свойства были заложены в душу человека Богом, но все они извратились вследствие падения человека в раю. Наш разум помрачился (Еф. 4:18), наши желания смешались (Еф. 2:3), наша воля извратилась (Иоан. 5:40). С новым рождением свыше все это меняется. Разум просветляется, склонности и желания принимают иное направление, наша воля покоряется Богу. Но происходит все это не сразу, это процесс роста. Нам сказано обновиться умом (Рим. 12:2), и подчинить свою волю воле Божьей (Иак. 4:7).

Более того, когда Бог сотворил человека, разум, чувства и воля действовали в совершенном согласии. Разум помогал человеку узнавать волю Божью, его личная воля была в согласии с волей Бога, а чувства с радостью творили её. Однако с появлением греха в душе человеческой эти три дара вступили в противоречия и начали действовать друг против друга и против Бога. Воля стала своенравна и упряма, начала бунтовать и не соглашаться с тем, что разум признает Божьей волей. Все чаще пересиливают чувства, уводящие разум и волю от послушания Богу.

Все это показывает, в какой тесной взаимосвязи друг с другом находятся разум, чувства и воля. И хотя, в конечном счете, выбор решается волей, на её решение влияет множество мощных внешних сил.

3. Физкультминутка
Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

4. Работа над рассказом Б. Ганаго «Мой гриб! Мой!»
а) Чтение рассказа учащимися
- Дети, мы с вами тоже сейчас отправимся в лес, но не за цветами, а за грибами вместе с героями рассказа «Мой гриб! Мой!».
Дедушка с внуком пошли в лес за грибами. Дед – грибник опытный, знает лесные секреты. Ходит он хорошо, а вот нагибается с трудом – спина может не разогнуться, если резко наклониться. Внук же юркий. Заметит, куда дедушка устремился, - и тут как тут. Пока дедушка поклон грибку сделает, внук уже кричит из-под куста:
- Мой гриб! Я нашел!
Промолчит дедушка и опять отправляется в поиск. Только увидит добычу, внук опять:
- Мой гриб!
Так и вернулись домой. Внучек показывает маме полную корзину. Та радуется, какой у нее грибник замечательный. А дедушка с пустым лукошком вздыхает:
- Да… Годы… Староват стал, староват…
Но, может, дело совсем не в годах, да и не в грибах? И что лучше – пустая корзинка или пустая душа?

б) Беседа по содержанию рассказа
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто из героев вам понравился? Почему?
- Что плохого сделал внук?
- Какую заповедь он нарушил?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Какой поступок был бы правильным?
- Кого вам было жалко? Почему?
- Могли бы вы помочь этому человеку? Чем?
- Что же хуже пустая корзинка или пустая душа? В чем ее вред?
- Какая может быть душа в противоположность пустой душе внука? В чем ее богатство?

5. Слово учителя
Если душа человека служит только телу (откликается на потребности тела) пустая, то такая душа сродни душе животных. Но человеческая душа имеет одну особенность, которая отличает ее от души животных или растений. Об этой особенности мы с вами сегодня уже вспоминали – высшее проявление души человека – дух, который тянет ее к Богу, Небу. Чем сильнее развит дух, тем более духовным становится человек, тем крепче связь с Богом. Тогда человек становится лучше и чище. «Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4: 7). Даже маленькие дети могут совершать дела достойные удивления.

Послушайте еще один рассказ этого же автора. Как его озаглавить вы мне скажите сами после того как я его прочитаю.

6. Работа над рассказом Б. Ганаго
а) Чтение рассказа учителем.
В одной школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две…
Телефона у Левы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Левина мама. Лицо у нее было очень грустное.
Ребята поздоровались и робко спросили:
- Почему Лева не ходит в школу?
Мама печально ответила:
- Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лева ослеп и сам ходить не может…
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
- А мы его по очереди в школу водить будем.
- И домой провожать.
- И уроки поможем делать,- перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слезы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лева с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лева с трудом сказал:
- Здравствуйте.
- И тут со всех сторон посыпалось:
- Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
- А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
- А я по истории.
- А я…
Лева не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слезы.
После ухода ребята составили план – кто, когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Левой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Левой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лева отвечал!
Как все радовались его оценкам, даже больше, чем своим!
Учился Лева прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того, чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Леву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…
Школу Лева закончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лева продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра.

б) Беседа по содержанию
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Как бы вы его озаглавили?
- Автор назвал его «Прозрение». Как вы считаете почему? Какое прозрение имел в виду автор?
- Чем ребята из рассказа «Прозрение» отличаются от внука из рассказа «Мой гриб! Мой!»?
- На кого из ребят вам хотелось бы быть похожими?
- Мы с вами прочитали два рассказа, в которых автор показал нам разных людей.

7. Работа с иллюстративным материалом
Сейчас я предлагаю вам посмотреть, как и с помощью каких средств, художник может изобразить разных людей и состояния их души. (Рассматриваются изображения двух разнохарактерных старушек, созданные специально для этой темы педагогом, используя прием передачи характера героя через предметы, которые его окружают, одежду героя, выражение лица, цветовые соотношения).

8. Работа над музыкальными произведениями
Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений, и вы мне скажите, образ какого человека нарисовал нам композитор.

Прослушивание произведений. Чайковский П.И. Вальс из балета «Спящая красавица», Мусоргский М.П. «Баба-Яга» (из сюиты «Картинки с выставки»)

IV. Итог урока
- О чем говорили на занятии?
- Назовите главное, чему вы сегодня научились?
- Можете ли вы теперь ответить на вопрос, который мы поставили с вами в начале нашего занятия?
- Для чего вам нужно это знать?
- Что самое главное в христианине, которым каждый из нас старается стать?
- Чем отличается пустая душа от богатой?
- С каким человеком приятнее общаться?
- Помните всегда об этом и не допускайте, чтобы ваша душа опустела!

Похожие записи:

Конспект урока по истории России, 8 класс. Внешняя политика при Александре II Конспект урока по изучению правил дорожного движения в 1 классе Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему «Натиск с Запада» в соответствии с требования План-конспект урока алгебры для 8 класса с презентацией. Преобразование рациональных выражений

Похожие статьи:

Урок этики во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе. Конспект
Опубликовано: 1188 дней назад (26 сентября 2021)
Просмотров: 513
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!