Методическая статья "Особенности работы концертмейстера в классе духовых инструментов в школе искусств".
Автор: Шнайдер Людмила Вячеславовна, преподаватель МБУ ДО "Игримская школа искусств", пгт. Игрим.
Методическая статья:
"Особенности работы концертмейстера в классе духовых инструментов в школе искусств".
Аннотация: в статье раскрываются основные моменты работы концертмейстера как в классе, так и во время концертного исполнения в школе искусств.
Статья будет интересна преподавателям и концертмейстерам музыкальной школы и школы искусств.
При создании статьи использовался следующий
материал: Бекина С. И., Музыка и движение / С. И. Бекина, Т. П. Ломова. М.: Музыка, 1984. 180 с.;Кубанцева Е. И. Методика работы над фортепианной партией пианиста – концертмейстера / Е. И. Кубанцева // Музыка в школе. 2001. № 4. С. 52 – 55.
Статья: "Особенности работы концертмейстера в классе духовых инструментов в школе искусств".
Слово «концертмейстер» немецкого происхождения, состоит из двух слов «концерт» и «мастер» и имеет несколько значений: в оркестре – солист группы первых скрипок, иногда заменяющий дирижёра, в струнном ансамбле – художественный руководитель; музыкант, возглавляющий одну из инструментальных групп в симфоническом оркестре; пианист, аккомпанирующий исполнителю (вокалисту, инструменталисту, артисту балета) в процессе разучивания партии на репетициях и концертах.
Деятельность концертмейстера в школе искусств «не ограничивается успешным выступлением на сцене, она многопланова и заключает в себе не только творческую, но и педагогическую деятельность» [1. С. 38]. Концертмейстер тесно взаимодействует с педагогом, учеником и родителями. Ребёнок – солист и концертмейстер должны дополнять друг друга, «участие в ансамбле прививает ребёнку чувство коллективизма, повышает дисциплинированность, формирует ответственность перед окружающими» [2. С. 87].
Концертмейстеру важно помогать ученику почувствовать настоящим солистом. На занятиях оговариваются и проучиваются совместно с концертмейстером сложные места произведения. «Специфика работы концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов требует от него особого универсализма, мобильности» [2. С. 55]. Важным навыком для него является умение транспонировать произведение в другие тональности.
У блокфлейты нотация и реальное звучание отличаются на одну октаву. Например, нотация в первой октаве – звучание на октаву выше. Настраивается блок флейта по звуку ля второй октавы. Саксофон (альтовый) настраивается по звуку си бемоль малой октавы (соль первой октавы для саксофона) и по звуку си бемоль первой октавы (соль второй октавы для саксофона). Транспозиция на большую сексту вниз. Концертмейстеру доступна настройка этих инструментов. У саксофона выдвигается или задвигается мундштук (выдвинуть – будет звучать пониже, задвинуть – повыше звучание).
Если в силу своих физических возможностей ребёнок не может сразу начать заниматься на саксофоне, он начинает своё обучение в классе с освоения игры на блокфлейте. Динамика фортепианного звучания в ансамбле с каждым из инструментов отличается большей или меньшей насыщенностью. Так, аккомпанируя саксофонисту, фортепианную партию следует исполнять гораздо ярче, чем для блокфлейты. Важно оговорить с учеником такие «особенности исполнения, как распределение дыхания на фразу, места взятия дыхания. При этом необходимо учитывать особенности аппарата солиста» [1. С. 89].
Роль концертмейстера очень важна в процессе обучения и в концертной практике. Необходимо, чтобы ребёнку было комфортно музицировать с этим человеком, с которым бы он «ощущал энергетическую поддержку и опору» [2. С. 54]. Ведь именно с концертмейстером ученику придётся выходить на сцену. При работе над музыкальным произведением следует больше внимания уделить ансамблю и форме произведения. Концертмейстер помогает преподавателю в подборе репертуара. Это пьесы и ансамбли, народные мелодии, произведения зарубежных композиторов, джазовые пьесы для саксофона. Джазовые произведения не простые. Здесь важна работа над ритмом, артикуляцией, динамикой.
Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Эта область искусства находится в постоянном развитии. В последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических сторон деятельности исполнителя. Одной из проблем, которая представляет интерес, является проблема формирования эмоционально – волевых качеств в повседневной работе с учащимися и подготовке их к концертному выступлению. Святослав Рихтер считал, что самое важное – любить то, что исполняешь и верить в то, что исполняешь. В работе важна увлечённость. «Если состояние увлечённости постоянно сопровождало репетиционные занятия, и было закреплено за игровыми движениями, то в процессе концертного выступления оно пройдёт в состоянии вдохновения» [1. C. 56].
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый урок проходил увлечённо. Нужна вера ученика в свои силы и возможности. Фридерик шопен говорил своим ученикам: «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть ещё лучше» [2. С. 53]. Работать в классе блокфлейты и саксофона очень интересно. Трогательно наблюдать за тем как дети по частям собирают, а затем разбирают саксофон. Делают они это очень аккуратно. В настоящее время интерес к саксофону очень высок. Многие дети хотят научится играть на этом замечательном инструменте, обладающим сильным, сочным, выразительным звуком, большими виртуозными техническими возможностями.
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению
Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе
Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки
Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н
Похожие статьи:
Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе