Урок этики во 2 классе

Конспект урока этики «Что такое хорошо и что такое плохо?», 2 класс

Составитель: С.В. Котловская

Участники: родители и учащиеся 2-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) повышать уровень педагогической культуры родителей в плане нравственного воспитания ребенка;

2) развивать интерес родителей к процессу становления характера ребенка, его личности.

Подготовительная работа

I. Подготовка пригласительных билетов для родителей по следующей форме:

Дорогие родители!

Приходите, пожалуйста, в школу на час сердечного общения с нами.

Мы вас хотим удивить.

Ученики 2-го класса и классный руководитель

II. За две недели до урока этики проводится анкетирование и тестирование учащихся по изучаемой проблеме.

Анкета для учащихся «Считаешь ли ты себя культурным человеком?»

В предложенном списке отметь знаком «+» те действия, которые ты считаешь приличными, а те, которые считаешь неприличными, — знаком «—»:

а) громко кричать;

б) драться;

в) перебивать в разговоре другого человека;

г) списывать из чужой тетради во время контрольной;

д) задавать неуместные вопросы;

е) свистеть;

ж) ругаться;

з) жадничать;

и) сплетничать;

к) ябедничать;

л) врать;

м) навязываться в друзья;

н) не обращать внимания, когда кого-то обижают;

о) молчать, если кто-то совершил плохой поступок;

п) приставать к людям с расспросами;

р) завидовать кому-то;

с) жаловаться на кого бы то ни было;

т) быть равнодушным к чужой беде.

Тест «Хорошо ли ты воспитан(а)?»

На каждый вопрос необходимо дать ответ «да» или «нет».

1. Всегда ли ты приветливо здороваешься с людьми, несмотря на свое настроение?

2. Выходя из здания, ты придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом?

3. Продвигаясь к выходу из автобуса, ты вежливо обращаешься к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»?

4. Ты здороваешься везде, куда бы ни пришел(ла), даже в лифте?

5. В театре ты приходишь к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят?

6. Ты считаешь, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление?

7. Должна ли девушка в кинотеатре снимать головной убор?

8. Девушка, которую провожает парень, должна идти слева от него?

9. Должен ли левша протягивать для рукопожатия левую руку?

10. Должен ли парень, идя в компании двух девчонок, занимать место в центре?

11. Можно ли выражать соболезнование по телефону?

12. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не окончен, вновь набрать номер должен тот, кто звонил?

Ключ к тесту: за каждый правильный ответ ставится 5 баллов. Правильные ответы: «да» — 1, 2, 3, 5, 7, 12-й пункты и «нет» — 4, 6, 8, 9, 10, 11-й пункты.

Результаты:

— 45—60 баллов — отлично;

— 35—40 — хорошо;

— 25—30 — удовлетворительно;

— 0—20 — плохо.

III. Подбор ситуаций для обсуждения на часе общения, пословиц и поговорок о вежливости и воспитанности.

IV. Разучивание и инсценировка стихотворений, частушек, пословиц по обсуждаемой проблеме (В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А.Л. Барто «В театре», «Вежливый поступок»).

V. Для оформления кабинета ученики готовят рисунки на тему: «Это хорошо, когда...», «Это плохо, когда...».

VI. Для родителей готовится памятка «О воспитании культуры поведения детей».

Памятка

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Воспитывайте детей личным положительным примером. Не грубите и не сквернословьте сами. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Будьте тактичны по отношению к другим людям.

3. Не давайте невыполнимых обещаний. Это подорвет доверие вашего ребенка к вам.

4. Не поучайте в конфликтных ситуациях.

5. Не делайте замечания в присутствии других людей.

6. Не наказывайте за то, что позволяете себе сами.

7. Не бойтесь извиниться в присутствии ребенка, если вы не правы.

8. Формируйте в семье традиции, ритуалы.

9. Не сравнивайте своего ребенка и черты его характера с другими детьми.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) выставка рисунков учащихся;

б) столы расставлены для работы смешанных групп (родители и дети), перед доской оставлено место для показа учащимися инсценировок.

* * *

I. Для творческой постановки проблемы группа учеников читает стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

II. Классный руководитель. В настоящее время отмечается рост интереса к проблемам семьи, которая занимает главное место в воспитании ребенка. Именно здесь закладываются привычки ребенка, формируется стиль его поведения, отношение к нравственным нормам. Создавая определенный психологический климат, семья во многом определяет развитие личности ребенка. Как воспитательный фактор она занимает более высокое место, чем школа или другие образовательные учреждения. Несомненно, что в последнее время значимость семьи уменьшилась. Утеряны многие ценности, которые веками считались основой семейного воспитания, ухудшилась демографическая ситуация в стране, изменились потребности современного человека, изменился и сам объект воспитания — ребенок. Он стал более информированным, развитым, свободным. Воспитание — очень сложный и кропотливый процесс. Его результат будет заметен через многие годы. Для достижения наилучших результатов родители и учителя должны стать партнерами, при взаимодействии которых проявляются уважение, внимание, стремление к сотрудничеству. Сегодняшний час общения посвящен проблемам морали и нравственности. (В выступлении приводятся результаты анкетирования учащихся и выделяются вопросы для совместного обсуждения.)

