«Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть коррекционно-развивающей работы с детьми».
Автор: Шишлакова Елена Юрьевна, воспитатель высшей категории, КДОУ ВО Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста», г. Острогожск, Воронежская область.
Описание: данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, педагогов, работающих в коррекционных дошкольных образовательных учреждениях.
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
- познакомить педагогов с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей;
- формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью и здоровью воспитанников;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
Место проведение: физкультурный зал.
Оборудование: гимнастические палки по количеству детей, аудиозаписи.
В проведении мастер-класса участвовало 5 воспитанников моей группы, глухие и слабослышащие дошкольники 4-5 лет.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, побуждать использовать полученные знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- повышается работоспособность, уверенность в себе, самостоятельность;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость, усталость, аппатия;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико – профилактические;
- физкультурно – оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
- валеологическое просвещение родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ.
Принципы здоровьесбережения.
- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.
Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:
- организацию деятельности детей в игровой форме;
- организацию культуротворчества дошкольников;
- построение педагогического процесса в образе модели культуры;
- снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.
Ход проведения:
Дети входят в зал. Идут в колонне по одному, по команде воспитателя (возьмите палки) берут гимнастические палки.
Развитие двигательных навыков и умений, коррекция осанки, профилактика плоскостопия у дошкольников.
1. Коррекционные упражнения с гимнастическими палками.
- пройти по кругу, палка на плечах на носках;
- палка за спиной, на пятках;
- положить палки на пол, покатать правой (левой) ногой;
- ходьба по палкам приставным шагом;
- палка в руках потянуться вперёд;
- ходьба по кругу отдать палки.
2.
Массаж «Дружок» и самомассаж «Ладошки».
Игровой самомассаж нетрадиционный вид упражнений. Является основой закаливания и оздоровления детского организма
Что такое самомассаж? – это один из видов пассивной гимнастики, где используются традиционные для массажа движения: растирание, надавливание, пощипывание, разминание. Его необходимо проводить ежедневно, 2- 3 раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, и, что самое главное, для него не нужно много места.
Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, улучшает кровообращение, познание себя, частей своего тела.
Детский самомассаж «Ладошки»
Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка,
Хлоп, другая! (Хлопки в ладоши)
Правой, левую ладошкой (Шлепки по левой руке от плеча к кисти)
Мы пошлепаем немножко.
А потом ладошкой левой (Шлепки по правой руке)
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом (Легкое похлопывание по щекам)
Даже щечки мы побьем.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки над головой)
По коленкам – шлеп, шлеп! (Хлопки по коленям)
По плечам теперь похлопай! (Шлепки по плечам)
По бокам себя пошлепай! (Шлепки по бокам)
Можем хлопнуть за спиной! (Шлепки по спине)
Хлопаем перед собой! (Шлепки по груди)
Справа – можем! Слева – можем! (Поколачивание по груди справа, слева)
И крест-накрест руки сложим!
И погладим мы себя. (Поглаживание по рукам, груди, бокам,
Вот какая красота! спине, ногам.)
3.
Игра «Детки». Эмоциональная тактильная игра.
Игры которые снимают психологические барьеры в отношении с педагогом, помогают наладить положительный эмоциональный контакт. В игру включается сам взрослый. Помогает преодолеть робость и застенчивость. Игры создают дополнительную возможность более тесного общения воспитателя с детьми.
Дети становятся в круг вместе с воспитателем, берутся за руки и произносят слова: «Все детки бегите, бегите быстрей!». Дети бегут к противоположной стороне зала. Воспитатель зовёт детей к себе, давая задания бежать, имитируя движения (как птицы летите, как рыбы плывите…). Дети бегут к воспитателю и собираются все в круг.
Детки, детки бегите скорей
Все детки бегите, бегите скорей!
Как птицы летите, летите ко мне!
Детки, детки бегите скорей
Все детки бегите, бегите скорей!
Как рыбки плавите, плывите ко мне!
Детки, детки бегите скорей
Все детки бегите, бегите скорей!
Как зайки скачите, скачите ко мне!
Детки, детки бегите скорей
Все детки бегите, бегите скорей!
Как кошки бегите, бегите ко мне!
Дети вместе с воспитателем садится в круг. Воспитатель произносит слова:
Умыли котята глаза и носы,
И щёчки, и лобики, даже усы,
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки.
По очереди каждый ребёнок гладит по голове своего соседа слева и говорит ему на ушко «Мяу!».
4
. Игровая гимнастика «Котики и кошки» (аудиозапись)
Наши пальцы рисовали Так-так-так
Наши пальчики читали Так-так-так.
Наши пальчики работали так-так-так
Наши пальчики играли? Нет-нет-нет
Наши пальчики устали Ой-ой-ой.
5
.Пальчиковая гимнастика «Котенок-шалун».
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность.
Котенок мамочку зовет:
-Мяу–мяу, мяу–мяу.
(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)
Он не напился молока:
-Мало–мало, мало–мало.
(скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы)
Покормит мама молочком:
-Мур–мур-мур, мур–мур– мур.
(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)
Свернется маленьким клубком:
-Ур–ур–ур, ур–ур–ур.
(ритмично потирают кулачок о кулачок)
Потом с клубочком поиграет.
Цап–цап–цап, цап–цап–цап.
(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)
И нитку быстро размотает.
Ап–ап–ап, ап–ап–ап.
(делают ритмичные круговые движения руками перед собой)
6
. Дыхательная гимнастика.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики важен для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку я увеличиваю постепенно от 30 секунд до 2 минут.
Дыхательное упражнение «Петух».
Ребенок встает прямо, ноги врозь, руки опустив.
Руки поднять в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам.
Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
Дыхательное упражнение «В лесу».
Представим, что мы заблудились в густом лесу.
Сделав вдох, на выдохе произносим "ау".
Изменим интонацию и громкость и поворачиваемся то влево, то вправо.
7. Игровое упражнение «Поплыли» (аудиозапись)
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки друзья – Это лодочка моя.
Паруса подниму
И морем поплыву.
А по бурным волнам
Пляшут рыбки тут и там.
Релаксация – это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение
8. Расслабление.
Упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Игра “Холодно – жарко”
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза)
Дети стоят в кругу. Выполняются упражнения на расслабление:
- поднять руки вверх, опустить вниз расслабив руки;
- подняться на носки, поднять руки вверх, постепенно расслабляем сначала кисти рук, потом руки, шею, туловище, ноги, ложимся на ковёр и закрываем глаза. Лежать неподвижно, ноги, руки в свободном положении.
Воспитатель берёт колокольчик и будит детей, подходя к каждому ребёнку.
Дети встают, проходят по залу, прощаются со взрослыми и уходят.
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
10 золотых правил здоровьесбережения:
1. Соблюдай режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья»
Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа
Дорожка здоровья для ребёнка своими руками
Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога
Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе