Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы педагога ДШИ. Работа над правильным формированием навыка дикции

Дикция является самым наглядным, контролируемым навыком она быстро поддается влиянию и быстро осознается ребенком. Ясность и четкость произнесения слов и даже отдельных слогов в большой мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твердое небо).
Методические требования находят продолжение непосредственно в способах работы с детьми. Наиболее распространенными являются: артикуляционная гимнастика, пропевание гласных и четкое произношение согласных, работа над дикцией, над выразительным и эмоциональным прочтением стихотворений и скороговорок.
Л.Дмитриев, отмечает, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестрых» гласных. Для ровного их звучания дети должны стремиться сохранить высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных «У», «Ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание формирования дикции уделяется гласному звуку «О». Пение упражнений на гласные «О», «Е» способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки «И», «А» и «Е». «И» приближенно к звуку «Ы», «А»- к «О», «Е»- к «Ё». Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение губ и рта. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко.
В.Багадуров на первом этапе обучения – отмечал, что полезно применять следующее сочетание согласных с гласными: «ла-лё-ро». Гласный «А» должен в нем звучать прикрыто. «До-ре-до» «Е» должен нейтрализоваться по звучанию «О». «Бом-зор-боль» согласный «Б» имеет высокое звучание, и в тоже время при его произношении очень активно работает голосовая щель. «До-ре-до» и «си-ре-ни» применяются для формирования прикрытого звука «И» ,который при открытом произношении сильно повышает гортань. «Ля-но-ра» и т.д. Подобные комбинации могут быть бесконечны. Все гласные произносятся сомбированно (в темном тембре). «Темный тембр придает звуку полноту и округлость, только посредством него певец может придать своему голосу всю полноту, на которую он способен» (М.Гарсиа).
Большой интерес в этой области представляет собой работа профессора Д.Л. Аспелунда (его диссертация «Развитие певца и его голоса», 1947).
Проф. Аспелунд пишет: «Общепринятая последовательность гласных, идет по пути плавной перестройки артикуляционных укладов, т.е. «И», «Е», «А», «О», «У» или, наоборот, «У», «О», «А», «Е», «И».
Таким образом, вокальные упражнения на слоги звучат как:
Ли –ле –ла –ло -лу
Ди –де - да –до -ду
Би –бе –ба –бо -бу

Или как отработка одного из этих слогов:
Ли –ли –ли
Ба –ба -ба
До –до –до

В отношении артикуляции гласных и согласных в словах песен руководитель должен добиться четкой дикции при выполнения конкретных задач:
Эти задачи выполняются в первую очередь на самом песенном репертуаре, а также и на вокальных упражнениях на слоги и слова.
1 задача состоит в том, чтобы добиваться ясной гласной в пении, это основывается на выразительном, фонетически правильном и литературном произношении текста или отдельных слов песни.
2 задача состоит в том, чтобы добиться единообразного уклада губ при пропевании той или иной гласной.
Так;
Гласная «У» - требует несколько вытянутых вперед губ;
гласная «О» - округленного положения губ;
гласная «А» - формируется от положения губ при гласной «О» с большим откидыванием нижней челюсти;
гласная «И» - может петься с несколько растянутыми губами или с укладом губ, приближающимся к укладу на «У» («Ю»): «И» яркое или «И» сомбированное, в зависимости от художественного задания;
гласная «Е» - требует нейтрального положения губ.

