Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром дошкольников с нарушениями слуха "Пожар - это страшно!" Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников
Автор: Шишлакова Елена Юрьевна, воспитатель высшей категории, КДОУ ВО Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста», г. Острогожск, Воронежская область.
Описание: данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, педагогов, работающих в коррекционных дошкольных образовательных учреждениях.
Цель: формирование у детей знаний о пользе и вреде огня, соблюдения правил осторожного обращения с огнем.
Задачи:
Образовательные:
- дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом; указать на полезные и вредные свойства огня;
- продолжать знакомить детей с ситуациями, которые возникают при детских шалостях с пожароопасными предметами;
- продолжать учить детей читать и понимать смысл, рассуждать, отвечать на вопросы;
- формировать чувство опасности огня. Дать понять: нельзя пользоваться самостоятельно.
Воспитательные:
- побуждать детей брать на себя роль в соответствии с сюжетом проблемной ситуации; развивать игровой замысел, опираясь на полученные правила пожарной безопасности;
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
- предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем.
Развивающие:
- способствовать развитию практических навыков в поведении детей при возникновении пожароопасных ситуаций;
- развивать у детей восприятие, умение анализировать, делать выводы, размышлять над поступками наглядных примеров;
- развивать познавательную активность, любознательность, коммуникативные навыки, речь.
Коррекционные:
- коррекция и развитие познавательных способностей детей на основе игр и упражнений;
- формирование необходимых для усвоения программного матери¬ала умений и навыков.
Словарь: будем играть, назови игрушку, спички. Детям нельзя брать спички. Нельзя играть со спичками. Огонь бывает добрый. Огонь бывает злой. Греет нас. Помогает готовить еду. Помогает включить телевизор, утюг. Зажигает огоньки на ёлке. Это делает взрослый. Когда горит дом. Когда горит лет. Огнём можно обжечь руки, лицо. Детям нельзя включать газ. Розетка. Пожарный. Пожарная машина. Номер 101. Когда горит дом, что это? Это пожар. Пожар это страшно.
Оборудование: мебель для оформления интерьера комнаты, ноутбук, динамики, мультимедийное оборудование, слайды, видеофайлы, плоскостной дом, спички, телефон, игрушки, книга, атрибуты для огня (вуаль), пожарные каски, жилеты, огнетушители, ремни, белые халаты, медицинская сумка, салфетки.
Предварительная работа: беседы о правилах пожарной безопасности, о работе пожарных; просмотр слайдов «Пожар – это страшно»; просмотр развивающих видеороликов: «Поведение при пожаре», «Пожар в лесу», «Пожарная безопасность для детей», развивающих мультфильмов: «Спасик и его друзья. Правила поведения при пожаре», «Уроки осторожности тётушки Совы. Огонь». Составление рассказа по картине «Спички не игрушка». Моделирование проблемных ситуаций. Игра на эвакуацию. Разучивание стихов.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход проведения:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Установка к началу занятия.
Воспитатель предлагает детям стать в круг.
Воспитатель:
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
(дети по очереди берут за руки стоящего рядом соседа и говорят: «Здравствуй!»)
Нам здороваться не лень
Всем Привет и Добрый день!
Крепко за руки возьмёмся (все берутся за руки)
Мы друг другу улыбнёмся (улыбаются).
С настроением хорошим,
Заниматься теперь можем!
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите играть? Давайте поиграем».
Игра «Назови игрушку».
Дети передают друг другу мяч по кругу и называют игрушку:
- Дом,
- Пирамида,
- Кукла,
- Юла,
- Самолёт,
- Машина.
Воспитатель берёт мяч, передаёт его следующему ребёнку и говорит: «Спички». Реакция детей.
Выясняем, что спички не игрушка, спичками играть нельзя.
Воспитатель берёт коробку со спичками, показывает её детям и предлагает посмотреть, как горит спичка, если её зажечь. Рассматриваем зажженную спичку в руке воспитателя:
- Посмотрите, какой яркий огонь, красиво горит, тёплый. Ой, огонь подбирается к моим пальцам, горячо, больно. Что делать? Бросить на пол?
Дети: Нет! Нельзя!
Задуваем спичку и бросаем её в определённое место (железная баночка).
В группу заходит учитель – дефектолог:
- Ой, ребята, а что это у вас такой запах? Вы что зажигали спички? Вы играли со спичками?
Дети: Нет! Это Елена Юрьевна зажигала спички!
Учитель-дефектолог: Елене Юрьевне можно зажигать спички. А детям спички брать нельзя. Нельзя играть со спичками. Ребята, а кто может брать спички?
Ответы детей: Взрослые, тётя, дядя, мама…
Учитель-дефектолог: Отгадайте загадку.
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает!
Что это?
Дети: Огонь!
Учитель-дефектолог: Правильно. Это огонь!
Беседа с демонстрацией слайдов «Огонь бывает разным».
Дети с учителем подходят к экрану.
Учитель-дефектолог: Ребята, огонь бывает разным. Огонь бывает добрый. Огонь бывает злой.
На экране дети рассматривают слайды. Учитель-дефектолог задаёт вопросы, комментирует совместно с детьми демонстрацию слайдов:
ДОБРЫЙ ОГОНЬ:
- греет нас;
- помогает готовить еду;
- помогает включить телевизор, утюг;
- зажигает огоньки на ёлке.
У
читель-дефектолог: Всё это нам даёт огонь. Только это должен делать взрослый!
