Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Н. Сладков «Осенняя ёлочка».
И. Токмакова «Осинка», «Дуб», «Рябина».
В. Коркин «Сонные грибы».
Цели: совершить путешествие в осенний лес; расширить знания о деревьях, грибах; обогащать словарный запас учащихся; вырабатывать технику чтения; развивать речь, смекалку, сообразительность;прививать любовь к поэтическому слову;воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: карта путешествия, портрет Н. Сладкова, предметные картинки с изображениями грибов, рисунок девочки-осени, детские рисунки об осени, фруктах, овощах, кроссворд «Лесной».
Ход урока
I. Организация класса
II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.
1. Артикуляционная зарядка:
- Начнем мы наш урок, ребята, как всегда с зарядки для язычка.
а)чистоговорка
Са - са - са - в лесу бегает лиса.
Со - со - со - у Вовы колесо.
Ос - ос - ос - на плечах много ос.
Су - су- су - было холодно в лесу.
б)скороговорка
Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью,
Шишки скроет до весны.
- Молодцы, ребята!
2. Выставка детских рисунков.
- Осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная. Я, ребята, очень рада, что вы тоже любите осень за красоту, за её щедрые подарки. Это видно по вашим рисункам.
3. Чтение наизусть стихотворения О. Высотской «Что нам осень принесла?»
- Дома вы должны были выучить наизусть стихотворение О. Высотской и подобрать загадки о дарах осени.
- Кто хочет рассказать стихотворение «Что нам осень принесла?»
(ответы 3 детей)
4. Загадывание детям загадок об овощах и фруктах.
- Ребята, поднимите руки, кто выучил загадку об овощах или фруктах?
- Молодцы!
- Приготовьте отгадки на свои загадки, но не показывайте их ребятам. Кто отгадает вашу загадку, тому вы дадите свой поощрительный приз.
(Дети с места загадывают загадки классу).
- Вы хорошо подготовили домашнее задание, все ребята молодцы. За свою работу вы получаете ... баллов.
III. Мотивация учебной деятельности.
1. Работа над загадкой.
- Послушайте внимательно загадку и отгадайте её.
Его весной и летом, мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
- Что это такое?
(Дерево)
2. Сообщение учителя.
- Сегодня на уроке мы отправимся с вами в сказочный лес. А с кем же мы туда отправимся? Отгадайте.
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.
- Кто это?
(Это осень).
- Осень пришла и принесла загадки о деревьях и растениях, которые встретятся нам в лесу. Давайте вместе отгадаем эти загадки и составим карту путешествия по лесу, чтобы не заблудиться.
(Учитель читает загадки и крепит на доску названия станций).
1.Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ёлка)
2. Что за дерево стоит
- Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
3. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч.
Не боюсь ни гроз, ни туч.
(Дуб)
4. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)
5. Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)
- Давайте прочитаем названия станций, на которых будем останавливаться на уроке.
IV. Сообщение темы и задач урока.
- На уроке вы узнаете много интересного о жизни деревьев осенью, о грибной поре. И так, отправляемся в путь.
V.Восприятие и осознание нового материала.
1. Беседа.
- Посмотрите, на какой станции в лесу мы сделаем первую остановку?
(На станции «Ёлочная»)
- Откройте учебник на странице 43 и прочитайте название рассказа. Кто его автор?
- Посмотрите, к доске прикреплен портрет детского писателя Н.И. Сладкова, автора рассказа и многих книжек о жизни животных и о природе.
2. Рассказ о Н.И. Сладкове
(подготовленным учеником).
Н.И. Сладков родился 5 января 1920 года в семье рабочего. Был военнослужащим. Ему, как человеку военному, пришлось побывать в разных уголках России. С детства он любил природу. Втретиться один на один с медведем, волком, рысью отважится далеко не каждый. А Сладков подкрадывался к хищникам и змеям с одним только фотоаппаратом в руках.
3. Чтение учителем рассказа Н. Сладкова «Осенняя ёлочка?»
- Какие слова в тексте непонятны?
4. Словарная работа.
Багрянец - багровый, красный цвет темного оттенка.
Бронза - золотисто-коричневый цвет.
5. «Жужжащее» чтение рассказа учащимся.
6. Чтение по абзацам – по вызову.
7. Беседа по прочитанному:
- Какое дерево подарило ей китайские фонарики?
(Это осина)
- Что подарил клён?
(Оранжевые звёзды)
- Чем засыпала ива ёлочку?