Проводя такую работу на специальных упражнениях надо внимательно следить за артикуляцией каждого члена хора.
3 задача состоит в том, чтобы научить детей удерживать определенный уклад губ на всем протяжении той или иной гласной.
Даже правильно сложив губы для той или иной гласной, дети склонны очень быстро, иногда почти тотчас же, ослаблять необходимую активность мышц, и тогда гласная теряет свою отчетливость, расплывается («У» переходит, например, в «О» или нечто среднее между этити гласными).
Воспитание этого нового навыка, как бы продолжающего и углубляющего навык, указанный во второй задаче, требует длительной тренировки.
Каждый раз, когда в песне встречается большая длительность (половинная, слигованная половинная нота, не говоря уже о целой), руководитель вырабатывает у поющих определенное положение губ на все время звучание гласной.
Тренировочным упражнением может быть служить следующее:
- Пропевание слога, например «ДЭ» или «ДО», на определенное количество ударов ( 2 такта по 4/4 , 3 такта по 3/4 и т.п., неизменяя положения губ).
4 задача состоит в том, чтобы научить детей протягивать в слоге именно гласный звук, предостерегая их от слишком поспешного перехода на следующий согласный.
Особое внимание следует обратить на артикуляцию двух гласных в пении – «А» и «Е». Неправильное их произношение придает вокальному слову и всему звучанию хора несобранный «белый» оттенок и очень сильно вредит четкому произношению дикции а следовательно и общей культуре исполнительства.
Гласная «А», как уже указывалось выше, наилучшим для звучания образом формируется от уклада губ при пении для гласной «О». Лишь в отдельных случаях, в зависимости от характера песни, она может артикулироваться при более растянутом положении губ.
Гласную «Е» рекомендуется произносить во всех случаях, не учитывая смягчения предыдущей согласной и несколько приближая к «Э», что и придает ее звучаю округлость и вокальность:
( е - э ) ( е – э )
«Тебе поём мы песню» (Тома, «Слети к нам, тихий вечер»).
Приходиться также следить за тем, чтобы поющие дети не подменяли в слове неударяемую гласную «Е» гласной «И», что очень часто встречается в практике, особенно в пении у младших школьников. Так фраза «мы встречаем» пропевается «мы встрИчаем»; «земелюшка-чернозём», как зИмелюшка-чИрнозём».
Если систематически и терпеливо добиваться выполнения перечисленных конкретных задач в артикуляции гласных, то можно повлиять на качество дикции в пении.
Слово составляется, как уже сказано, из сочетаний гласных и согласных, и работа над артикуляцией ясной гласной – лишь половина работы над четким произношением в пении т.е. - дикцией. В пении также необходимо сознательно и упорно добиваться яркой и четкой согласной.
В книге С.М. Волконского «Выразительное слово» образно говорится: «Если гласные – река, а согласные – берега, то надо укреплять последние, чтобы не происходило разливов».
Практическая работа в процессе пения над артикуляцией согласных:
1 задача состоит в том, чтобы понять при каком укладе губ и языка создаются правильные звуки согласных.
Например: чрезвычайно важная в пении согласная «Р» произносится быстрыми прикосновениями, дрожанием кончика языка у корней верхних передних зубов и имеет собственное звучание (санорная);
Твердая согласная «Д» образуется при плотном прижимании всей передней части языка к альвеолам, а мягкая «ДЬ» - к зубам;
Согласная «Б» - плотным сжатием губ и их мгновенным разжатием, отчего получается подобие «взрыва» (взрывные);
Согласная «М» - сближением губ, причем звук резонирует в носовой полости и звучит наподобие гласной (так же, как «Н»).
2 задача состоит в том, чтобы научить детей произносить согласные в пении несколько утрированно, преувеличенно.
Работа над этим навыком является непосредственно продолжением работы над сознательным образованием согласных. Дело в том, что, дикция в пении (т.е. одновременное и отчетливое, а также единообразное произнесение согласных, равно как и гласных) требует дополнительных умений по сравнению с обычной речевой дикцией. В этом и заключается тренировка артикуляционного аппарата за счет упражнений, скороговорок. Плохая артикуляция снижает дикцию в пении, поэтому почти во всех пособиях по работе с младшими школьниками рекомендуется согласную в пении произносить несколько утрированно, например: не одно «Р», а как два-три. Но здесь надо оговорить, что это правило относится к тренировочным упражнениям. То есть к работе над четкостью речи, а также тренировке самого вокально-речевого аппарата.
3 задача состоит в том, чтобы научить детей ясно и отчетливо произносить согласный звук, замыкающий слово, присоединяя его к последующему слову. Следует помнить, что «продление звучания согласного звука идет за счет гласного». При таком условии согласный звук, который имеет меньше звучаний, чем гласный, захватывает большую часть ноты, и это отражается на кантилене в пении. Происходит «пожирание гласных согласными…Согласные должны звучать, но они не должны распухать, а гласные не должны сохнуть за счет других звуков».
В работе над артикуляцией и формированием навыка дикции с большой пользой могут применяться народные прибаутки, скороговорки, юмор которых зачастую усиливается как раз своеобразной звуковой игрой тех или иных согласных.
Например: «Скок- поскок, молодой дроздок» ( с - к )
«Барашеньки – крутоноженьки» ( р – ш – ж )
«На горе Арарат растет крупный виноград» ( р ).
М.И. Глинка, создатель «концентрического» метода обучения певца, считал, что в основе данного метода должно быть создание стабильных упражнений для систематического их использования из года в год.
В.Г.Соколов подчеркивает мысль о том, что»вокально-хоровые упражнения развивают вокальные данные каждого ученика и совершенствуют звуковым качествам хора в целом, а, следовательно, способствуют подъёму художественного уровня исполнительства». Кроме того, применение тех или иных упражнений развивает мускулатуру, участвующую в голосообразовании. ( дыхательную – брюшной пресс, межреберные, спинные и поясничные мышцы, диафрагму; артикуляционную – ротовая полость, язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо; а также влияет на формирование четкой и активной дикции).
Формирование навыка дикции – это формирование сложного двигательного навыка. Необходимо подчеркнуть, что артикуляционный аппарат это наиболее пожвижная и подчиненная нашей воле часть голосового аппарата. Мы можем сознательно управлять и регулировать его работу: мы видим, как двигается нижняя челюсть, как работают губы, как лежит язык, в каком положении находится мягкое небо. Воздействуя в нужном направлении на полностью подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат. Добиваясь свободной, активной работы этих органов и через них формировать правильную функцию всех других органов голосообразования.

Рекомендуем посмотреть:

Особенности работы концертмейстера в школе искусств Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС Сценарий посвящения в юные художники первоклассников ДШИ Вокальная импровизация это
Родительское собрание в музыкальной школе. Итоги за 1 полугодие
Опубликовано: 2161 день назад (3 декабря 2018)
Просмотров: 881
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!