Дети рассказывают стихи о добром огне.
Соня К. :
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Марина О.:
Нам огонь хороший нужен
И за то ему почёт.
София Л.:
Что ребятам греет ужин,
Варит суп и хлеб печёт!
ЗЛОЙ ОГОНЬ:
- когда горит дом;
- когда горит лес;
- огнём можно обжечь руки, лицо;
- может загореться утюг, плита, розетка.
Анжела К:
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла!
Учитель-дефектолог: Злой огонь – это опасно!
Воспитатель: Ребята, возьмите стульчики и сядьте возле дома.
Проводится игра «Спасём дом от пожара».
На мольберте располагается плоскостной дом с окошками.
Воспитатель: Когда горит дом, что это?
Дети: Это пожар!
Воспитатель вставляет в каждое окошко огонёк пожара.
Воспитатель: Ребята, давайте спасём дом от пожара. Для этого нам нужно выполнить задания.
Дети выбирают себе задание, написанное на бумаге, изображающей капельку воды.
Воспитатель: Читайте, думайте и правильно отвечайте. Если ответите правильно, закрываем огонь в окошке.
Все дети читают свои задания, а затем по одному выходят и отвечают.
ЗАДАНИЯ:
1. Пожар – это страшно?
2. Вова поджигает сухие листья.
3. Таня играет с куклой.
4. Мама варит суп.
5. Какого цвета пожарная машина?
6. Номер телефона пожарных?
7. Девочка включила утюг.
8 Можно играть спичками?
9. Кто тушит огонь?
Воспитатель: Вы все правильно ответили на задания и потушили пожар. Молодцы!
Игра - инсценировка «Спички не игрушка!»
Дети подготавливаются к игре.
Действующие лица:
Старшая сестра: Комарова Соня
Младшая сестра: Курдина Анжела
Огонь: Лукьянович София
Онищенко Марина
Пожарные:
Кобзев Марк
Дегтярёв Максим
Врачи скорой помощи:
Лукьянович София
Онищенко Марина.
Воспитатель: В одном доме жила семья. Мама, папа и две дочери. Старшую сестру звали……Соня, а младшую звали….Анжела. Мама с папой ушли на работу, а девочки остались одни дома. Старшая сестра села читать книгу, а младшая стала играть с игрушками. У неё было много игрушек, только все они Анжеле уже надоели, и она решила придумать себе новую игру. А для игры взяла Анжела спички.
Дремлют спички-невелички
В коробке до поры.
Только эти спички-птички
Не годятся для игры.
Если искорка случайно
Попадёт на ворс ковра,
Может кончится печально
Интересная игра.
Увидела старшая сестра спички, испугалась и говорит:
- Нельзя брать спички! Нельзя играть со спичками!
Только младшая сестра её не послушала и потихоньку зажгла спичку.
Поиграла Анжела спичкой
И вспорхнуло пламя птичкой!
Красной стружкой завилось,
Закружилось, понеслось!
(Анжела бросает спичку на пол, и от испуга прячется. Загорелся дом.)
ТАНЕЦ ОГНЯ.
Старшая сестра стала звонить по телефону, вызывать пожарных.
Старшая сестра: Помогите! Дом горит! Улица Мира, дом 5! Помогите!!!
ВЫЕЗД ПОЖАРНЫХ.
Пожарные приезжают на вызов и начинают тушить огонь.
Старшая сестра: Помогите. Там в доме моя сестра!
Пожарные находят младшую сестру, которая спряталась от огня. Один из пожарных вызывает по телефону скорую помощь.
ВЫЕЗД СКОРОЙ ПОМОЩИ.
Приезжает скорая помощь, осматривает Анжелу и решает везти её в больницу.
Скорая помощь с сёстрами уезжает, затем уезжают пожарные.
Под музыку все дети выходят и садятся на стульчики.
Подводится анализ занятия.
Учитель-дефектолог: Что мы делали?
Дети: Мы занимались.
Учитель-дефектолог: Чем мы занимались?
Дети: Мы играли. Мы смотрели. Мы отвечали на вопросы. Мы думали и говорили.
Учитель-дефектолог: Что вы узнали? Какой бывает огонь?
Дети: Огонь бывает добрый и злой.
Учитель-дефектолог: Огонь бывает злой когда дети берут спичками, играют со спичками. Можно брать спички?
Дети: Нет! Нельзя брать спички! Нельзя играть со спичками!
Звучит сигнал пожарной тревоги (аудиозапись).
Проводится игра на эвакуацию.
Учитель-дефектолог: Все спокойно встаньте. Сейчас Елена Юрьевна узнает, где горит.
Воспитатель: Горит зал.
Дети вместе с педагогами выходят к эвакуационному (запасному) выходу в здании.
Итог занятия.
Воспитатель: Давайте ещё раз напомним, что спички детям брать опасно.
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Все дети:
Может дом сгореть дотла!
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Проект по Правилам пожарной безопасности в старшей группе в детском саду
Годовой план мероприятий по безопасности для детского сада
Декадник по профилактике пожарной безопасности в средней группе детского сада
Проект по пожарной безопасности в старшей группе в детском саду
Похожие статьи:
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе. Пожар в доме
Занятия по ОБЖ в средней группе. Картотека с целями по ФГОС
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе. В гостях у доктора Айболита
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе на тему «Приготовление винегрета (салата)»
Конспект занятия в средней группе. Зачем нужна чистая вода