III. Тестирование родителей. Классный руководитель предлагает родителям ответить на вопросы теста. Каждый из участников отмечает только ответы «можете ли вы».

Тест для родителей

Можете ли вы:

а) в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком;

б) посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст;

в) признаться ребенку в своей ошибке, совершенной по отношению к нему;

г) извиниться перед ребенком в случае своей неправоты;

д) овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя;

е) поставить себя на место ребенка;

ж) рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете;

з) всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;

и) пообещать ребенку исполнить его желание в обмен на хорошее поведение;

к) устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз;

л) если бы придумали робота-воспитателя, способного воспитывать идеально, купили бы вы его;

м) требовать от ребенка то, что сами иногда не выполняете.

Затем родителям выдается ключ к тесту, который поможет им оценить собственные родительские особенности и задуматься о проблемах воспитания в семье.

Ключ к тесту:

— 7—12 ответов «могу» означают, что ребенок — наибольшая ценность в вашей жизни; вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты;

— 5—7 ответов «могу» — забота о ребенке для вас — вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике применяете их непоследовательно. Порой вы очень строги, порой чересчур добры. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка;

— 1—4 ответа «могу» — у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка культурной личностью. Советуем обратиться к психологам и специальной литературе.

IV. Практикум. Группам родителей и детей предлагается проанализировать правильное поведение детей в определенных ситуациях и представить правильный вариант:

Ситуация 1. Мальчик гулял на улице. Стало темнеть. Увидев прохожего, он крикнул: «Сколько времени?»

Для закрепления правил поведения проводится конкурс «Волшебные слова». Родители и дети по очереди называют вежливые слова.

Ситуация 2. При входе в школу в дверях столкнулись два ученика. Одному 9 лет, другому 11. Кто из них должен уступить дорогу?

После обсуждения ученики показывают инсценировку стихотворения А. Барто «Вежливый поступок».

Ситуация 3. Девочка разговаривает с подружкой по телефону. Ее мама в это время убирает дом и просит дочь помочь. Девочка отвечает, что ей некогда.

После обсуждения ученики исполняют сатирические частушки, созвучные с поставленной проблемой.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

 

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

 

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

 

Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

— Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

 

В поезд входят три юнната:

— Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут.

 

Говорит лентяйке мать:

— Убери свою кровать.

— Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

 

А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

 

Витя очень умный парень,

Может все он смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Ситуация 4. Ребята пришли в театр. Спектакль начался. Через 5 мин Витя достал чипсы и стал ими хрустеть.

После анализа поступка мальчика ученикам предлагается рассказать о правилах поведения в театре и кинотеатре. Затем они представляют инсценировку стихотворения А. Барто «В театре».

Ситуация 5. Дедушка, опираясь на палку, медленно переходил дорогу. Ребята, стоявшие на остановке, наблюдали за ним, а потом стали передразнивать и смеяться.

После обсуждения ситуации участникам собрания предлагается вспомнить пословицы о вежливости.

Учись вежливости у невоспитанного.

Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.

Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай.

Прожуй, прежде чем глотать, послушай, прежде чем говорить.

V. Большой совет. Родители и дети составляют свод правил поведения культурного человека. Каждая группа представляет свой вариант. После обсуждения единый свод правил принимается. После оформления он будет помещен на стенде в кабинете.

VI. Рефлексия. Участникам урока этики предлагается одним предложением выразить свое настроение и мнение о произошедшем разговоре.

VII. Классный руководитель раздает родителям памятки «О воспитании культуры поведения детей».

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Валерия Сергеевна Боденова # 4 июня 2020 в 15:30 +2
Данный материал, показался мне, интересным, потому что он актуален для нашего времени. Когда дети не всегда соблюдают этикет общения со взрослыми. Родителям важно понимать, что и от них зависит будет ли их ребёнок соблюдать этикет, поэтому я считаю, что очень хорошо, что родители участвуют в данном мероприятии.
По данной теме учитель брал много ситуаций из жизни, поэтому детям будет легче усвоить этот материал и применять данные знания в жизни. А родителям эти знания помогут понять как именно надо развивать в дальнейшем своего ребёнка.
Оксана Константиновна Бородяева # 7 июня 2020 в 21:41 0
Правила поведения каждый должен знать с детства. Зачем? Чтобы чувствовать себя уверенней в незнакомой обстановке. И не бояться, что вы что-то сделали неправильно. Чтобы окружающие, даже взрослые, относились к вам с уважением. А ещё, чтобы другим нравилось общаться и хотелось дружить с вами. Правил этикета очень много. Все их не знает никто. Но это и необязательно. Важно помнить главное: если ты относишься с уважением к другим, то и к тебе будут относиться так же.
Спасибо за интересный материал