(Золотыми рыбками)
- Была ли ёлочка счастлива? Прочитайте в тексте это предложение.
- Что автор называет ёлочными лапками и ладошками?
(Её ветки с хвоей)
- Как выглядит ёлочка?
(Она вся разноцветная, не то, что зимой и летом).
8. Физминутка
9. Чтение стихотворений Ирины Токмаковой шёпотом (с 44-45)
- Отправляемся дальше по сказочному лесу.
- Следующая наша станция
«Осинка». Почему она так называется?
- Прочитайте стихотворение хором.
- Почему об осинке сказано, что она зябнет?
(Она дрожит, мерзнет)
- Как деревья спасаются от холода?
(Они сбрасывают листву и засыпают).
- Мы прибыли на станцию
«Дубовая». Чтение стихотворения мальчиками вслух.
- Что нового узнали о дубе?
(Дуб ничего не боится).
- Найдите строки и прочитайте, где говорится, что дуб – очень стойкое дерево? Знайте, что дуб и осина позже всех сбрасывают листья.
Станция
«Рябиновая»
Чтение стихотворения девочками вслух. Словарная работа:
Хина - горькое лекарство.
- Какая на вкус рябина?
- Вспомните, чем полезна рябина?
10. Станция
«Грибная»
- Мы забыли взять с собой корзинки, когда отправлялись в лес. А для чего они нам нужны?
а) чтение стихотворений-загадок о грибах:
- Узнайте, о каких грибах идет речь.
(Читаю загадки и выставляю картинки)
Этот гриб живет под елью,
Под её огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора – ...
(Боровик)
Бор – сосновый, еловый лес.
Ножки наши тонки,
На ножках перепонки,
Растем мы под пеньками
Зовемся мы – ...
(Опенки)
Я в красивой шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я – ...
(Подосиновик)
Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло-рыжие ...
(Лисички)
- На какие две группы можно разделить грибы? Назовите съедобные грибы.
- Какие несъедобные грибы знаете?
б) чтение стихотворения В. Коркина «Сонные грибы»:
- учителем;
- молча.
в) беседа:
- Почему стихотворение так называется?
- Когда засыпает природа?
- Быстро или медленно нужно читать это стихотворение? Почему?
VI. Обобщение и систематизация знаний.
1. Пересказ рассказа «Осенняя ёлочка».
2. Выразительное чтение стихотворений.
3. Игра «Собери пословицу».
- Нужно найти одинаковые по форме листики и собрать пословицы.
(по 1 ученику с каждого ряда).
Пословицы записаны на листиках с деревьев:
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Сентябрь – пахнет яблоками,
а
октябрь – капустой.
В октябре одна ягода, да и та горькая рябина.
4. Кроссворд «Лесной».
Последнее задание Осени – это отгадать кроссворд.
Загадки:
1. Это дерево цветёт,
Аромат и мед даёт.
И спасет нас от гриппа,
От простуд царевна – ...
(Липа)
2. Весной зазеленела,
Летом загорела,
Осенью красные
Кораллы надела.
(Рябина)
3. Никто её не пугает,
А она – вся дрожит.
(Осина)
4. Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)
5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке –
Ветви – только на макушке.
(Сосна)
6. Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей - зимой,
А летом с бритой головой.
(Пень)
7. Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)
8. В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Жёлудь)
- Какое слово получилось в выделенных клеточках? Что это? Что обозначает слово листопад? Какой месяц мы так называем?
VII. Итог урока.
- Наше путешествие по сказочному лесу подошло к концу. Давайте вспомним, о каких деревьях мы читали сегодня?
- Кто авторы этих прекрасных произведений?
- Как нужно собирать грибы?
(Очень осторожно).
Помните, что неправильно приготовленными съедобными грибами тоже можно отравиться. Будьте осторожны!
- Пришла пора сказать: «До свидания!» и нашей гостье – осени. Я думаю, ей очень понравился наш урок: ваши ответы, ваше чтение, ваши рисунки. Она приготовила вам подарок – это «Осенняя сказка», с которой мы познакомимся на следующем уроке чтения.
VIII. Домашнее задание.
А теперь запишите домашнее задание
с. 43-46 выразительно читать и пересказывать рассказ.
- Спасибо вам, ребята, за активность? Вы молодцы? Урок окончен.
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное
Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри»
Конспект урока литературного чтения для 2 класса
Похожие статьи:
Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе